Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа № 2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО. 01.УП.01 «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» дополнительной общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства «Эстетическое развитие детей 7-10 лет» Нижний Тагил 2022 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка.................................................................................... 3 Учебно-тематический план (чётный год поступления)............................................................................. 6 Содержание учебного предмета (чётный поступления)………………………………………………….. год 8 Учебно – тематический план (нечётный поступления)……………………………………………….. год 14 Содержание учебного предмета (нечётный поступления).......................................................................... Требования к уровню обучающихся.......................................... Методическое обеспечение процесса............................................ Формы и методы оценок………………………………. контроля, год подготовки учебного система Список литературы.......................................................................................... 3 16 21 22 24 26 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ) Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» входит в состав предметной области «Художественное творчество» учебного плана общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства для учащихся в возрасте 7-10 лет. Цели программы: − Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. − Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: − Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти). − Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. − Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. 4 − Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). − Приобретение детьми опыта творческой деятельности. − Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. В начале обучения выполняются преимущественно композиционные задания. Разнообразные по форме и содержанию, они направлены на развитие творческого потенциала ребенка. В процессе обучения необходимо сохранить и развить характерные для детей младшего возраста свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность процессом изображения и умение в самой натуре найти источник выразительности. В процессе рисования с натуры нужно приучать детей работать в определенной последовательности, опираясь на целостное, образное восприятие, сравнивать натуру с рисунком. Чтобы эта работа развивала у детей художественный вкус, необходимо в качестве натуры подбирать объекты выразительные, понятные детям. Занятия по данному предмету проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Основная форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая. В программе инициируются следующие формы проведения занятий: беседа, вернисаж, обсуждение, ситуативная игра, коллективный проект, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская, совместный просмотр, экскурсия и др. По способу организации занятий применяются следующие методы обучения: • Словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.); • Наглядные (показ приемов исполнения, иллюстраций; наблюдение); • Практические (практические занятия). 5 видеоматериалов, Главной является практическая часть, на которой приобретаются практические навыки по изобразительной деятельности. Ожидаемые (прогнозируемые) результаты 1. Сформирован изобразительной устойчивый деятельностью, интерес учащихся характеризующийся к занятиям положительным эмоциональным подъемом и соответствующим качеством обучения. 2. В результате завершения обучения по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» учащийся должен иметь: • Знания: − терминологии изобразительного искусства; − основ цветоведения; − разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе; − основных выразительных средств изобразительного искусства. • навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения; • умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках; • наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения; • наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности; • умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции; • умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности. Формы контроля 6 – контрольные задания – промежуточная аттестация – итоговая аттестация в конце года обучения УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Аудиторное задание Задание для самостоятель ной работы Наименование темы Максимальна я учебная нагрузка № Вид учебного занятия Четный год поступления I полугодие РАЗДЕЛ «ГРАФИКА» Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами: чем рисует художник. 