Основы ИЗО

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО. 01.УП.01
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
дополнительной общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного искусства
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»

Нижний Тагил
2022 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная
записка....................................................................................

3

Учебно-тематический план
(чётный год поступления)............................................................................. 6
Содержание учебного предмета
(чётный
поступления)…………………………………………………..

год

8

Учебно – тематический план
(нечётный
поступления)………………………………………………..

год

14

Содержание учебного предмета
(нечётный
поступления)..........................................................................
Требования
к
уровню
обучающихся..........................................
Методическое
обеспечение
процесса............................................
Формы
и
методы
оценок……………………………….

контроля,

год

подготовки

учебного

система

Список
литературы..........................................................................................

3

16

21

22

24

26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисование» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства
Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ)
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»
входит в состав предметной области «Художественное творчество» учебного
плана общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного
искусства для учащихся в возрасте 7-10 лет.
Цели программы:
− Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
− Формирование

понимания

основ

художественной культуры, как

неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
− Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии,
эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
зрительно-образной памяти).
− Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное.
− Воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности.
4

− Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства
ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
− Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
− Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира.
В начале обучения выполняются преимущественно композиционные
задания. Разнообразные по форме и содержанию, они направлены на развитие
творческого потенциала ребенка. В процессе обучения необходимо сохранить
и

развить

характерные

для

детей

младшего

возраста

свежесть

и

непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность
процессом изображения и умение в самой натуре найти источник
выразительности.
В процессе рисования с натуры нужно приучать детей работать в
определенной

последовательности,

опираясь

на

целостное,

образное

восприятие, сравнивать натуру с рисунком. Чтобы эта работа развивала у
детей художественный вкус, необходимо в качестве натуры подбирать
объекты выразительные, понятные детям.
Занятия по данному предмету проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Основная форма организации деятельности учащихся на занятии –
групповая. В программе инициируются следующие формы проведения
занятий: беседа, вернисаж, обсуждение, ситуативная игра, коллективный
проект,

мастер-класс,

наблюдение,

практическое

занятие,

творческая

мастерская, совместный просмотр, экскурсия и др.
По способу организации занятий применяются следующие методы
обучения:
• Словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.);
• Наглядные

(показ

приемов

исполнения,

иллюстраций; наблюдение);
• Практические (практические занятия).
5

видеоматериалов,

Главной является практическая часть, на которой приобретаются
практические навыки по изобразительной деятельности.

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
1.

Сформирован

изобразительной

устойчивый

деятельностью,

интерес

учащихся

характеризующийся

к

занятиям

положительным

эмоциональным подъемом и соответствующим качеством обучения.
2. В результате завершения обучения по учебному предмету «Основы
изобразительной грамоты и рисование» учащийся должен иметь:
• Знания:
− терминологии изобразительного искусства;
− основ цветоведения;
− разнообразных техник и технологий, художественных материалов в
изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;
− основных выразительных средств изобразительного искусства.
• навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения;
• умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках;
• наличие

творческой

инициативы,

понимания

выразительности

цветового и композиционного решения;
• наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности;
• умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;
• умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной
творческой деятельности.
Формы контроля
6

– контрольные задания
– промежуточная аттестация
– итоговая аттестация в конце года обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аудиторное
задание

Задание для
самостоятель
ной работы

Наименование темы

Максимальна
я учебная
нагрузка

№

Вид учебного
занятия

Четный год поступления

I полугодие
РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Вводная беседа. Знакомство с
графическими материалами:
чем рисует художник.
1.2. Упражнения на выполнение
штриховки, богатство линий и
точек.
1.3. Выразительные возможности
цветных карандашей и мелков.
Создание градиентов и сложных
цветов.
1.4. Понятие «тон», «полутон»,
объемное изображение объекта,
использование градиентных
растяжек.
1.5. Композиция листа. Масштаб
изображения.
1.6. Упражнение на проведение
прямых линий и деление
отрезков на равные части.
1.7. Перспектива. Понятие
перспективы, горизонта.
Создание пейзажа с
перспективой.
1.8. Ритм. Простой,
Усложненный.
1.9. Симметрия. Создание
симметричного узора.
1.10. Силуэт (теневая стилизация,
изображение персонажей и
1.1.

