РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ ДПТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01.УП.04.
«РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области декоративно – прикладного искусства
с нормативным сроком обучения 5 лет
(возраст поступающих 10-13 лет)

Нижний Тагил
2022

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12

Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

30

Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

33

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Работа в материале» состоит из двух
блоков: «Художественное ткачество» и «Художественная вышивка», далее –
«Работа в материале». Программы разработаны на основе и с учетом
федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Творческие способности и практические умения детей не могут
развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия декоративноприкладным искусством в детской художественной школе, детской школе
искусств - это путь приобщения учащихся к истокам культуры, воспитание
эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей
страны, своего региона.
Учебный предмет «Работа в материале» направлен на развитие
творческих способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание
эстетического вкуса учащихся.
Предмет «Работа в материале» тесно связан с предметами: «Рисунок»,
«Живопись», «Композиция прикладная», «История народной культуры и
изобразительного искусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся
активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах
декоративно-прикладного

творчества,

гармонично

объединяя

функциональный и эстетический компоненты в текстильных и керамических
изделиях.
Срок реализации учебного предмета. Учебный предмет «Работа в
материале» реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1 – 5 классах.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.

4

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Сведения

о

затратах

учебного

времени

отражены

с

учетом

распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета, на максимальную аудиторную нагрузку обучающихся и
самостоятельные занятия.
При 5-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее
распределение по годам составляют:
Всего часов – 495, из них 330 часов – аудиторная нагрузка, 165 часов –
самостоятельная работа.
Распределение нагрузки по годам обучения
Учебный предмет «Работа в материале» ( Художественная вышивка и
Художественное ткачество).
Аудиторная нагрузка 1 – 4 годы обучения по 2 часа в неделю. 5 год
обучения по 2 часа в неделю.
Максимальный объем внеаудиторной (самостоятельной) нагрузки не
более 10 часов в неделю по всем учебным предметам - 1 час в неделю.
Срок освоения образовательной программы по учебному предмету
«Работа в материале»
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Работа в материале» и проведение консультаций
рекомендуется осуществлять в форме групповых и мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек).
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Работа в материале» является овладение
знаниями и представлениями об искусстве художественной вышивки и
5

художественного ткачества, формирование практических умений и навыков,
развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также
подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебные
заведения по профилю.
Задачи учебного предмета «Работа в материале»:
• приобщение учащихся к истокам декоративно-прикладного
искусства;
• создание условий для формирования художественно-творческой
активности учащихся;
• формирование практических навыков и приемов
художественного ткачества и художественной вышивки;
• освоение детьми процесса ткачества как творческого процесса,
т.е. сочинительства нового с использованием накопленных
знаний;
• формирование средствами художественного ткачества и
художественной вышивки духовной культуры учащихся и
потребности общения их с искусством.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.

6

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы, обучающиеся могут пользоваться интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературой по декоративно-прикладному искусству, истории мировой
культуры, художественными альбомами по различным видам искусства.

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

№

Вид учебного
занятия

Первый год обучения

I Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь
1.1.

1.2.

1.3
1.4

1.5
1.6

2.1.
2.2.

2.3

2.4.

Прикладное искусство.
Беседа о народном творчестве, о
видах вышивки.
Рабочее место мастера. Виды тканей
и нитей для вышивания. Правила
техники безопасности.

урок

2

0

2

урок

2

0

2

Основные виды швов. Изготовление
образца

урок

12

6

6

Композиционные поиски
растительных мотивов. Создание
композиции с изображением цветов
и трав.

урок

8

4

4

Подготовка ткани. Переведение
рисунка на ткань

урок

1

0

1

Вышивание и оформление изделия.
(Задание на просмотр)

урок

21

6

15

Итого:

46

16

30

0

2

0

2

0

2

17

30

17
33

36
66

II Полугодие
Ткачество. Основные приемы
Прикладное искусство. Искусство
урок
2
художественного ткачества.
Основные сведения о материалах,
используемых в ткачестве и их
урок
2
свойствах.
Подготовка рамы к изготовлению
гобелена (натяжение нити основы,
урок
2
выполнение уравнительной
цепочки).
Гладкое ткачество (репсовое
классическое, как основной прием в
урок
47
технике ткачества).
(Задание на просмотр)
Итого:
53
99
Итого за год:

8

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

№

Вид учебного
занятия

Второй год обучения

II Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь
1.1.
1.2.

