СКУЛЬПТУРА ОП ИЗО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа № 2»

ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.01 «СКУЛЬПТУРА»
дополнительной общеразвивающей программы в области
изобразительного искусства
с нормативным сроком обучения 3 года

Нижний Тагил
2022

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе
и с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ)
Данная программа входит в учебный план общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства для учащихся в возрасте
10-12 лет
Содержание курса рассчитано на одно занятие в неделю в первом,
втором и третьем классе соответственно. Продолжительность курса 3 года.
Основная форма проведения учебных аудиторных занятий практическая
работа.
Представленный проект программы по скульптуре имеет
художественную направленность. Целью программы является создание
условий для эстетического воспитания и художественного развития
школьников средствами скульптуры. Содержание программы предполагает
решение следующих задач :
- Создание представления о художнике-скульпторе, как творческой
личности, духовно связанной с культурой и природой Урала.
- Формирование творческого отношения к характеру скульптурного
труда.
- Создание художественного образа в скульптуре.
- Знакомства с выразительными средствами скульптуры.
- Развитие коммуникативных навыков общения учащихся.
- Формирование чувства толерантности в коллективе школьников.
Разные
виды
изобразительной
деятельности
формируют
художественный вкус учащихся, и если рисунок и живопись воздействуют на
эстетическое восприятие посредством линий и красочности цвета, то в
скульптуре на первое место выступает способность восприятия объёмной
формы предмета, пластики, ритма. Все три компонента реально существуют
в пространстве, что формирует у учащихся умение быстро воспринимать и
познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей,
способность ориентироваться в пространстве, развивает внимательность и
интерес к окружающей действительности. Кроме того, занятия скульптурой в
большей мере, чем рисунок или живопись, развивают и совершенствуют
природное чувство обеих рук, активное действие которых ведёт к более
точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее осваивают способы
изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою
очередь ведет к интенсивному развитию творчества. С этой целью в
программу вводится дополнительный объём времени для самостоятельной
подготовки учащихся.
4

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются такие методы обучения, как упражнение, иллюстрация,
демонстрация, беседа.
Для успешного обучения детей в школе существует кабинет
скульптуры, который оснащён мебелью (столы и стулья), подставками,
ученической доской. Кабинет располагает каркасами для лепки фигуры
человека и скульптурными досками для лепки рельефа. Кабинет скульптуры
оборудован полками, на которых представлены лучшие работы учащихся,
выполненные в различных видах и жанрах скульптуры. Натюрмортный фонд
школы располагает большим количеством предметов разнообразной формы,
в том числе гипсовые модели: розетки, орнаменты, античные маски. Каждый
обучающийся имеет возможность доступа к библиотечным фондам и фондам
видиозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы
школьники могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора
дополнительного материала по изучению предложенных тем.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с основными знаниями по
скульптуре, её отличительными особенностями и выразительными
средствами. Школьники должны знать, что такое скульптура, виды и жанры
скульптуры, особенности построения композиции в скульптуре. Уметь
работать с натуры, по памяти и представлению, уметь в большой теме найти
конкретный сюжет, уметь составить замысел будущей композиции, сделать
предварительный эскиз. Уметь грамотно и последовательно вести работу.
Использовать различные способы стилизации формы для реализации своего
творческого замысла в скульптуре.
Результативность обучения по программе «Скульптура» можно
проследить с помощью следующих методов: наблюдение, метод экспертных
оценок,
праксиметрический
метод.
Форму
подведения
итогов
результативности работы по программе можно проследить по следующим
показателям: участие в художественных выставках различного уровня
(международные, республиканские, областные, городские ), участие в научно
- исследовательских конференциях по проблемам художественного
образования, участие в художественном оформлении школы, класса.

5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

№

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Объём времени в часах

1

Вводный урок. Формообразование. Лепка
шара, конуса, цилиндра с натуры. Круглая
скульптура.

урок

12

2

Геометрический орнамент в квадрате.
Рельеф.

урок

8

3

Лепка
животных
по
конструктивным
способом.
скульптура.

урок

4

4

Растительный
«Восьмилистник». Рельеф.

урок

10

памяти
Круглая
орнамент

Итого:

34

6

Второй год обучения

Вид
учебного
занятия

Объём времени в часах

1. Композиция «Букет осени». Рельеф.

урок

8

Розетка «Лист лопуха в движении».
Рельеф.

урок

10

Лепка по памяти. Этюд домашнего
животного (кошка, собака). Круглая
скульптура.

урок

6

4.

Этюд фигуры человека. Круглая
скульптура.

урок

8

5.

Растительный орнамент в квадрате.
Рельеф.

урок

12

6.

Орнамент «пятилистник». (Простой
формы) Рельеф.

урок

12

урок

12

№

2.

3.

Наименование раздела, темы

7. Тематическая композиция «Музыка».

Итого:

68

7

Третий год обучения

№

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Объём времени в часах

1.

Мелкая пластика «Дружная семейка».