7

урок

2

урок

3

1

2

урок

6

2

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

4

2

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

3

1

4

2

предметов с помощью контура
фигуры).
1.11. Основы рисования человека в
полный рост (простая
стилизация и пропорции).
1.12. Итоговая работа. Тематическая
сюжетная композиция.
Итого

урок

3

1

4

урок

6

2

6

48

16

32

II полугодие
РАЗДЕЛ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1. Знакомство с акварелью.
Теплые и холодные цвета
(заливки теплыми и холодными
цветами).
2.2. Техника «по сырому».
2.3. Знакомство с гуашью.
Смешение цветов. Упражнения
на смешивание цветов.
2.4. Цветовые растяжки. Создание
градиента от темного к
светлому с последующим
изображением силуэтов.
2.5. Композиция в теплых тонах
2.6. Композиция в холодных тонах
2.7. Контрастные цвета.
2.8. Плановость. Выполнение
пейзажа с разграничением на
ближний и дальний план,
применение тонового
контраста, выделение
композиционного центра.
2.9. Выполнение натюрморта в
технике декоративной
стилизации.
2.10. Итоговая работа. Тематическая
композиция.

урок

2

урок
урок

6
4

2
2

2
2

урок

3

1

2

урок
урок
урок
урок

6
6
3
6

2
2
1
2

4
4
2
4

урок

6

2

6

урок

6

2

6

54
102

18
34

36
68

Итого:
Итого общее:

8

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(четный год поступления)
Раздел 1. Графика
1.1. Тема: Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами –
карандаши цветные и графитные, фломастеры, ручки, маркеры. Зарисовки
различными материалами.
Использование формата А3, графитных и цветных карандашей,
фломастеров, ручек, маркеров разной толщины.
1.2. Тема: Упражнения на выполнение штриховки, богатство линий
и точек. Знакомство с разнообразием штриховых элементов. Освоение
графического языка. Выполнение зарисовок (например, дома, горы, замки).
Использование формата А3, графитных карандашей, чёрного (серого,
коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий:
волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная, точечная и т.д.
1.3. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей и
мелков. Создание градиентов и сложных цветов. Знакомство с цветными
карандашами и мелками. Работа штрихом, пятном, градиентом. Знакомство с
цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (осенние листья,
деревья).
Использование формата А3, цветных карандашей, восковых мелков.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов
(цветовые растяжки).
1.4. Понятие «тон», «полутон», объемное изображение игрушки,
использование градиентных растяжек. Изображение игрушек, свето –
9

теневая передача объема. Самостоятельная работа: Повторение работы в
домашних условиях.
1.5. Тема: Композиция листа. Масштаб изображения. Знакомство с
понятием масштаб. Выполнение аппликации: найти наиболее удачное
положение абстрактных фигур различной величины на листе заданного
формата. Использование формата А4, цветной бумаги, ножниц, клеякарандаш.
Самостоятельная работа: Подготовка трёх аппликаций простых форм.
Самостоятельно создать композицию из аппликаций на листе формата А4.
1.6. Тема: Упражнение на проведение прямых линий и деление
отрезков на равные части (т.н. скатерть). Освоение горизонтальной,
вертикальной прямой линии, деления отрезков на равные части. Построение
плоскости скатерти, стола.
Использование формата А3, графитных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на деление отрезков на
равные части.
1.7. Тема: Перспектива. Понятие перспективы, горизонта.
Создание пейзажа с перспективой: городской. Использование формата
А3.
1.8. Тема: Ритм. Простой, усложненный. Дать представление о
ритмичной

композиции, знакомить с понятием

ритма

в

композиции

(простой и сложный ритм), ритм из геометрических форм (ракеты, космос,
планеты), выполнение зарисовок.
Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из
журналов, газет).
1.9. Тема Симметрия. Создание симметричного узора на крыльях
насекомых. Симметрично заполнить шаблон-силуэт животного, насекомого
узором и орнаментом в свободной технике.
10

Использование

черной

гелиевой

ручки,

фломастеров,

цветных

карандашей, бумага формата А3.
Самостоятельная работа: нарисовать и вырезать простой шаблон-силуэт
животного, элемента одежды.
1.10. Силуэт (теневая стилизация, изображение персонажей и
предметов с помощью контура фигуры). Знакомство с понятиями силуэт,
тень, пятно, их способ использования. Выполнение композиции сказки с
использованием теневых силуэтов.
Использование формата А3, черного маркеры, ручки.
Самостоятельная работа: нарисовать насекомое, лягушек, используя
теневой силуэт.
1.11. Основы рисования человека в полный рост (простая стилизация
и пропорции).
Изображение фигуры человека в полный рост в одежде, упрощенная
стилизация. Объяснить пропорции лица, рук и ног по отношению к телу.
Использование формата А3, графических материалов.
1.12. Тема: Итоговая работа. Тематическая сюжетная композиция с
персонажами (животные, люди, птицы, сказочные существа) их
взаимодействие.

