Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №2» Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02. «ЖИВОПИСЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно- прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» Возраст поступающих 10-13 лет Срок обучения 5 лет Нижний Тагил 2022 1 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративноприкладное творчество». Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах – «Интерьер». Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, пленэру. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. II. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Живопись» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет – с 1 по 5 класс. При реализации программы «Живопись» с 5 летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1,2 классах – три часа, в 3-5 классах – два часа; Максимальный объём времени, предусмотренный для внеаудиторной (самостоятельной) работы по предмету «живопись», не должен превышать двух часов в неделю. III. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачи учебного предмета: ⎯ приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе: • знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; • знаний разнообразных техник живописи; 4 • знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; • умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; • умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; • навыков в использовании основных техник и материалов; • навыков последовательного ведения живописной работы; ⎯ формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. IV. Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме занятий. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. V. Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». VI. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. 5 VII. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, доской, предметами натурного фонда. 6 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В данной программе предложен учебно-тематический план с объемом часов, соответствующим объему, при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет. Практические часы Общее количество часов Аудиторное задание Теоретические часы Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Первый год обучения урок 4 1 0,5 2,5 3 урок 4 1 0,5 2,5 3 урок 4 1 0,5 2,5 3 урок 4 1 0,5 2,5 3 урок 4 1 0,5 2,5 3 I полугодие 1 Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. 2 Выполнение растяжек от одного цвета к другому 3 Составление сложных цветов «Листья». 4 Отработка основных приемов работы акварелью (заливка, мазок). 5 Отработка основных приемов работы акварелью (заливка, по-сырому, аляприма). 6 Копирование лоскута ткани. урок 9 3 1 5 6 7 Изображение драпировок, урок 9 3 1 5 6 урок 9 3 1 5 6 урок 4 1 0,5 2,5 3 сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. 8 Выполнение упражнения. Холодная цветовая гамма, образное решение (гуашь). Зачётное задание. 9 Выполнение упражнения. Тёплая 7 цветовая гамма, образное решение (гуашь). 10 Декоративный натюрморт. урок 17 5 1 11 12 Итого: 68 20 7 41 48 урок 9 3 1 5 6 урок 9 3 1 5 6 урок 9 3 1 5 6 урок 9 3 1 5 6 урок 9 3 1 5 6 урок 13 4 1 8 9 урок 17 5 1 11 12 Итого: 75 24 7 44 51 Итого за год: 143 44 14 85 99 Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. (Гуашь) Зачётное задание. II полугодие 11 Выполнение упражнения. Образное решение. Контрастно-дополнительная цветовая гамма (гуашь). 12 Этюд. Овощи и фрукты. Нейтральный цветовой фон. 13 Изображение гипсового куба. Конкретный цветовой фон. Цветотональное решение. 14 Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем или фруктом на фоне драпировки (без складок), контрастной по тону. 15 Натюрморт. Белый бидон, две драпировки. 16 Натюрморт. Два предмета: цилиндрической и призматической формы, фон контрастный по цвету. Задание на просмотр. 17 Задание на просмотр. Натюрморт. Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без рельефных складок. 8 Практические часы Общее количество часов Аудиторное задание Теоретические часы Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Второй год обучения урок 9 3 1 5 6 урок 9 3 1 5 6 урок 13 4 1 8 9 урок 9 3 1 5 6 урок 13 4 1 8 9 урок 17 5 1 11 12 Итого: 70 22 6 42 48 I полугодие 1 Этюд ветки с плодами рябины, яблок и т.д. на нейтральном фоне. 2 Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. 3 Натюрморт из двух – трех предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. 4 Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. 5 Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка), различных по форме и тону, фон светлый без складок. Гризайль. (Гуашь) Зачётное задание. 6 Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону, фон светлый без складок. (Гуашь) Зачётное задание. II полугодие 7 Этюд фигуры человека урок 4 1 0,5 2,5 3 8 Натюрморт со стеклянным предметом урок 13 4 1 8 9 урок 13 4 1 8 9 на цветном фоне. 9 Натюрморт с металлическим кувшином и фруктами на темном фоне без складок (с предварительным эскизом). 9 10 Натюрморт с корзиной и грибами на урок 13 4 1 8 9 урок 13 4 1 8 9 урок 17 5 1 11 12 Итого: 73 22 5,5 45,5 51 Итого за год: 143 44 11.5 87.5 99 светлом теплом фоне без складок (гуашь). 11 Натюрморт из контрастных по цвету предметов (гуашь). Задание на просмотр. 