урок

8

2.

Лепка с натуры висящей на стене
драпировки. Рельеф.

урок

10

3.

«Портрет». Рельеф.

урок

12

4.

Новогодний сувенир. Круглая скульптура.

урок

2

5.

Этюд фигуры человека в движении.

урок

12

6.

Орнамент «Пятилистник» (сложной
формы). Рельеф.

урок

12

7.

Натюрморт с натуры. Горельеф.

урок

12

Итого:

68

Всего по программе:

170

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
1.1. Тема: Вводный урок.. Формообразование. Лепка с натуры шара,
конуса, цилиндра. Круглая скульптура.
Предмет «Скульптура». Порядок работы в кабинете скульптуры.
Организация рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами.
Выполнение шара, конуса, цилиндра. Формирование умения наблюдать
форму и передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое
решение. Ввести понятие «вертикальная стенка», «сужение, расширение
формы». Знакомство с разными способами формообразования в том числе
лепка жгутами. Использование скульптурной доски, стеков, пластилина.
1.2. Тема: Геометрический орнамент в квадрате. Рельеф.
Ввести понятие орнамент, симметрия, ритм, интервал. Развитие чувства
ритма, фантазии, логического мышления. Изучить структуру квадрата.
Формирование умения делать предварительный эскиз, выполнять
геометрический орнамент, используя квадрат, полукруг, треугольник и
производные от них формы. Использование скульптурной доски, стеков,
пластилина.
1.3. Тема: Лепка животных по памяти конструктивным способом.
Круглая скульптура.
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, умения подмечать
характерные и выразительные движения и позы животных. Освоение
конструктивного способа лепки для реализации своего творческого замысла,
грамотное и последовательное выполнение работы. Использование
скульптурного пластилина.
1.4. Тема: Растительный орнамент «Восьмилистник». Рельеф.
Развитие
наблюдательности,
зрительной
памяти,
воображения.
Формирование умения передавать характер формы предметов и
поверхностей,
их
пластическое
решение.
Соблюдение
строгой
последовательности в работе «от целого к частному и от частного к
обобщению». Использование скульптурной доски, стеков, пластилина.

9

Второй год обучения
2.1. Тема: «Букет осени». Рельеф.
Умение составить замысел будущей композиции, грамотно выполнять плинт,
основы рельефа. Напомнить о способах построения плановости в рельефе.
Использовать различные способы декорирования. Составить композицию из
крупных и мелких форм с учетом пропорциональности и равновесия.
Использование скульптурной доски, пластилина, стеков.
2.2. Тема: Розетка «Лист лопуха в движении». Рельеф.
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления. Формирование
умения передавать характер формы предметов и поверхностей, их
пластическое решение. Развитие умения передавать глубину формы в
рельефе. Соблюдение строгой последовательности в работе «от целого к
частному и от частного к обобщению». Использование скульптурной доски,
пластилина.
2.3. Тема: Лепка по памяти. Этюд домашнего животного (кошка, собака).
Круглая скульптура.
Закрепления навыков конструктивного способа лепки. Объяснить важность
технологических
особенностей
соединения
деталей.
Развитие
наблюдательности, зрительной памяти, умения подмечать характерные и
выразительные движения и позы животных. Формирование знаний о
пропорциях животных. Освоение художественных приемов декора.
Использование скульптурной доски, пластилина, стеков.
2.5. Тема: Орнамент «Пятилистник» (простой формы). Рельеф.
Продолжение формирования и закрепления знаний , умений и навыков при
работе с натуры. Использование скульптурной доски, пластилина.

Третий год обучения
3.1 Тема: мелкая пластика «Дружная семейка».
Формирование знаний о скульптуре малых форм. Анималистический жанр.
Освоение различных способов формообразования из цельного куска глины,
различных приемов декорирования. Умение использовать пластические
средства глины для передачи взаимоотношений персонажей в творческой
композиции. Использование скульптурной доски, глины, стеков.
3.2. Тема: Лепка с натуры висящей на стене драпировки. Рельеф.
Формирование умения наблюдать и передавать с натуры характер предметов
и поверхностей, их пластическое решение. Развитие умения видеть в основе
сложных форм простые геометрические формы. Развитие зрительной памяти,
10

мышления. Грамотное и последовательное выполнение
Использование скульптурной доски, пластилина, стеков.

работы.