1.3
1.4

1.5
1.6

Вышивка, как вид декоративноприкладного искусства.
Рабочее место мастера. Правила техники
безопасности. Особенности тканей и
нитей для вышивания.
Основные швы, используемые в
вышивании. Изготовление образца
Эскизные зарисовки растительных
мотивов. Композиция в круге.
Цветочный букет.

урок

2

0

2

урок

2

0

2

урок

12

6

6

урок

8

4

4

Подготовка ткани. Переведение рисунка
на ткань

урок

1

0

1

Вышивание и оформление изделия.
(Задание на просмотр)

урок

22

6

16

Основные приемы ручного шитья
2.1.

Виды ручных швов. Шов назад иголку.
Обметочный шов

урок

4

0

4

2.2.

Перевод выкройки изделия на ткань.

урок

2

0

2

2.3

Пошив изделия.

урок

26

9

17

Итого:
55
II Полугодие
Основные приемы ткачества.

25

30

3.1

3.2

3.3

Вводная беседа. Основные сведения о
материалах, используемых в ткачестве и
их свойствах.
Подготовка рамы к изготовлению
гобелена (натяжение нити основы,
выполнение уравнительной цепочки).
Гладкое ткачество (репсовое
классическое, как основной прием в
технике ткачества).
(Задание на просмотр)

урок

2

0

2

урок

2

0

2

урок

40

8

32

Итого:

44
99

8
33

36
66

Итого за год:

9

1.1.

1.2.

1.3

1.4

I Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь
Прикладное искусство.
Беседа о народном творчестве, о
урок
2
видах вышивки.
Рабочее место мастера. Виды
тканей и нитей для вышивания.
урок
2
Правила техники безопасности.
Основные виды швов. Приемы и
техники вышивания.
урок
10
Художественная гладь.
Изготовление образца
Копирование работ известных
художников. Зарисовки.
урок
10
Выбор итогового эскиза,
выполнение эскиза в цвете.

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

№

Вид учебного
занятия

Третий год обучения

0

2

0

2

2

8

4

6

1.5

1.6

2.1.

2.2.

2.3

Подготовка ткани. Способы
переноса рисунка на ткань.

урок

3

1

Вышивание и оформление
изделия.
(Задание на просмотр)

урок

20

10

10

17

30

6

22

2

6

8

8

16
33

36
66

Итого:
47
II Полугодие
Основные приемы ручного ткачества
Составление портфолио приемов
ручного ткачества. Способы
урок
28
прокидки утка.
Составление портфолио приемов
ручного ткачества.
урок
8
Использование основы в
несколько нитей.
Составление портфолио приемов
ручного ткачества. Крапотаж.
урок
16
(Задание на просмотр)
Итого:
52
99
Итого за год:

2

10

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

№

Вид учебного
занятия

Четвертый год обучения

I Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь
1.1.

1.2

1.3
1.4

1.5

1.6

Прикладное искусство.
Беседа о народном творчестве, о
видах вышивки. Понятие
«Художественная гладь».
Рабочее место мастера. Виды
тканей и нитей для вышивания.
Правила техники безопасности.
Основные виды швов.
Изготовление образца
Особенности кругового
орнамента. Составление
композиции из растительных
мотивов.
Подготовка ткани. Перенос
рисунка на ткань с помощью
копировальной бумаги.
Вышивание и оформление
изделия.
(Задание на просмотр)

урок

2

0

2

урок

2

0

2

урок

10

5

5

урок

8

3

5

урок

4

1

3

урок

20

7

13

Итого:

46

16

30

II Полугодие
Основные приемы ткачества. Гобелен
2.1.
2.2

Особенности современного
ткачества гобеленов.
Выполнение образца «Техники
гобеленового ткачества».
(Задание на просмотр)

урок

17

6

11

урок

36

11

25

53
99

17
33

36
66

Итого:
Итого за год:

11

Задание для
самостоятельной
работы

Аудиторное
задание

Выбор темы итоговой работы.
Изучение материала.