12 Задание на просмотр. Натюрморт из двух металлических предметов (чайник, турка, кофейник). Гуашь. Практические часы Общее количество часов Аудиторное задание Теоретические часы Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Третий год обучения урок 16 6 1 9 10 урок 17 7 1 9 10 21 9 1 11 12 54 22 3 29 32 3 1 1 1 2 I полугодие 1 Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне. 2 Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по форме и цвету, с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Зачётное задание. 3 Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Зачётное задание. Итого: II полугодие 4 Этюд фигуры человека в спокойной урок позе в положении стоя. 10 5 Натюрморт с крупным предметом на урок 16 6 1 9 10 урок 16 6 1 9 10 урок 21 9 1 11 12 Итого: 56 22 4 30 34 Итого за год: 110 44 7 59 66 контрастном фоне (гуашь). 6 Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой (золотистокоричневой) гамме (гуашь). Задание на просмотр. 7 Задание на просмотр. Натюрморт в светлой тональности. (Гуашь). Практические часы Общее количество часов Аудиторное задание Теоретические часы Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Четвертый год обучения урок 6 2 1 3 4 урок 16 6 1 9 10 урок 10 4 1 5 6 урок 20 8 1 11 12 I полугодие 1 Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Этюд. 2 Натюрморт из атрибутов художника со сложной по конфигурации складок драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Гризайль или монохромное решение.. 3 Этюд драпировки со складками. Зачётное задание. 4 Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Зачётное задание. 11 52 20 4 28 32 урок 13 5 1 7 8 урок 6 2 1 3 4 урок 18 8 1 9 10 урок 21 9 1 11 12 Итого: 58 24 4 30 34 Итого за год: 110 44 8 58 66 Теоретические часы Итого: II полугодие 5 Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). 6 Этюд сидящей на стуле фигуры человека в спокойной позе. 7 Тематический натюрморт из четырех предметов четких по цвету и различных по форме. Экзаменационное задание. 8 Экзаменационное задание. Натюрморт с чучелом птицы. Общее количество часов Аудиторное задание Практические часы Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Пятый год обучения урок 20 8 1 11 12 урок 20 8 1 11 12 урок 13 5 1 7 8 I полугодие 1 Осенний натюрморт «Дары осени» в интерьере. 2 Натюрморт с предметами из стекла в темной цветовой гамме (2 – 4 стеклянных предмета, различные по цвету). Зачётное задание. 3 Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Зачётное задание. 12 Итого: 53 21 3 29 32 II полугодие 6 Этюд фигуры человека в интерьере. урок 6 2 1 3 4 7 Натюрморт с гипсовой маской или урок 13 5 1 7 8 урок 17 7 1 9 10 урок 21 9 1 11 12 Итого: 57 23 4 30 34 Итого за год: 110 44 7 59 66 Всего в программе: 616 220 47,5 348,5 396 орнаментом. 8 Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, близких по цвету. Дифференцированный зачёт. Предэкзаменационный просмотр. 9 Экзаменационное задание. Тематический натюрморт из предметов различной материальности. 13 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Первый год обучения I полугодие 1. Тема (4 ч.): Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.) Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами. 2. Тема (4 ч.): Выполнение растяжек от одного цвета к другому. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.) Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца. 3. Тема (4 ч.): Составление сложных цветов «Листья». Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.). Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье». 4. Тема (4 ч.): Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, мазок). Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Образное решение мотивов перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.). Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. 5. Тема (4 ч.): Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, по-сырому, аля-прима). Использование возможностей акварели. Бабочки, птицы – образное решение. Использование акварели, бумаги формат А3. (3 ч.). Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.). 6. Тема (9 ч.): Копирование лоскута ткани. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.) Самостоятельная работа: мотив «Морские камешки», «Мыльные пузыри». 7. Тема (9 ч.): Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении. 8. Тема (9 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Характеристики цвета. Холодные цвета. Изучение возможностей цвета, его преобразования. Использование бумаги формата А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: Холодная цветовая гамма. Образное решение (холодная страна). Цветовые растяжки с переходом одного цвета в другой. Гуашь. А3 14 9. Тема (4 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Теплая цветовая гамма. Гуашь.Характеристики цвета. Теплые цвета. Изучение возможностей цвета, его преобразования. (3 ч.) Самостоятельная работа: Тёплая цветовая гамма. Образное решение. Цветовые растяжки с переходом одного цвета в другой. Гуашь. А3. 10. Тема (17 ч.): Декоративный натюрморт. Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. Гуашь. Изучение возможностей техники гуаши при работе с натуры. Выявление четких тональных и цветовых отношений предметов и фона. Использование гуаши, бумаги формата А3. (12 ч.). Самостоятельная работа: декоративный натюрморт. II полугодие 11. Тема (9 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Контрастнодополнительная цветовая гамма. .Изучение понятий: цветовой тон, цветовой контраст. Выбор контрастных цветов. Грамотное выполнение растяжек, закрепление понятия контрастно-дополнительных цветов. Использование гуаши, бумаги А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: природный мотив при использовании других пар контрастнодополнительных цветов. Образное решение. 