1.2. Упражнения на выполнение штриховки, богатство линий и точек. 1.3. Выразительные возможности цветных карандашей и мелков. Создание градиентов и сложных цветов. 1.4. Понятие «тон», «полутон», объемное изображение объекта, использование градиентных растяжек. 1.5. Композиция листа. Масштаб изображения. 1.6. Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части. 1.7. Перспектива. Понятие перспективы, горизонта. Создание пейзажа с перспективой. 1.8. Ритм. Простой, Усложненный. 1.9. Симметрия. Создание симметричного узора. 1.10. Силуэт (теневая стилизация, изображение персонажей и 1.1. 7 урок 2 урок 3 1 2 урок 6 2 2 урок 3 1 2 урок 3 1 2 урок 3 1 2 урок 4 2 2 урок 3 1 2 урок 3 1 2 урок 3 1 4 2 предметов с помощью контура фигуры). 1.11. Основы рисования человека в полный рост (простая стилизация и пропорции). 1.12. Итоговая работа. Тематическая сюжетная композиция. Итого урок 3 1 4 урок 6 2 6 48 16 32 II полугодие РАЗДЕЛ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» 2.1. Знакомство с акварелью. Теплые и холодные цвета (заливки теплыми и холодными цветами). 2.2. Техника «по сырому». 2.3. Знакомство с гуашью. Смешение цветов. Упражнения на смешивание цветов. 2.4. Цветовые растяжки. Создание градиента от темного к светлому с последующим изображением силуэтов. 2.5. Композиция в теплых тонах 2.6. Композиция в холодных тонах 2.7. Контрастные цвета. 2.8. Плановость. Выполнение пейзажа с разграничением на ближний и дальний план, применение тонового контраста, выделение композиционного центра. 2.9. Выполнение натюрморта в технике декоративной стилизации. 2.10. Итоговая работа. Тематическая композиция. урок 2 урок урок 6 4 2 2 2 2 урок 3 1 2 урок урок урок урок 6 6 3 6 2 2 1 2 4 4 2 4 урок 6 2 6 урок 6 2 6 54 102 18 34 36 68 Итого: Итого общее: 8 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (четный год поступления) Раздел 1. Графика 1.1. Тема: Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами – карандаши цветные и графитные, фломастеры, ручки, маркеры. Зарисовки различными материалами. Использование формата А3, графитных и цветных карандашей, фломастеров, ручек, маркеров разной толщины. 1.2. Тема: Упражнения на выполнение штриховки, богатство линий и точек. Знакомство с разнообразием штриховых элементов. Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, дома, горы, замки). Использование формата А3, графитных карандашей, чёрного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная, точечная и т.д. 1.3. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей и мелков. Создание градиентов и сложных цветов. Знакомство с цветными карандашами и мелками. Работа штрихом, пятном, градиентом. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (осенние листья, деревья). Использование формата А3, цветных карандашей, восковых мелков. Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки). 1.4. Понятие «тон», «полутон», объемное изображение игрушки, использование градиентных растяжек. Изображение игрушек, свето – 9 теневая передача объема. Самостоятельная работа: Повторение работы в домашних условиях. 1.5. Тема: Композиция листа. Масштаб изображения. Знакомство с понятием масштаб. Выполнение аппликации: найти наиболее удачное положение абстрактных фигур различной величины на листе заданного формата. Использование формата А4, цветной бумаги, ножниц, клеякарандаш. Самостоятельная работа: Подготовка трёх аппликаций простых форм. Самостоятельно создать композицию из аппликаций на листе формата А4. 1.6. Тема: Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (т.н. скатерть). Освоение горизонтальной, вертикальной прямой линии, деления отрезков на равные части. Построение плоскости скатерти, стола. Использование формата А3, графитных карандашей. Самостоятельная работа: выполнение упражнения на деление отрезков на равные части. 1.7. Тема: Перспектива. Понятие перспективы, горизонта. Создание пейзажа с перспективой: городской. Использование формата А3. 1.8. Тема: Ритм. Простой, усложненный. Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), ритм из геометрических форм (ракеты, космос, планеты), выполнение зарисовок. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет). 1.9. Тема Симметрия. Создание симметричного узора на крыльях насекомых. Симметрично заполнить шаблон-силуэт животного, насекомого узором и орнаментом в свободной технике. 10 Использование черной гелиевой ручки, фломастеров, цветных карандашей, бумага формата А3. Самостоятельная работа: нарисовать и вырезать простой шаблон-силуэт животного, элемента одежды. 