Использование

бумаги

формата

А2,

графических

материалов.
Самостоятельная работа: подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для
итоговой работы, формат ½ А4.
Раздел 2. Цветоведение
2.1. Тема: чем и как рисует художник. Знакомство с живописными
материалами, их свойствами и их использованием, с приёмами работы.
Использование

методических

пособий,

наглядного

материала.

Упражнение радуга.
2.2. Тема: знакомство с акварелью. Теплые и холодные цвета (заливки

теплыми и холодными цветами), упражнение «листья».
11

Знакомство с основными цветами – жёлтый, красный, синий.
Знакомство с понятием "цветовой круг". Основные и составные цвета.
Умение получать составные цвета из двух основных.
Выполнение заливок холодных и теплых оттенков, использование
контура листьев в качестве шаблона для заливок.
Самостоятельная работа: упражнения на смешивание красок.
2.3. Знакомство с гуашью. Смешение цветов. Упражнения на
смешивание цветов (носки, перчатки, шапки). Изучение возможностей
цвета, его преобразование при смешивании контрастных цветов (желтыйзеленый, красный-синий, желтый-красны и т.д.), близких по тону. Переход из
одного цвета в другой. Выполнение этюдов (например, «носки», «перчатки»,
«шапки»).
Использование гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на получение сложных
цветов.
2.4.

Цветовые растяжки. Создание градиента от темного к

светлому с последующим изображением силуэтов (деревья, дома,
животные, растения). Знакомство с понятием «градиент» из нескольких
цветов. Выполнение этюдов (например, «летний пейзаж», лето в деревне,
цирк).
Использование гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы, закат.
2.5.

Тема: Композиция в теплых тонах (животные, птицы).

Знакомство с теплой цветовой гаммой, использование ограниченной
палитры, тональных контрастов.
Использование гуаши, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: Выполнение золотых рыбок, жар птицы,
феникса в ограниченной теплой гамме.
2.6. Композиция в холодных тонах (рыбы, растения, морские обитатели,
12

ракушки). Знакомство с холодной цветовой гаммой, использование
ограниченной палитры, тональных контрастов.
Использование гуаши, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: Выполнение растений, морской флоры и
фауны в ограниченной холодной гамме.
2.7. Контрастные цвета. Выполнение композиции с использованием
контрастных цветов (красный-желтый, зеленый-желтый, синий-красный,
желтый фиолетовый) Сказочные птицы, волшебные бабочки.
2.8. Плановость. Выполнение пейзажа с разграничением на ближний
и

дальний

план,

применение

тонового

контраста,

выделение

композиционного центра. Повторить некоторые законы композиции в
пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр, правило горизонта,
перспективы). Выполнение этюда пейзажа (например,горный, лесной).
Использование бумаги формата А3, гуаши, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников,
работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея
изобразительных искусств
2.9. Тема: Выполнение натюрморта в технике декоративной
стилизации. Использование тональных растяжек, градация цветов по тону и
контрастности в соответствие с изображаемой формой предмета. Выполнение
компоновки

в

соответствие

с

основными

правилами

композиции.

Использование приема мазковой живописи. Тематический новогодний
натюрморт.
Использование формата А2, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение многообразия цветов фруктов,
овощей, предметов быта.
2.10. Тема: Итоговая работа. Тематическая композиция.
Использование бумаги формата А2, акварели, гуаши, графических
материалов.
13

Самостоятельная работа: Подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для
итоговой работы, формат ½ А4.
Исходными понятиями в изучении курса являются характер и
выразительность рисунка. По мере усложнения заданий возрастает роль
детализации изображаемого предмета: более точной передачи силуэта и
формы, пропорций, взаимоотношений с другими предметами – пространства
и объема, фактурных свойств предметов.