урок

3

0

3

Эскизное решение итоговой
творческой работы.

урок

22

7

15

3.

Изготовление картона.

урок

3

0

3

4.

Подготовка рамы к работе.

урок

3

0

3

5.

Выполнение декоративного изделия в
материале.

урок

58

22

36

Оформление изделия для экспозиции.

урок

10

4

6

Итого:

99

33

66

Всего по программе:

495

165

330

№

Вид учебного
занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Пятый год обучения

Наименование темы

Итоговая работа
1.
2.

6.

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый год обучения
I Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь.
Тема 1.1. Прикладное искусство. Беседа о народном творчестве, о видах
вышивки.

Знакомство

с

видами

декоративно-прикладного

искусства

(вышивка, кружево, ткачество и т.д.). Роль предметов прикладного искусства в
формировании современной материальной духовной среде.
Оборудование:

диапозитивы,

альбомы,

фотографии,

характеризующие

прикладное искусство.
Тема 1.2. Рабочее место мастера. Виды тканей и нитей для вышивания.
Правила техники безопасности.
Знакомство с тканями полотяного переплетения. Выравнивание края ткани.
Подбор игл и нитей для вышивки.
Оборудование: нитки, ткань, ножницы, игла тетрадь для записи, ручка
Тема 1.3 Основные виды швов. Изготовление образца.
Знакомство со швом «вперед иголку» и другими швами, которые
выполняются

на

основе

этого

шва

(«назад

иголку»,

«косой»,

«папоротниковый», «французский узелок» и др.)
Оборудование: ткань, нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания.

13

Тема 1.4 Композиционные поиски растительных мотивов. Создание
композиции с изображением цветов и трав.
Создание эскизного варианта композиции. Поиски его цветового решения.
Оборудование: карандаш, гуашь, кисти
Самостоятельная работа: Работа над эскизом, изучение формы цветочных
растений.
Тема 1.5 Подготовка ткани. Переведение рисунка на ткань.
Подготовка ткани к вышивке, способы перевода рисунка на ткань.
Оборудование: копировальная бумага, карандаш, ткань
Тема 1.6 Вышивание и оформление изделия.
Вышивание изделия в технике «Художественная гладь» на хлопковой ткани
(двунитка) с использованием основных видов швов, хлопковыми нитями.
Самостоятельная работа: закрепление навыков вышивания в технике
«Художественная гладь».
Оборудование: Ткань (хлопок) , нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания.

II Полугодие
Ткачество. Основные приемы.
Тема 2.1 Прикладное искусство. Искусство художественного ткачества.
Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Роль предметов
прикладного искусства в формировании современной материальной духовной
среде.
Оборудование: диапозитивы, альбомы, фотографии, характеризующие
прикладное искусство.
14

Тема 2.2 Основные сведения о материалах, используемых в ткачестве и
их свойствах.
Знакомство с различными видами волокон (растительного и животного
происхождения) и другими материалами, используемыми в ткачестве, их
свойствами и способами получения. Структура ткани, как система
переплетения основы с утком.
Оборудование: различные виды волокон и ткани, различных по структуре.
Тема 2.3 Подготовка рамы к изготовлению гобелена (натяжение нити
основы, выполнение уравнительной цепочки).
Знакомство с особенностями натяжения нити на раму. Подготовка основы для
ткачества. Техника натяжения нити.
Оборудование: рама, нити основы.
Тема 2.4 Гладкое ткачество ткачество (репсовое классическое, как
основной прием в технике ткачества). Отработка приема прокладки уточной
нити по всей ширине образца. Отработка приема прибивки утка к краю
образца. Отработка приема заделки уточных нитей в образце.
Практическая

работа:

выполнение

образца

текстильного

полотна

с

использованием различных материалов в нитях утка.
Оборудование: рама, челноки, материал для утка (нити х/б или шерсть по
выбору учащихся).
Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков.