1.10. Силуэт (теневая стилизация, изображение персонажей и предметов с помощью контура фигуры). Знакомство с понятиями силуэт, тень, пятно, их способ использования. Выполнение композиции сказки с использованием теневых силуэтов. Использование формата А3, черного маркеры, ручки. Самостоятельная работа: нарисовать насекомое, лягушек, используя теневой силуэт. 1.11. Основы рисования человека в полный рост (простая стилизация и пропорции). Изображение фигуры человека в полный рост в одежде, упрощенная стилизация. Объяснить пропорции лица, рук и ног по отношению к телу. Использование формата А3, графических материалов. 1.12. Тема: Итоговая работа. Тематическая сюжетная композиция с персонажами (животные, люди, птицы, сказочные существа) их взаимодействие. Использование бумаги формата А2, графических материалов. Самостоятельная работа: подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для итоговой работы, формат ½ А4. Раздел 2. Цветоведение 2.1. Тема: чем и как рисует художник. Знакомство с живописными материалами, их свойствами и их использованием, с приёмами работы. Использование методических пособий, наглядного материала. Упражнение радуга. 2.2. Тема: знакомство с акварелью. Теплые и холодные цвета (заливки теплыми и холодными цветами), упражнение «листья». 11 Знакомство с основными цветами – жёлтый, красный, синий. Знакомство с понятием "цветовой круг". Основные и составные цвета. Умение получать составные цвета из двух основных. Выполнение заливок холодных и теплых оттенков, использование контура листьев в качестве шаблона для заливок. Самостоятельная работа: упражнения на смешивание красок. 2.3. Знакомство с гуашью. Смешение цветов. Упражнения на смешивание цветов (носки, перчатки, шапки). Изучение возможностей цвета, его преобразование при смешивании контрастных цветов (желтыйзеленый, красный-синий, желтый-красны и т.д.), близких по тону. Переход из одного цвета в другой. Выполнение этюдов (например, «носки», «перчатки», «шапки»). Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: выполнение упражнения на получение сложных цветов. 2.4. Цветовые растяжки. Создание градиента от темного к светлому с последующим изображением силуэтов (деревья, дома, животные, растения). Знакомство с понятием «градиент» из нескольких цветов. Выполнение этюдов (например, «летний пейзаж», лето в деревне, цирк). Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы, закат. 2.5. Тема: Композиция в теплых тонах (животные, птицы). Знакомство с теплой цветовой гаммой, использование ограниченной палитры, тональных контрастов. Использование гуаши, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: Выполнение золотых рыбок, жар птицы, феникса в ограниченной теплой гамме. 2.6. Композиция в холодных тонах (рыбы, растения, морские обитатели, 12 ракушки). Знакомство с холодной цветовой гаммой, использование ограниченной палитры, тональных контрастов. Использование гуаши, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: Выполнение растений, морской флоры и фауны в ограниченной холодной гамме. 2.7. Контрастные цвета. Выполнение композиции с использованием контрастных цветов (красный-желтый, зеленый-желтый, синий-красный, желтый фиолетовый) Сказочные птицы, волшебные бабочки. 2.8. Плановость. Выполнение пейзажа с разграничением на ближний и дальний план, применение тонового контраста, выделение композиционного центра. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр, правило горизонта, перспективы). Выполнение этюда пейзажа (например,горный, лесной). Использование бумаги формата А3, гуаши, акварели. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств 2.9. Тема: Выполнение натюрморта в технике декоративной стилизации. Использование тональных растяжек, градация цветов по тону и контрастности в соответствие с изображаемой формой предмета. Выполнение компоновки в соответствие с основными правилами композиции. Использование приема мазковой живописи. Тематический новогодний натюрморт. Использование формата А2, гуаши. Самостоятельная работа: изучение многообразия цветов фруктов, овощей, предметов быта. 2.10. Тема: Итоговая работа. Тематическая композиция. Использование бумаги формата А2, акварели, гуаши, графических материалов. 13 Самостоятельная работа: Подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для итоговой работы, формат ½ А4. Исходными понятиями в изучении курса являются характер и выразительность рисунка. По мере усложнения заданий возрастает роль детализации изображаемого предмета: более точной передачи силуэта и формы, пропорций, взаимоотношений с другими предметами – пространства и объема, фактурных свойств предметов. 