14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятель
ной работы

Наименование темы

Максимальна
я учебная
нагрузка

№

Вид учебного
занятия

Нечетный год поступления

I полугодие
РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Вводная беседа. Знакомство с
графическими материалами:
чем рисует художник.
1.2. Упражнения на выполнение
штриховки, богатство линий и
точек.
1.3. Выразительные возможности
цветных карандашей и мелков.
Создание градиентов и сложных
цветов.
1.4. Понятие «тон», «полутон»,
объемное изображение объекта,
использование градиентных
растяжек.
1.5. Композиция листа. Масштаб
изображения.
1.6. Упражнение на проведение
прямых линий и деление
отрезков на равные части.
1.7. Перспектива. Понятие
перспективы, горизонта.
Создание пейзажа с
перспективой.
1.8. Ритм. Простой,
Усложненный.
1.9. Симметрия. Создание
симметричного узора.
1.10. Силуэт (теневая стилизация,
изображение персонажей и
1.1.

15

урок

2

урок

3

1

2

урок

6

2

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

4

2

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

3

1

4

2

предметов с помощью контура
фигуры).
1.11. Основы рисования человека в
полный рост (простая
стилизация и пропорции).
1.12. Итоговая работа. Тематическая
сюжетная композиция.
Итого

урок

3

1

4

урок

6

2

6

48

16

32

II полугодие
РАЗДЕЛ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1. Знакомство с акварелью.
Теплые и холодные цвета
(заливки теплыми и холодными
цветами).
2.2. Техника «по сырому».
2.3. Знакомство с гуашью.
Смешение цветов. Упражнения
на смешивание цветов.
2.4. Цветовые растяжки. Создание
градиента от темного к
светлому с последующим
изображением силуэтов.
2.5. Композиция в теплых тонах.
2.6. Композиция в холодных тонах.
2.7. Контрастные цвета.
2.8. Плановость. Выполнение
пейзажа с разграничением на
ближний и дальний план,
применение тонового
контраста, выделение
композиционного центра.
2.9. Выполнение натюрморта в
технике декоративной
стилизации.
2.10. Итоговая работа. Тематическая
композиция.

урок

2

урок
урок

6
4

2
2

2
2

урок

3

1

2

урок
урок
урок
урок

6
6
3
6

2
2
1
2

4
4
2
4

урок

6

2

6

урок

6

2

6

54
102

18
34

36
68

Итого:
Итого общее:

16

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(нечётный год поступления)
Раздел 1. Графика
1.1. Тема: Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами –
карандаши цветные и графитные, фломастеры, ручки, маркеры. Зарисовки
различными материалами.
Использование формата А3, графитных и цветных карандашей,
фломастеров, ручек, маркеров разной толщины.
1.2. Тема: Упражнения на выполнение штриховки, богатство линий
и точек. Знакомство с разнообразием штриховых элементов. Освоение
графического языка. Выполнение зарисовок (например, дома, горы).
Использование формата А3, графитных карандашей, чёрного (серого,
коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий:
волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная, точечная и т.д.
1.3. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей и
мелков. Создание градиентов и сложных цветов. Знакомство с цветными
карандашами и мелками. Работа штрихом, пятном, градиентом. Знакомство с
цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например,
праздничные воздушные шары).
Использование формата А3, цветных карандашей, восковых мелков.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов
(цветовые растяжки).
1.4. Понятие «тон», «полутон», объемное изображение животного,
использование градиентных растяжек. Изображение животных, свето –
17

теневая передача объема. Самостоятельная работа: Повторение работы в
домашних условиях.
1.5. Тема: Композиция листа. Масштаб изображения. Знакомство с
понятием масштаб. Выполнение аппликации: найти наиболее удачное
положение абстрактных фигур различной величины на листе заданного
формата. Использование формата А4, цветной бумаги, ножниц, клеякарандаш.
Самостоятельная работа: Подготовка трёх аппликаций простых форм.
Самостоятельно создать композицию из аппликаций на листе формата А4.
1.6. Тема: Упражнение на проведение прямых линий и деление
отрезков

на

равные

части

(т.н.

шахматная

доска).

Освоение

горизонтальной, вертикальной прямой линии, деления отрезков на равные
части. Построение шахматной доски.
Использование формата А3, графитных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на деление отрезков на
равные части.
1.7. Тема: Перспектива. Понятие перспективы, горизонта.
Создание пейзажа с перспективой: деревенский, дикая природа.
Использование формата А3.
1.8. Тема: Ритм. Простой, усложненный. Дать представление о
ритмичной

композиции, знакомить с понятием

ритма

в

композиции

(простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение
зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из
цветов, сухих растений, водорослей и т.д.
Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из
журналов, газет).