15

Второй год обучения
I Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь.
Тема 1.1 Вышивка, как

вид декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево,
ткачество и т.д.). Роль предметов прикладного искусства в формировании
современной материальной духовной среде.
Оборудование:

диапозитивы,

альбомы,

фотографии,

характеризующие

прикладное искусство.
Тема 1.2. Рабочее место мастера. Правила техники безопасности.
Особенности тканей и нитей для вышивания.
Знакомство с тканями полотяного переплетения. Выравнивание края ткани.
Подбор игл и нитей для вышивки.
Оборудование: нитки, ткань, ножницы, игла тетрадь для записи, ручка
Тема 1.3 Основные швы, используемые в вышивании.

Изготовление

образца.
Знакомство со швом «вперед иголку» и другими
выполняются

на

основе

этого

шва

(«назад

швами, которые

иголку»,

«косой»,

«папоротниковый», «французский узелок» и др.)
Оборудование: ткань, нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания.
Тема 1.4 Эскизные зарисовки

растительных мотивов. Композиция в

круге. Цветочный букет.
Создание эскизного варианта композиции. Поиски его цветового решения.
Оборудование: карандаш, гуашь, кисти
16

Самостоятельная работа: Работа над эскизом, изучение формы цветочных
растений.
Тема 1.5 Подготовка ткани. Переведение рисунка на ткань.
Подготовка ткани к вышивке, способы перевода рисунка на ткань.
Оборудование: копировальная бумага, карандаш, ткань
Тема 1.6 Вышивание и оформление изделия.
Вышивание изделия в технике «Художественная гладь» на хлопковой ткани
(двунитка) с использованием основных видов швов, хлопковыми нитями.
Самостоятельная работа: закрепление навыков вышивания в технике
«Художественная гладь».
Оборудование: Ткань (хлопок) , нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания.
Основные приемы ручного шитья
Тема 2.1 Виды ручных швов. Шов «назад иголку», обметочный шов.
Знакомство с технологией ручного шитья, освоение шва «назад иголку».
Обметочный шов – как шов применяющийся в обработке края изделия.
Оборудование: Ткань, нитки, иголка, ножницы
Тема 2.2 Перевод выкройки изделия на ткань.
Способы переноса рисунка на ткань. Понятие «выкройка»
Оборудование: Выкройка медведя, ткань, карандаш, переводная бумага.
Тема 2.3 Пошив изделия
Используя работу с вышивкой цветочного букета, отшиваем из этого
фрагмента ткани медведя по выкройке.
Оборудование: нитки, игла, ножницы, синтепон, готовая вышивка с
изображением цветочного букета.
17

Самостоятельная работа: Закрепление навыков ручного шитья.

II Полугодие
Основные приемы ткачества.
Тема 3.1 Вводная беседа. Основные сведения о материалах, используемых
в ткачестве и их свойствах.
Знакомство с различными видами волокон (растительного и животного
происхождения) и другими материалами, используемыми в ткачестве, их
свойствами и способами получения. Структура ткани, как система
переплетения основы с утком.
Оборудование: различные виды волокон и ткани, различных по структуре.
Тема 3.2 Подготовка рамы к изготовлению гобелена (натяжение нити
основы, выполнение уравнительной цепочки).
Знакомство с особенностями натяжения нити на раму. Подготовка основы для
ткачества. Техника натяжения нити.
Оборудование: рама, нити основы.
Тема 3.3 Гладкое ткачество ткачество (репсовое классическое, как
основной прием в технике ткачества). Отработка приема прокладки уточной
нити по всей ширине образца. Отработка приема прибивки утка к краю
образца. Отработка приема заделки уточных нитей в образце.
Практическая

работа:

выполнение

образца

текстильного

полотна

с

использованием различных материалов в нитях утка.
Оборудование: рама, челноки, материал для утка (нити х/б или шерсть по
выбору учащихся).
Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков.