14 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Аудиторное задание Задание для самостоятель ной работы Наименование темы Максимальна я учебная нагрузка № Вид учебного занятия Нечетный год поступления I полугодие РАЗДЕЛ «ГРАФИКА» Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами: чем рисует художник. 1.2. Упражнения на выполнение штриховки, богатство линий и точек. 1.3. Выразительные возможности цветных карандашей и мелков. Создание градиентов и сложных цветов. 1.4. Понятие «тон», «полутон», объемное изображение объекта, использование градиентных растяжек. 1.5. Композиция листа. Масштаб изображения. 1.6. Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части. 1.7. Перспектива. Понятие перспективы, горизонта. Создание пейзажа с перспективой. 1.8. Ритм. Простой, Усложненный. 1.9. Симметрия. Создание симметричного узора. 1.10. Силуэт (теневая стилизация, изображение персонажей и 1.1. 15 урок 2 урок 3 1 2 урок 6 2 2 урок 3 1 2 урок 3 1 2 урок 3 1 2 урок 4 2 2 урок 3 1 2 урок 3 1 2 урок 3 1 4 2 предметов с помощью контура фигуры). 1.11. Основы рисования человека в полный рост (простая стилизация и пропорции). 1.12. Итоговая работа. Тематическая сюжетная композиция. Итого урок 3 1 4 урок 6 2 6 48 16 32 II полугодие РАЗДЕЛ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» 2.1. Знакомство с акварелью. Теплые и холодные цвета (заливки теплыми и холодными цветами). 2.2. Техника «по сырому». 2.3. Знакомство с гуашью. Смешение цветов. Упражнения на смешивание цветов. 2.4. Цветовые растяжки. Создание градиента от темного к светлому с последующим изображением силуэтов. 2.5. Композиция в теплых тонах. 2.6. Композиция в холодных тонах. 2.7. Контрастные цвета. 2.8. Плановость. Выполнение пейзажа с разграничением на ближний и дальний план, применение тонового контраста, выделение композиционного центра. 2.9. Выполнение натюрморта в технике декоративной стилизации. 2.10. Итоговая работа. Тематическая композиция. урок 2 урок урок 6 4 2 2 2 2 урок 3 1 2 урок урок урок урок 6 6 3 6 2 2 1 2 4 4 2 4 урок 6 2 6 урок 6 2 6 54 102 18 34 36 68 Итого: Итого общее: 16 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (нечётный год поступления) Раздел 1. Графика 1.1. Тема: Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами – карандаши цветные и графитные, фломастеры, ручки, маркеры. Зарисовки различными материалами. Использование формата А3, графитных и цветных карандашей, фломастеров, ручек, маркеров разной толщины. 1.2. Тема: Упражнения на выполнение штриховки, богатство линий и точек. Знакомство с разнообразием штриховых элементов. Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, дома, горы). Использование формата А3, графитных карандашей, чёрного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная, точечная и т.д. 1.3. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей и мелков. Создание градиентов и сложных цветов. Знакомство с цветными карандашами и мелками. Работа штрихом, пятном, градиентом. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары). Использование формата А3, цветных карандашей, восковых мелков. Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки). 1.4. Понятие «тон», «полутон», объемное изображение животного, использование градиентных растяжек. Изображение животных, свето – 17 теневая передача объема. Самостоятельная работа: Повторение работы в домашних условиях. 1.5. Тема: Композиция листа. Масштаб изображения. Знакомство с понятием масштаб. Выполнение аппликации: найти наиболее удачное положение абстрактных фигур различной величины на листе заданного формата. Использование формата А4, цветной бумаги, ножниц, клеякарандаш. Самостоятельная работа: Подготовка трёх аппликаций простых форм. Самостоятельно создать композицию из аппликаций на листе формата А4. 1.6. Тема: Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (т.н. шахматная доска). Освоение горизонтальной, вертикальной прямой линии, деления отрезков на равные части. Построение шахматной доски. Использование формата А3, графитных карандашей. Самостоятельная работа: выполнение упражнения на деление отрезков на равные части. 1.7. Тема: Перспектива. Понятие перспективы, горизонта. Создание пейзажа с перспективой: деревенский, дикая природа. Использование формата А3. 1.8. Тема: Ритм. Простой, усложненный. Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет). 18 1.9. Тема Симметрия. Создание симметричного узора на одежде. Симметрично заполнить шаблон-силуэт элементов гардероба узором и орнаментом в свободной технике. Использование черной гелиевой ручки, фломастеров, цветных карандашей, бумага формата А3. Самостоятельная работа: нарисовать и вырезать простой шаблон-силуэт элемента одежды. 