18

1.9. Тема Симметрия. Создание симметричного узора на одежде.
Симметрично заполнить шаблон-силуэт элементов гардероба узором и
орнаментом в свободной технике.
Использование

черной

гелиевой

ручки,

фломастеров,

цветных

карандашей, бумага формата А3.
Самостоятельная работа: нарисовать и вырезать простой шаблон-силуэт
элемента одежды.
1.10. Силуэт (теневая стилизация, изображение персонажей и
предметов с помощью контура фигуры). Знакомство с понятиями силуэт,
тень, пятно, их способ использования. Выполнение композиции сказки с
использованием теневых силуэтов.
Использование формата А3, черного маркеры, ручки.
Самостоятельная работа: нарисовать домашнее животное, используя
теневой силуэт.
1.11. Основы рисования человека в полный рост (простая стилизация
и пропорции).
Изображение фигуры человека в полный рост в одежде, упрощенная
стилизация. Объяснить пропорции лица, рук и ног по отношению к телу.
Использование формата А3, графических материалов.
1.12. Тема: Итоговая работа. Графический натюрморт. Использование
бумаги формата А2, графических материалов.
Самостоятельная работа: подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для
итоговой работы, формат ½ А4.
Раздел 2. Цветоведение
2.1. Тема: чем и как рисует художник. Знакомство с живописными
материалами, их свойствами и их использованием, с приёмами работы.
Использование методических пособий, наглядного материала.
Выполнение упражнения закат.
19

2.2. Тема: знакомство с акварелью. Теплые и холодные цвета (заливки

теплыми и холодными цветами), упражнение «Лепестки».
Знакомство с основными цветами – жёлтый, красный, синий.
Знакомство с понятием "цветовой круг". Основные и составные цвета.
Умение получать составные цвета из двух основных.
Выполнение заливок холодных и теплых оттенков, использование
контура лепестков цветов в качестве шаблона для заливок.
Самостоятельная работа: упражнения на смешивание красок.
2.3. Знакомство с гуашью. Смешение цветов. Упражнения на
смешивание цветов (фантики, конфеты). Изучение возможностей цвета, его
преобразование при смешивании контрастных цветов (желтый-зеленый,
красный-синий, желтый-красны и т.д.), близких по тону. Переход из одного
цвета в другой.

Выполнение этюдов (например, «фантики», «Бусы»,

«ракушки»).
Использование гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на получение сложных
цветов.
2.4 Цветовые растяжки. Создание градиента от темного к светлому с
последующим

изображением

силуэтов

(деревья, растения).

Знакомство с понятием «градиент» из нескольких цветов.

Выполнение

этюдов (например, «Северное сияние», «горы»).
Использование гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы, закат.
2.5 Тема: Композиция в теплых тонах (животные, птицы).
Знакомство с теплой цветовой гаммой, использование ограниченной
палитры, тональных контрастов.
Использование гуаши, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: Выполнение цветка в ограниченной теплой
гамме.
20

2.6. Композиция в холодных тонах (рыбы, растения, морские обитатели,
ракушки). Знакомство с холодной цветовой гаммой, использование
ограниченной палитры, тональных контрастов.
Использование гуаши, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: Выполнение растений, в ограниченной
холодной гамме (кактусы, орхидеи).
2.7. Контрастные цвета. Выполнение композиции с использованием
контрастных цветов (красный-желтый, зеленый-желтый, синий-красный,
желтый фиолетовый) Сказочные рыбки, морские чудовища.
2.8. Плановость. Выполнение пейзажа с разграничением на ближний
и

дальний

план,

применение

тонового

контраста,

выделение

композиционного центра. Повторить некоторые законы композиции в
пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр, правило горизонта,
перспективы). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, тропический).
Использование бумаги формата А3, гуаши, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников,
работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея
изобразительных искусств
2.9.