3.3. Тема: Рельеф «Портрет».
Связь с окружающей средой: природой или интерьером. Закрепление
навыков выполнения плинта – основы рельефа. Выполнение упражнений по
созданию различных фактур на плоскости. Использование знаний о
плановости в рельефе и последовательности выполнения работы над ним..
Используя изученные приемы лепки и композиции внести поэтический
смысл и лирико-романтическое настроение в работу. Использование
скульптурной доски, пластилина, стеков.
3.4. Тема: Новогодний сувенир. Круглая скульптура.
Развитие творческого воображения. Поиск образа. Умение выбрать для
выполнения в материале наиболее выразительный этюд или набросок.
3.5. Тема: Этюд фигуры человека в движении.
Формирование знаний пластической анатомии. Закрепление знаний о
строении и пропорциях человеческого тела. Изучение пластических
особенностей. Поиск образа. Выполнение эскизов на тему «спорт», «танец»,
«профессиональная деятельность» и т.п.. Передача движения и характера
модели. Использование пластилина, скульптурной доски, стеков.
3.6. Тема: Орнамент «Пятилистник» (сложной формы). Рельеф.
Продолжение формирования и закрепления знаний , умений и навыков при
работе с натуры. Использование пластилина, скульптурной доски.
3.7. Тема: Натюрморт с натуры. Горельеф.
Владение навыками работы с натуры. Поиск композиционного,
пластического и образного строя работы. Умение работать над композицией
в рельефе, уделяя особое внимание распределению планов. Самостоятельное
решение композиционных задач в заключительной работе. Выявление
объёма знаний, полученных за время обучения в школе (объёмнопространственные представления, пластическая взаимосвязь, круговой обзор,
читаемость силуэта, отбор характерных деталей, выразительность и т.д.), в
доступной для данного возраста форме. Использование пластилина,
скульптурной доски, стеков.

11

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Первый год обучения
Знания:
− понятий «Скульптура», «объёмность»,
«рельеф», «характер
предметов», «пропорции», «круговой обзор», «композиция»,
«деформация и трансформация формы»
− понятий «Структура квадрата», «орнамент», «симметрия», «ритм»,
«интервал»
− приемов работы с оборудованием и инструментами в кабинете
скульптуры.
Умения:
− наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции
− передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности
предметов
− работать с натуры и по памяти
− выполнять предварительный эскиз
− выполнять геометрический орнамент
− использовать деформацию и трансформацию формы для воплощения
своего творческого замысла
− компоновать предметы на плоскости
− грамотно и последовательно вести работу
− выполнять двухплановый рельеф.
Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Второй год обучения
Знания:
− понятий «Стилизация формы», «декоративность», «композиционный
центр»
− законов перспективы
− различных видов рельефа
Умения
− работать с натуры, по памяти и представлению
− выполнять различные виды рельефов
− передавать перспективу в рельефе, перспективные сокращения
− наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции
− передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности
предметов
− работать с натуры, по памяти и представлению
− стилизации природных форм в орнамент
− выполнять характерные и выразительные движения, позы животных
12

− стилизации шрифтовых форм
− выполнять
композицию
в
рельефе
пропорциональности и равновесия
− использовать художественные приёмы декора
− выполнять предварительный эскиз

с

соблюдением

Третий год обучения
Знания:
− художественных приёмов декора
Умения:
− работать с натуры
− наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции
− передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности
предметов
− работать с натуры, по памяти и представлению
− выполнять характерные и выразительные движения, позы животных
− работать с каркасом
− обобщать форму
− передавать характер маски лица человека в зависимости от его
эмоционального состояния
− передавать плановость в рельефе
Навыки:
− цельного восприятия формы
− детальной проработки формы
− грамотного и последовательного ведения работы
− конструктивного и пластического способов лепки.

13

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Кабинет скульптуры
2. Учебные наглядные пособия в графике и в объёме с указанием
последовательности выполнения заданий в рельефе и круглой
скульптуре.
3. Учебное наглядное пособие на тему : «Декоративный натюрморт»,
«Овощи, фрукты», «Растительный орнамент».
4. Гипсовые модели: части лица, античные маски,различные виды
рельефов.
5. Гипсовые орнаменты и розетки.
6. Демонстрационная модель для изучения движения фигуры человека.
7. Каркасы для лепки фигуры человека
8. Каркасы для лепки драпировки в рельефе и круглой скульптуре.
9. Гипсовые модели: части фигуры человека.
10.Экспозиционный фонд учебных и творческих работ.
11.Натюрмортный фонд.
12.Доска ученическая.
13.Стеки и доски для лепки

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боголюбов Н. С. Место и роль скульптуры в художественном
воспитании детей. - М., 1973.
2. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке:
пособие для учителя.- М., 2010.
3. Боголюбов Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию
художественно-творческих способностей средствами изобразительного
искусства на разных возрастных этапах.- Краснодар., 2001.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве.М., 1991.
5. Глубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора.- М., 1960.
6. Конышев Н. М. Лепка в начальных классах.- М., 1980.
7. Кузин В. С. Психология.- М., 2008.
8. Логвиненко Г. Н. Декоративная композиция: учебное пособие
для студентов ВУЗов.- М., 2005.
9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма
усвоения социального опыта. - М., 1980.
10.Левин С. Б. Ваш ребёнок рисует.- М., 1979.
11.Неменский Б. Н. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания.- М., 2005.
12.Полунина В. Н. Искусство и дети. - М., 1982.
13.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе.- М., 1974.
14.Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства.- М., 1974.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».