1.10. Силуэт (теневая стилизация, изображение персонажей и предметов с помощью контура фигуры). Знакомство с понятиями силуэт, тень, пятно, их способ использования. Выполнение композиции сказки с использованием теневых силуэтов. Использование формата А3, черного маркеры, ручки. Самостоятельная работа: нарисовать домашнее животное, используя теневой силуэт. 1.11. Основы рисования человека в полный рост (простая стилизация и пропорции). Изображение фигуры человека в полный рост в одежде, упрощенная стилизация. Объяснить пропорции лица, рук и ног по отношению к телу. Использование формата А3, графических материалов. 1.12. Тема: Итоговая работа. Графический натюрморт. Использование бумаги формата А2, графических материалов. Самостоятельная работа: подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для итоговой работы, формат ½ А4. Раздел 2. Цветоведение 2.1. Тема: чем и как рисует художник. Знакомство с живописными материалами, их свойствами и их использованием, с приёмами работы. Использование методических пособий, наглядного материала. Выполнение упражнения закат. 19 2.2. Тема: знакомство с акварелью. Теплые и холодные цвета (заливки теплыми и холодными цветами), упражнение «Лепестки». Знакомство с основными цветами – жёлтый, красный, синий. Знакомство с понятием "цветовой круг". Основные и составные цвета. Умение получать составные цвета из двух основных. Выполнение заливок холодных и теплых оттенков, использование контура лепестков цветов в качестве шаблона для заливок. Самостоятельная работа: упражнения на смешивание красок. 2.3. Знакомство с гуашью. Смешение цветов. Упражнения на смешивание цветов (фантики, конфеты). Изучение возможностей цвета, его преобразование при смешивании контрастных цветов (желтый-зеленый, красный-синий, желтый-красны и т.д.), близких по тону. Переход из одного цвета в другой. Выполнение этюдов (например, «фантики», «Бусы», «ракушки»). Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: выполнение упражнения на получение сложных цветов. 2.4 Цветовые растяжки. Создание градиента от темного к светлому с последующим изображением силуэтов (деревья, растения). Знакомство с понятием «градиент» из нескольких цветов. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «горы»). Использование гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы, закат. 2.5 Тема: Композиция в теплых тонах (животные, птицы). Знакомство с теплой цветовой гаммой, использование ограниченной палитры, тональных контрастов. Использование гуаши, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: Выполнение цветка в ограниченной теплой гамме. 20 2.6. Композиция в холодных тонах (рыбы, растения, морские обитатели, ракушки). Знакомство с холодной цветовой гаммой, использование ограниченной палитры, тональных контрастов. Использование гуаши, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: Выполнение растений, в ограниченной холодной гамме (кактусы, орхидеи). 2.7. Контрастные цвета. Выполнение композиции с использованием контрастных цветов (красный-желтый, зеленый-желтый, синий-красный, желтый фиолетовый) Сказочные рыбки, морские чудовища. 2.8. Плановость. Выполнение пейзажа с разграничением на ближний и дальний план, применение тонового контраста, выделение композиционного центра. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр, правило горизонта, перспективы). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, тропический). Использование бумаги формата А3, гуаши, акварели. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств 2.9. Тема: Выполнение живописной натюрморта в технике декоративной стилизации. Использование мозаичной живописи, градация цветов по тону и контрастности в соответствие с изображаемой формой предмета. Выполнение компоновки в соответствие с основными правилами композиции. Натюрморт праздничного стола (день рождения). Использование формата А2, гуаши. Самостоятельная работа: изучение многообразия цветов фруктов, овощей, предметов быта. 2.10. Тема: Итоговая работа. Тематическая композиция. Использование бумаги формата А2, акварели, гуаши, графических материалов. 21 Самостоятельная работа: Подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для итоговой работы, формат ½ А4. Исходными понятиями в изучении курса являются характер и выразительность рисунка. По мере усложнения заданий возрастает роль детализации изображаемого предмета: более точной передачи силуэта и формы, пропорций, взаимоотношений с другими предметами – пространства и объема, фактурных свойств предметов. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»: 1. Знание основных жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж). 