Тема:

Выполнение

живописной

натюрморта

в

технике

декоративной стилизации. Использование мозаичной живописи, градация
цветов по тону и контрастности в соответствие с изображаемой формой
предмета. Выполнение компоновки в соответствие с основными правилами
композиции. Натюрморт праздничного стола (день рождения).
Использование формата А2, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение многообразия цветов фруктов,
овощей, предметов быта.
2.10. Тема: Итоговая работа. Тематическая композиция.
Использование бумаги формата А2, акварели, гуаши, графических
материалов.
21

Самостоятельная работа: Подготовить 4-6 зарисовок или эскизов для
итоговой работы, формат ½ А4.
Исходными понятиями в изучении курса являются характер и
выразительность рисунка. По мере усложнения заданий возрастает роль
детализации изображаемого предмета: более точной передачи силуэта и
формы, пропорций, взаимоотношений с другими предметами – пространства
и объема, фактурных свойств предметов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и
рисование»:
1. Знание основных жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж).
2. Уметь владеть живописными и графическими материалами (гелевые
ручки, маркеры, карандаши, гуашь, акварель и тд.).
3. Уметь компоновать гармоничное положение предмета в листе (не
рисовать слишком маленький или слишком большой предмет).
4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, сближенные
оттенки, контрастные цвета, уметь их смешивать в гуаши).
5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных
материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в
творческой работе (заливки, обводки, градиентные растяжки, мозаичное
письмо, лессировки).
6. Уметь

использовать

основные

выразительные

средства

изобразительного искусства (штрих, линия, пятно).
7. Знание основных элементов композиции: силуэта, ритма, контраста,
статики-динамики, симметрии-асимметрии.
8. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
22

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки
самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над
композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам
программ.
Оценки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом
индивидуального роста каждого ученика по отметочной шкале:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить
полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает
между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при
изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
23

допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
При невыполнении заданий необходимого уровня в течение семи дней
ученик имеет возможность воспользоваться правом пересдачи.
Формы промежуточной аттестации:
Зачет с оценкой – творческая выставка.
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческой выставки по окончании каждого полугодия.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих
умений и навыков:
- грамотно компоновать изображение в листе;
- уметь смешивать составные цвета из основных;
- уметь пользоваться палитрой;
- уметь пользоваться графическими материалами, использовать в работе
тонкие, толстые, прямые, кривые линии;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения объектов и
фона;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых объектов.

24

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Обучающиеся должны достаточно свободно владеть рисовальным
материалом.

Поэтому

программа

предусматривает

ряд

специальных

упражнений на овладение широким диапазоном графических средств: линией,
штрихом, пятном и т.д. позволяющим передать тонкие нюансы формы в связи
с общим замыслом работы.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от
простейших упражнений до изображения человека, как наиболее сложной и
разнообразной по форме натуры. Выпускник школы должен владеть
материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок,
сравнивая его с другими работами.
Приемы и методы обучения
- наглядное демонстрирование приемов и навыков;
- групповое обсуждение эскизов и выполненных работ;
- проверка теоретических знаний по рисунку;
- ежегодные тематические выставки, посещение выставок графики и
академического рисунка;
- промежуточная и итоговая аттестация.
По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы
обучения, как:
- объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая
информация);
25

- репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение
способов действий);
- частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с
педагогом);
- исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с
элементами метода научного познания).
Оборудование
- столы, стулья, мольберты
- стеллажи для хранения работ;
- мольберт для показа;
- ПК.

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа:
книга для учителя [Текст] / А.Д. Алехин – М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]
/ Л.С. Выготский 3-е изд.– М.: Просвещение, 1991.
3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя [Текст] / Н.А. Горяева – М.: Просвещение, 1991.
4.

Давыдов

В.В.

Проблемы

развивающего

обучения.

Опыт

теоретического и экспериментального психологического исследования
[Текст] / В.В. Давыдов – М.: Педагогика,1989.
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем [Текст] / Е.Л. Зеленина – М.:
Просвещение, 1996.
6. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах [Текст] / А.
Кирилло – М.: Просвещение, 1971.
7. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст] / Т.С Комарова –
М.: Столетие, 1998.
8. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке
[Текст] / Л.В. Компанцева – М.: Просвещение, 1985.
9. Курчевский В.В. А что там, за окном? [Текст] / В.В. Курчевский – М.:
Педагогика, 1985.
10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника
[Текст] / А.А. Люблинская – М.: Просвещение, 1977.
11. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя [Текст] / В.
27

Полунина – М.: Просвещение, 1982.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе [Текст] / Н.М. Сокольникова – М., Академия,
2008.
13. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
[Текст] / Г.С. Швайко – М.: Просвещение, 1985.
14. Щеблыкин И.К., Аппликационные работы в начальных классах
[Текст] / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Когогкова – М.: Просвещение,
1990.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».