18

Третий год обучения
I Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь.
Тема 1.1 Прикладное искусство. Беседа о народном творчестве, о видах
вышивки.
Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево,
ткачество и т.д.). Роль предметов прикладного искусства в формировании
современной материальной духовной среде.
Оборудование:

диапозитивы,

альбомы,

фотографии,

характеризующие

прикладное искусство.
Тема 1.2. Рабочее место мастера. Виды тканей и нитей для вышивания.
Правила техники безопасности.
Знакомство с тканями полотяного переплетения. Выравнивание края ткани.
Подбор игл и нитей для вышивки.
Оборудование: нитки, ткань, ножницы, игла тетрадь для записи, ручка
Тема 1.3 Основные виды швов. Приемы и техники вышивания.
Художественная гладь. Изготовление образца.
Знакомство со швом «вперед иголку» и другими швами, которые
выполняются

на

основе

этого

шва

(«назад

иголку»,

«косой»,

«папоротниковый», «французский узелок» и др.)
Оборудование: ткань, нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания.

19

Тема 1.4 Копирование работ известных художников. Зарисовки.
Выбор итогового эскиза, выполнение эскиза в цвете.
Изучение работ известных художников-пейзажистов, художников-живописцев
натюрмортного жанра. Натюрморт или пейзаж должны быть декоративными.
(Художники: Ван Гог, Пикассо, Сезанн, Гоген, Матисс). Эскизирование.
Выполнение копии рисунка в цвете.
Оборудование: бумага, карандаш, гуашь, кисти
Самостоятельная работа: Изучение творчества художников по теме.
Тема 1.5 Подготовка ткани. Способы переноса рисунка на ткань.
Подготовка ткани к вышивке, способы перевода рисунка на ткань.
Оборудование: копировальная бумага, карандаш, ткань
Самостоятельная работа: закрепление навыка вышивания швов.
Тема 1.6 Вышивание и оформление изделия.
Вышивание изделия в технике «Художественная гладь» на хлопковой ткани
(двунитка) с использованием основных видов швов, хлопковыми нитями.
Самостоятельная работа: закрепление навыков вышивания в технике
«Художественная гладь».
Оборудование: Ткань (хлопок) , нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания художественной
гладью.

II Полугодие
Основные приемы художественного ткачества.
Тема 2.1 Составление портфолио приемов ручного ткачества. Способы
прокидки утка. Изучение и выполнение образцов прокидки утка: косая
прокидка; криволинейная; сокращение и увеличение длины прокидки;
20

растяжка или штриховка; лесенка или ступенька; зубцы; реле; соединительная
нить; простое соединение со сцеплением утков между нитями основы;
двойное соединение со сцеплением утков между нитями основы; простое
соединение на общую нить основы; компенсированное соединение на разные
нити основы или паласная техника.
Оборудование: наглядные образцы, рамки из картона, нити основы, пряжа,
ножницы, иголки с крупным ушком.
Самостоятельная работа: подготовить 12 рамок с нитями основы.
Тема

2.2.

Составление

портфолио

приемов

ручного

ткачества.

Использование основы в несколько нитей. Изучение и выполнение двух
образцов плоского разъединения и разъединения по толщине нити основы
нитью утка.
Оборудование: наглядные образцы, рамки из картона, нити основы, пряжа,
ножницы, иголки с крупным ушком.
Самостоятельная работа: подготовить 2 рамки с нитями основы.
Тема 2.3. Составление портфолио приемов ручного ткачества. Крапотаж.
Крапотаж простой и совмещенный. Изучение и выполнение двух образцов
крапотажа.
Оборудование: наглядные образцы, рамки из картона, нити основы, пряжа,
ножницы, иголки с крупным ушком.
Самостоятельная работа: творческое закрепление навыков ткачества.

21

Четвертый год обучения
I Полугодие
История развития вышивки. Художественная гладь.
Тема 1.1 Прикладное искусство.
Беседа

о

народном

творчестве,

о

видах

вышивки.