2. Уметь владеть живописными и графическими материалами (гелевые ручки, маркеры, карандаши, гуашь, акварель и тд.). 3. Уметь компоновать гармоничное положение предмета в листе (не рисовать слишком маленький или слишком большой предмет). 4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, сближенные оттенки, контрастные цвета, уметь их смешивать в гуаши). 5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе (заливки, обводки, градиентные растяжки, мозаичное письмо, лессировки). 6. Уметь использовать основные выразительные средства изобразительного искусства (штрих, линия, пятно). 7. Знание основных элементов композиции: силуэта, ритма, контраста, статики-динамики, симметрии-асимметрии. 8. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции. 22 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программ. Оценки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика по отметочной шкале: Оценка "5" учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка "4" учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка "3" учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; 23 допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2" учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. При невыполнении заданий необходимого уровня в течение семи дней ученик имеет возможность воспользоваться правом пересдачи. Формы промежуточной аттестации: Зачет с оценкой – творческая выставка. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческой выставки по окончании каждого полугодия. При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков: - грамотно компоновать изображение в листе; - уметь смешивать составные цвета из основных; - уметь пользоваться палитрой; - уметь пользоваться графическими материалами, использовать в работе тонкие, толстые, прямые, кривые линии; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения объектов и фона; - грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых объектов. 24 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Обучающиеся должны достаточно свободно владеть рисовальным материалом. Поэтому программа предусматривает ряд специальных упражнений на овладение широким диапазоном графических средств: линией, штрихом, пятном и т.д. позволяющим передать тонкие нюансы формы в связи с общим замыслом работы. Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения человека, как наиболее сложной и разнообразной по форме натуры. Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок, сравнивая его с другими работами. Приемы и методы обучения - наглядное демонстрирование приемов и навыков; - групповое обсуждение эскизов и выполненных работ; - проверка теоретических знаний по рисунку; - ежегодные тематические выставки, посещение выставок графики и академического рисунка; - промежуточная и итоговая аттестация. По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы обучения, как: - объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая информация); 25 - репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов действий); - частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом); - исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами метода научного познания). Оборудование - столы, стулья, мольберты - стеллажи для хранения работ; - мольберт для показа; - ПК. 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя [Текст] / А.Д. Алехин – М.: Просвещение, 1984 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский 3-е изд.– М.: Просвещение, 1991. 3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя [Текст] / Н.А. Горяева – М.: Просвещение, 1991. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов – М.: Педагогика,1989. 5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем [Текст] / Е.Л. Зеленина – М.: Просвещение, 1996. 6. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах [Текст] / А. Кирилло – М.: Просвещение, 1971. 7. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст] / Т.С Комарова – М.: Столетие, 1998. 8. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст] / Л.В. Компанцева – М.: Просвещение, 1985. 9. Курчевский В.В. А что там, за окном? [Текст] / В.В. Курчевский – М.: Педагогика, 1985. 10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская – М.: Просвещение, 1977. 11. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя [Текст] / В. 27 Полунина – М.: Просвещение, 1982. 12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Н.М. Сокольникова – М., Академия, 2008. 13. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко – М.: Просвещение, 1985. 14. Щеблыкин И.К., Аппликационные работы в начальных классах [Текст] / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Когогкова – М.: Просвещение, 1990. 28