12. Тема (9 ч.): Этюд. Овощи и фрукты. Нейтральный цветовой фон. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. 13. Тема (9 ч.): Изображение гипсового куба. Конкретный цветовой фон. Цветотональное решение. Понятие «среда». Влияние цветовой среды на предмет. Понятия: рефлекс, цветовая среда, свет, тень на предмете, падающая тень. Закрепление навыков работы акварелью. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: этюд предметов прямоугольных форм. 14. Тема(9 ч.): Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем или фруктом на фоне драпировке (без складок), контрастной по тону. Изучение явления светового контраста. Выявление в процессе работы формы, объема предмета, введение его в среду, разбор тональных отношений, понятие пространства и умения последовательно вести работу. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: этюд предмета цилиндрической формы. 15. Тема (9 ч.): Натюрморт. Белый бидон, две драпировки. Одна драпировка фоновая – нейтральная по тону и цвету, другая – темная, цветная – бордовая, зеленая или синяя. Понятие контраста. Изучение изменения локального цвета предмета в зависимости от окружения. Закрепление навыков работы акварелью. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях 15 16. Тема (13 ч.): Натюрморт. Два предмета: цилиндрической и призматической формы, фон контрастный по цвету. Передача четких тональных отношений. Использование в практической работе теоретических знаний. Выявление пространства и объема предмета. Влияние цветовой среды. Последовательное ведение работы. Использование акварели, бумаги формата А3. (9 ч.). Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари 17. Тема (17 ч.): Натюрморт. Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без рельефных складок. Предмет и фон разной тональности, контрастные по цвету. Проверка навыков и умений последовательного ведения работы над натюрмортом. Выполнение задания с учетом передачи объема предметов, выявление пространства и цветовой гармонии. Взаимовлияние цветов. Использование акварели, бумаги формата А3. (12 ч.) Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. Второй год обучения I полугодие 1. Тема (9 ч.): Этюд ветки с плодами рябины, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Использование акварели (техника аля-прима), бумаги формата А3. (6 ч.). Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне. 2. Тема (9 ч.): Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. (6 ч.) Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне. 3. Тема (13 ч.): Натюрморт из двух – трех предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы. Использование акварели (техника «посырому»), бумаги формата А3. (9 ч.). Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне. 4. Тема (9 ч.): Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Использование акварели, бумаги различных форматов. (6 ч.). Самостоятельная работа: эскизы домашних животных. 5. Тема (13 ч.): Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый без складок. Гризайль. Световой контраст 16 (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Использование гуаши, бумаги формата А3. (9 ч.). Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль). 6. Тема (17 ч.): Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону, фон светлый без складок (с предварительным эскизом). Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Использование гуаши, бумаги формата А3. (12 ч.). Самостоятельная работа: этюды комнатных растений. II полугодие 7. Тема (4 ч.): Этюд фигуры человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.). Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. 8. Тема(13 ч.): Натюрморт со стеклянным предметом на цветном фоне. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (посырому, лессировка, мазок). Использование акварели, бумаги формата А3. (9 ч.). Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне. 9. Тема(13 ч.): Натюрморт с металлическим кувшином и фруктами на темном фоне без складок (с предварительным эскизом). Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Использование акварели (техника аля-прима), бумаги формата А3. (9 ч.). Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне. 10. Тема(13 ч.): Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Использование акварели («по сырому») или гуаши, бумаги формата А3. (9 ч.). Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями. 11. Тема(13 ч.): Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Гармония по насыщенности. Передача точных тональных и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование гуаши, бумаги формата А3. (9 ч.). Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне. 17 12. Тема(17 ч.): Натюрморт из двух металлических предметов (чайник, турка, кофейник). Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Использование гуаши, бумаги формата А3. (12 ч.). Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне. Третий год обучения I полугодие 1. Тема (16 ч.): Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Многослойная акварель, поэтапная работа над формой. Использование акварели, бумаги формата А2. (10 ч.). Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. 2. Тема (17 ч.): Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по форме и цвету, с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Использование акварели, бумаги формата А2. (10 ч.). Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой. 3. Тема (21 ч.): Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Использование акварели, бумаги формата А2. (12 ч.). Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц. II полугодие 4. Тема (3ч.): Этюд фигуры человека (в положении стоя). Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Использование акварели, бумаги формата А3. (2 ч.). Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. 5. Тема (16 ч.): Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Использование гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.). Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. 6. Тема (16 ч.): Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного, живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.). 18 Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства. 7. Тема (21 ч.): Натюрморт в светлой тональности. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Использование гуаши, бумаги формата А2. (12 ч.). Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. Четвертый год обучения I полугодие 1. Тема (6 ч.): Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Этюд.Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Использование акварели, бумаги формата А2. (4 ч.). Самостоятельная работа: этюды живых цветов. 2. Тема (16 ч.): Натюрморт из атрибутов художника со сложной по конфигурации складок драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Грамотный разбор тональных отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Использование гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.). Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников. 3. Тема (10 ч.): Этюд драпировки со складками. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Использование акварели, бумаги формата А2. (6 ч.). Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками. 4. Тема (20 ч.): Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование гуаши, бумаги формата А2. (12 ч.). Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу. II полугодие 5. Тема (13 ч.): Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Использование акварели, бумаги формата А2. (8ч.). Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и зарубежных художников с подобной композицией. 19 6. Тема (6ч.): Этюд сидящей фигуры человека в спокойной позе. «За рукоделием», «За чтением» и т.п. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Использование акварели, бумаги формата А3. (4 ч.). Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению. 7. Тема (18 ч.): Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование на выбор гуаши или акварели, бумаги формата А2. (10 ч.). Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов. 8. Тема (21 ч.): Экзаменационное задание. Натюрморт с чучелом птицы. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Многослойность. Использование на выбор акварели или гуаши, бумаги формата А2. (12 ч.). Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов. Пятый год обучения I полугодие 1. Тема (20ч.): Осенний натюрморт в интерьере (с предварительным эскизом). Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Техника аля-прима. Использование акварели, бумаги формата А2. (12 ч.). Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна. 2. Тема (20 ч.): Натюрморт с предметами из стекла в темной цветовой гамме (2 – 4 стеклянных предмета, различные по цвету). Гармония по насыщенности и светлоте. Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Использование гуаши. Выбор формата с учетом композиции. (12 ч.). Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении. 3. Тема (13 ч.): Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Техника по выбору. Использование на выбор акварели или гуаши, выбор формата с учетом композиции. (8 ч.). Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями. II полугодие 4. Тема (6 ч.): Этюд фигуры человека в интерьере. Выявление характерных особенностей модели. Решение сложной пластической формы в пространстве, четкие тональные отношения. Использование акварели либо гуаши на выбор, бумаги различного формата. (4ч.). 20 Самостоятельная работа: этюды родных и друзей. 5. Тема (13 ч.): Натюрморт с гипсовой маской или орнаментом. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование на выбор гуаши или акварели, бумаги формата А2. (8 ч.). Самостоятельная работа: этюды 2 – 3 белых предметов на различном фоне. 6. Тема (17 ч.): Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, близких по цвету. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Использование на выбор гуаши или акварели, бумаги формата А2. (10 ч.). Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов. 7. Тема (21 ч.): Экзаменационное задание. Тематический натюрморт из предметов различной материальности. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Многослойная акварель. Использование на выбор гуаши или акварели, бумаги формата А2. (12 ч.). Самостоятельная работа: этюды предметов быта с различных точек. 21 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией. Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии. Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы. В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии. В четвертом тематическим классе натюрморты ставятся с характером, углубляются знания о ясно выраженным цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности. В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов. 22 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Выпускник ДХШ должен иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной работы, сориентированные на требования, предъявляемые к абитуриентам средних специальных художественных заведений. Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать живописнокомпозиционные задачи. В работе показывать освоение ремесленной стороны искусства – смешение красок, добиваясь сложных цветов, тонких отношений; а также активных, насыщенных цветов, и уметь их сочетать. Освоить сложности техники акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности: заливку на крупных предметах и на фоне, в том числе заливку с изменением тона, лессировку, приемы вливания цвета в цвет, письмо по-сырому, а также работу мазком для лепки формы предметов первого плана. Уметь пользоваться художественными материалами. Учащийся должен уметь решать основные учебные задачи: o закомпоновать изображение в формате; o построить форму предметов в перспективе, передать их взаимные пропорции; o выявить большие тональные и цветовые отношения в натюрморте; o передать цветом характер освещения постановки; o вылепить форму предметов средствами светотени; o передать пространственное расположение предметов в натюрморте. Учащийся должен: решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний; добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения; свободно, эмоционально передавать ощущение от натуры. 23 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формы промежуточной аттестации: • зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени); • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков: 1 год обучения ⎯ грамотно компоновать изображение в листе; ⎯ грамотно передавать локальный цвет; ⎯ грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону; ⎯ грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; ⎯ грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей; 2 год обучения ⎯ грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; 24 ⎯ грамотно передавать оттенки локального цвета; ⎯ грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; ⎯ грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; ⎯ грамотно передавать материальность простых мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей. 3 год обучения ⎯ грамотно компоновать сложные натюрморты; ⎯ грамотно строить цветовые гармонии; ⎯ грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; ⎯ грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; ⎯ грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи; 4 год обучения ⎯ грамотно компоновать объекты в интерьере; ⎯ грамотно строить цветовые гармонии; ⎯ грамотно передавать нюансы светотеневых отношений; ⎯ грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов; ⎯ грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей; 5 год обучения ⎯ передавать цельность и законченность в работе; ⎯ строить сложные цветовые гармонии; ⎯ грамотно передавать сложные светотеневые отношения; ⎯ грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере; ⎯ грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей; 25 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи: 1. Анализ цветового строя натюрморта. 2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков. 3. Выбор техники исполнения. 4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением. 5. Выполнение работы на формате в материале. Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя: ⎯ посещение выставок; ⎯ поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; ⎯ чтение дополнительной литературы; ⎯ выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях; ⎯ посильное копирование шедевров мирового искусства; ⎯ выполнение аудиторных заданий по памяти. 26 Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи. 27 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акварель. Мастерство художника. / Пер. с фр. Жака Петивера.Лозанна: IRL, 1995. 2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. 3. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: учебное пособие. – М.: Владос, 2004. 4. Визер. В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2007. 5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1985. 6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002. 7. Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. 9. Гармония цвета. / Ответств. за вып. Ю.Г. Хацкевич – Мн.: Харвест, 2004. 10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. 11.Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. в немецкого; 3-е изд.; Предисловие Л.Монаховой. – М.: Д. Аронов, 2004. 12.Миронова Л.Н. Цветоведение: Учеб. пособие для спец. 2229 «Интерьер и оборудование», 2230 «Пром. искусство», 2231 «Монумент.-декор. Искусство». – Мн.: Выш. шк., 1984. 13.Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1995. 14. Панюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007. 28 15.Сельчёнок К.В.Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест, 2007. 16.Советы мастеров. Сборник. / Сост. Зайцев А.С. – Ленинград: Художник РСФСР, 1979. 17.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. 18.Уилкокс М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который действительно нужен/ Пер. с англ. А. Сидорова. – М.: Астрель, 2004. 19.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005. 20.Чидзиива Хидеяки. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций/ Пер. с англ. И.А. Бочкова. – М.: Астрель, 2003. 21.Школа изобразительного искусства (в 10 томах) / т. 6. – М.: Искусство, 1966. – 204 с.: ил. 22.Щипанов А.С. Художнику-любителю. – М.: Советский художник, 1970 23.Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с.: ил. 24.Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». – М.: Просвещение, 1985. 29