Понятие

«Художественная гладь».
Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево,
ткачество и т.д.). Роль предметов прикладного искусства в формировании
современной материальной духовной среде.
Оборудование:

диапозитивы,

альбомы,

фотографии,

характеризующие

прикладное искусство.
Тема 1.2. Рабочее место мастера. Виды тканей и нитей для вышивания.
Правила техники безопасности.
Знакомство с тканями полотяного переплетения. Выравнивание края ткани.
Подбор игл и нитей для вышивки.
Оборудование: нитки, ткань, ножницы, игла тетрадь для записи, ручка
Тема 1.3 Основные виды швов. Изготовление образца.
Знакомство со швом «вперед иголку» и другими швами, которые
выполняются

на

основе

этого

шва

(«назад

иголку»,

«косой»,

«папоротниковый», «французский узелок» и др.)
Оборудование: ткань, нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания.
Тема 1.4 Особенности кругового орнамента. Составление композиции из
растительных мотивов.
Виды орнамента. Круговой орнамент. Изучение лесных цветов, ягод,
растений. Выбор животного – фигура в центральной части круговой
22

композиции. Изучение среды обитания данного животного. Выполнение
эскизных зарисовок.
Оборудование: бумага, карандаш
Самостоятельная работа: Изучение лесных растений, животных – обитателей
леса, выполнение зарисовок.
Тема 1.5 Подготовка ткани. Перенос рисунка на ткань с помощью
копировальной бумаги.
Подготовка ткани к вышивке, способы перевода рисунка на ткань.
Оборудование: копировальная бумага, карандаш, ткань
Самостоятельная работа: закрепление навыка вышивания швов.
Тема 1.6 Вышивание и оформление изделия.
Вышивание изделия в технике «Художественная гладь» на хлопковой ткани с
использованием основных видов швов, хлопковыми нитями (мулине)
Самостоятельная работа: закрепление навыков вышивания в технике
«Художественная гладь».
Оборудование: Ткань (хлопок) , нитки шерстяные, игла, ножницы
Самостоятельная работа: Закрепление навыков вышивания художественной
гладью.

23

Пятый год обучения
Итоговая работа
Тема 1. Выбор темы итоговой работы. Изучение материала. Выбор темы и
сюжета, подходящих для создания композиции.
Оборудование: иллюстративный материал, бумага, карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскиза гобелена в карандаше.
Тема 2. Эскизное решение итоговой творческой работы. Выполнение
эскизов гобелена. Отбор наиболее удачного эскиза, при раскрытии темы. Его
тональное и цветовое решение.
Практическая работа: выполнить эскиз гобелена в цвете на бумаге.
Оборудование: таблицы по цветоведению, бумага, краски, кисти.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскиза гобелена.
Тема 3. Изготовление картона. Перенос эскиза в масштабе итогового
изделия.
Оборудование: эскиз, картон, линейка, карандаш, ножницы.
Самостоятельная работа: Итоговая обводка перенесенного рисунка.
Тема 4. Подготовка рамы к работе. Заправка рамы основой. Подготовка
основы к ткачеству. Равномерное натяжение нити основы на раму.
Выполнение края гобелена.
Оборудование: деревянная рама, нити основы, челнок, ножницы.
Самостоятельная работа: Подбор нитей утка для гобелена.
Тема 5. Выполнение декоративного изделия в материале. Закрепление
навыков работы в технике гобеленового ткачества. Отработка приемов
использования различных техник ткачества и способов закрепления цветовых
24

утков на границах цветовых участков в зависимости от задуманной
композиции.
Практическая работа: подобрать пряжу по цвету, укрепить шаблон, выполнить
работу по шаблону.
Оборудование: деревянная рама с подготовленной основой, шаблон, эскиз,
материал для утка, инструменты.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества на вертикальной
раме.
Тема 6. Оформление изделия для экспозиции. Просмотр и анализ работ.
Доработка мелких деталей, введение декора. Снятие изделия с рамы.
Оформление краев гобелена. Отпаривание изделия. Крепление гобелена на
картон и оформление в раму.
Оборудование: готовое изделие, картон по размеру гобелена, утюг, иглы,
нитки х/б, ножницы, багет.
Самостоятельная работа: подготовка багета к оформлению гобелена.

25

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Работа в материале» ( Художественная
вышивка и ткачество):
• знания основных методов и способов создания изделий
декоративно – прикладного искусства;
• знание физических и химических свойств материалов,
применяемых при выполнении изделий декоративно –
прикладного творчества;
• умения раскрывать образное и живописно – пластическое
решение в художественно – творческих работах;
• умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять
изделия декоративно-прикладного творчества;
• навыки самостоятельного применения различных
художественных материалов и техник;
• навыки копирования лучших художественных образцов;
• навыки работы в различных техниках и материалах;
• по окончании освоения учебного предмета учащиеся должны
иметь представление о стилевых особенностях вышивки и
ткачества, о разнообразии элементов и приемов в ткачестве и в
художественной вышивке.

26

Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах
обучения
1 год обучения
Знания:
• традиций местного художественного ткачества и художественной
вышивки;
• видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево,
ткачество и т.д.);
• понятий и терминов, используемых в вышивке и в ткачестве.
Умения:
• выполнять основные виды швов в вышивке;
• натягивать нити основы на раму для ткачества,
• подобрать нитки по цвету,
Навыки:
• владеть навыками вышивания художественной гладью;
• заработки края при ткачестве;
• проложения уточной нити с нужным натяжением;
• оформления работы;
• соблюдения техники безопасности при работе с ножницами,
челноками, иглами
2 год обучения
Знания:
• традиций, связанных с изготовлением полотна,
• основ различных фактур,
27

• понятий и терминов, используемых в ткачестве при изготовлении
полотна.
Умения:
• выполнять основные виды швов в вышивке;
• подготовить основу для изготовления работы с полотняным
переплетением,
• подобрать нитки по цвету и фактуре.
Навыки:
• аккуратной заработки края при ткачестве изделия,
• проложения уточной нити с нужным натяжением,
• заработки края изделия.
3 год обучения
Знания:
• традиций, связанных с изготовлением панно,
• основ лучевого ткачества и прямого плетения,
• понятий и терминов, используемых в ткачестве при изготовлении
работы в материале с использованием образцов лучевого ткачества и
прямого плетения.
Умения:
• выполнять основные виды швов в вышивке;
• натянуть нити основы в круге,
• подобрать нитки по цвету и фактуре,
• работать в технике лучевого ткачества и прямого плетения,
• заправка деревянной рамы основой,
• составлять несложные орнаментальные композиции для лучевого
ткачества и прямого плетения.
Навыки:
28

• ткачества изделия с большим количеством уточных нитей,
• соединения уточных нитей.
4 год обучения
Знания:
• традиций местного художественного ткачества и художественной
вышивки;
• традиций, связанных с ткачеством по авторскому эскизу
• понятий и терминов, используемых в различных приемах ткачества.
Умения:
•

составлять орнаментальные композиции в круге;

• натянуть нити основы на деревянную раму,
• подобрать нитки по цвету и фактуре, созвучно творческому замыслу.
Навыки:
• аккуратного выполнения композиции полотна,
• исправления ошибок при создании полотна, края изделия.
5 год обучения
Знания:
• основ выполнения творческой работы,
• различных приемов ткачества,
• понятий и терминов, используемых в вышивке и ткачестве;
Умения:
• владеть комплексом специальных приемов и навыков в
самостоятельной художественной разработке эскизов и реализации их
в материале,
• натянуть нити основы на раму, в соответствии с индивидуальным
творческим проектом,
29

• подобрать нитки по цвету и фактуре, созвучно творческому замыслу;
Навыки:
• создания изделия по своему творческому проекту,
• анализировать характерные особенности основных техник ткачества,
• грамотно применять знания, полученные на уроках по предметам
живопись, рисунок, композиция при разработке авторских эскизов
ткачества.

30

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма и содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом
практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам текущей программы (текущий
контроль).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти. Тематика экзаменационных
заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом
творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного
учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы,
творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным
материалом, эскизами, литературой.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике ткачества.
Работа рассчитана на оба полугодия выпускного класса: в 5 классе (при
5-летенем сроке освоения программы «Декоративно-прикладное творчество»).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра итоговых работ. В пятом
классе итоговая аттестация проводится в форме просмотра – выставки.
31

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Применение

различных

методов

и

форм

(теоретических

и

практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.)
четко укладывается в схему поэтапного ведения работы. Программа
предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале.
1.Знакомство с историей ткачества.
2.Освоение приемов заправки рамы основой.
3.Освоение приемов ткачества (копирование, повтор).
4.Создание творческой работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале»
необходимы следующие учебно-методические пособия:
• наглядные методические пособия по темам,
• технологические карты, традиционные орнаментальные рисунки,
• фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
• видеоматериал,
• интернет – ресурсы,
• презентационные материалы по тематике разделов.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории оборудованные настольными
мольбертами, деревянными

рамами, инструментами, материалами

для

ткачества, наглядными пособиями, мебелью.
Наглядно-плоскостные:
технологические

карты,

наглядные

плакаты,

фонд

методические
работ

учеников,

пособия,
настенные

иллюстрации, магнитные доски, проектор.
32

Демонстрационные: подлинники изделий народного творчества,
выполненные в разных техниках ткачества.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудиовизуальные:

слайд-фильмы,

видеофильмы,

учебные

кинофильмы.
Критерии оценок
Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого
задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В
зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным
исполнением и творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами,
но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы
необходима постоянная помощь преподавателя.

33

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура:
Терминологический словарь. – М.: «Эллис Лаг», 1997.
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: «ВЛАДОС»,
2004.
3. Богачкова Е.А., Резникова Т.Ю., Петрова Л.В. Учись шить. – М.: «Диалогинформ», 1991.
4. Бохан М.В. Необычный гобелен: Сумки, пояса, игрушки. – М.: «Аст-Пресс
Книга», 2011.
5. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: «ВЛАДОС», 2005.
6. Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
в 10 томах. – СПб.: «Азбука-классика», 2007.
7. Гармония цвета. Ответств. за выпуск Хацкевич Ю.Г. – Мн.: «Харвест»,
2004.
8. Гукасова А.Н. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по
внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.
9. Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М.: «Культура и традиции»,
1998.
10. Дин Фицпатрик. Декоративные коврики. – М.: «АРТ-РОДНИК», 2008.
11. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. – М.:
«Легпромбытиздат», 1990.
12. Животные в орнаментах. Ивановская В.И. – составление, предисловие. –
М.: «В.Шевчук», 2009.
13. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. – М.: «Д.Аронов», 2004.
14. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.
– М.: «Легкая пищевая промышленность», 1981.
15. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. – М.:
«Знание», 1978.
16. Кузьмина М.А. Азбука плетения. – М.: «Легпромбытиздат», 1992.
34

17. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов
вузов. – М.: «ВЛАДОС», 2005.
18. Максимов Ю.В. Родник творчества. – М.: «Просвещение», 1988.
19. Миронова Л.Н. Цветоведение. – Мн.: «Высш. шк», 1984.
20. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного
искусства. – изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
21. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. – М.: «Советский
художник», 1985.
22. Проблемы народного искусства: Сб. ст. – М.: «Изобразительное
искусство», 1982.
23. Рукоделие: Популярная энциклопедия/ Гл.ред. Андреева И.А. – М.:
«Большая Рос. энциклопедия», 1992.
24. Рукоделие. Сост. Малеванная Н.В. – Ижевск: «Алфавит», 1992.
25. Савицкая В.И. Превращение шпалеры. – М.: «Галарт», 1995.
26. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и
Дальнего Востока. Сост. Митлянская Т.Б. – М.: «Просвещение», 1983.
27. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического
изображения к условно-стилизованному. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
28. Современный советский гобелен. – М.: ««Советский художник», 1979.
29. Устин В.Б. Композиция в дизайне. – М.: «АСТ: Астрель», 2007.
30. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: «Аст-Пресс Книга», 2009.
31. Фокина Л.В. Орнамент: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
32. Художественные промыслы подмосковья. – М.: «Московский рабочий»,
1982.
33. Чидзиива Хидеяки. Гармония цвета. – М.: «Астрель», 2003.
34. Эдит Вигнере. – М.: «Советский художник», 1979.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».