I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке) является документом, который регламентирует закупочную деятельность МБУ ДО «ДХШ № 2» (далее - Заказчик), содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 2. Положение о закупке регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок Заказчика: а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств Заказчика; в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ПРОЦЕДУР ЗАКУПКИ 3. Проведение закупки осуществляется на основании утвержденного и размещенного в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) план-графика закупки товаров, работ, услуг. 4. Формирование план-графика закупки, а также его размещение на официальном сайте осуществляется Заказчиком в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации». 5. План-график закупки является основным плановым документом в сфере закупок. План-график закупки утверждается Заказчиком на срок не менее чем на один год, за исключением случаев, указанных в пункте 6 Положения о закупке, с поквартальной разбивкой. 6. Для осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ Заказчик назначает контрактного управляющего. 7. Контрактный управляющий является должностным лицом, ответственным за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору МБУ ДО «ДХШ № 2». Контрактный управляющий учреждения осуществляет закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также закупки в электронной форме до 500 тыс. руб. Закупки в электронной форме стоимостью свыше 500 тыс. руб. осуществляются уполномоченным органом (уполномоченным учреждением). 8. На должность контрактного управляющего принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, а также стаж работы в указанной сфере не менее 5 лет. III. СПОСОБЫ ЗАКУПКИ И УСЛОВИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 9. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки <1>: -------------------<1> Настоящий пункт может быть дополнен иными способами закупки. 1) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); 2) запрос котировок в электронной форме; 3) аукцион в электронной форме; 4) малая электронная закупка у единственного поставщика. 10. Под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается закупка, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных Положением о закупке. 11. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 4 ч. 1 ст. 93 осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. 12. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 5 ч. 1 ст. 93 осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением, государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей. 13. Заказчик вправе проводить запрос котировок в электронной форме в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. 14. Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов. 15. Малая электронная закупка у единственного поставщика - закупка товара в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей, в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках, участники закупки вправе сформировать на электронной площадке, подписать усиленной электронной подписью и разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров (далее - предварительное предложение), содержащее в отношении каждого товара, предлагаемого таким участником закупки. IV. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ 16. Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке. 17. К участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования: 17.1. При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Федерального закона, Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 8) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества; 9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. 17.2. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. 17.3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. 17.4. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона. V. СОДЕРЖАНИЕ ИЗВЕЩЕНИЯ О ЗАКУПКЕ И ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАКУПКЕ 18. В извещении о закупке указываются следующие сведения <1>: -------------------<1> Перечень сведений, содержащийся в извещении о закупке, может быть расширен по усмотрению Заказчика, в том числе в зависимости от проводимого способа закупки. 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком); 2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте; 3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры); 5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования; 6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг); 7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; 8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы); 9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта; 10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса); 11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом; 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); 13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона; 14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; 15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона; 16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона; 17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона); 18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению); 19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов; 20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона; 21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день; 22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом; 23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. VI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПКИ <1> -------------------<1> Настоящий раздел может быть дополнен иными способами закупки. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 19. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика: Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков: • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93); • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93); • выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93); • закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93); • закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93); • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93); осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93); • случаи, когда процедуры закупки признаны несостоявшимся (п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 93). Также обратите внимание, что 08.03.2022 г. Федеральным законом Российской Федерации от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) были установлены новые случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в частности: • осуществление закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией, произведенных единственным производителем на территории РФ или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера (п. 5.1 ч. 1 ст. 93); • осуществление закупки технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования РФ, произведенных (оказанных) на территории РФ или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера (п. 5.2 ч. 1 ст. 93); • заключение контракта на поставку лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, с поставщиком, включенным в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий (п. 28.1 ч. 1 ст. 93). • 20. Если закупка признана несостоявшейся, контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по согласованию с контрольным органом (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Согласие потребуется, если НМЦК превышает следующие размеры (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961): • 500 млн руб. - при закупке для федеральных нужд (за исключением закупок, указанных в последнем пункте перечня); • 250 млн руб. - при закупке для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (за исключением закупок, указанных в последнем пункте перечня); • 1 тыс. руб. - при закупке в случае признания несостоявшимся электронного конкурса, электронного аукциона по п. п. 3 — 6 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ, а также при закрытых способах закупки. При проведении совместного конкурса или аукциона каждый заказчик самостоятельно согласовывает заключение контракта. Согласование потребуется, если НМЦК заключаемого контракта превышает предельный размер (п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ) Если не состоялся запрос котировок в электронной форме, то согласование такого контракта с единственным поставщиком не требуется (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Закупка путем проведения запроса котировок 21. Закупку путем запроса котировок в электронной форме заказчик вправе провести при соблюдении двух условий: Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей, Годовой объём закупок путём запроса котировок в электронной форме не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок (СГОЗ) заказчика. 22. Первоначально заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и на подачу заявок даёт не менее 4 рабочих дней, которые отсчитываются со следующего дня после даты публикации заявки. При этом дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. Больше времени отвести на подачу заявок допускается, меньше – нет. 23. Заказчик не вправе изменить извещение после размещения в ЕИС, но законодательство предусматривает возможность отмены запроса котировок – не позднее, чем за 1 час до срока окончания подачи заявок. Таким образом, при обнаружении ошибки в уже поданной заявке, заказчик может отменить эту закупку, чтобы позднее сформировать и подать новое извещение. 24. Ответственность за ненадлежащее извещение, не соответствующее закону, возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации. Следовательно, полномочия внутри организации обязательно должны быть утверждены приказом. 25. Участники подают свои заявки для участия в торгах до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок. Участники, которые подают заявки на запрос котировок, в течении часа получают идентификационные номера. 26. После истечения времени на подачу заявок комиссия заказчика проводят заседание и определяют победителя. На это отводится 1 рабочий день. Члены комиссии проводят заседание очно, но работают на электронной площадке и каждый подписывает протокол своей электронной подписью. 27. После этого ответственное лицо заказчика размещает протоколы на электронной площадке, и в течении 3 часов после их размещения обязуется направить победителю этой закупки проект контракта. У победителя – 1 рабочий день (следующий после получения) на подписание контракта. Далее – у заказчика также 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола. Ещё раз отметим, что в закупке через запрос котировок действуют ограничения: • не допускается внесение изменений в извещение, • не предусмотрена подача запросов на разъяснения со стороны участника в адрес заказчика, • не предусматривается обеспечение заявки. 28. Извещение о проведении запроса котировок. Состав извещения о проведении закупки путём запроса котировок в электронной форме: 1. Адрес электронной площадки; 2. Сведения о заказчике, специализированной организации; 3. Краткое изложение условий контракта, содержащее: o Наименование и описание объекта закупки; o Информацию о количестве; o Информацию месте поставки; o Сроках доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, o НМЦК; o Источнике финансирования; o В случаях, установленных Правительством по ч.2 ст.34, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта; o В случае ч.24 ст. 22 закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта. 4. Идентификационный код закупки; 5. Используемый способ определения поставщика; 6. Размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии). В случае, если начальная цена указана в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн. рублей, то обеспечение исполнения контракта должно быть установлено. Ограничения в определении поставщика. В запросе котировок устанавливается информация о запретах и ограничениях допуска, об условиях допуска иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Стоит отдельно отметить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся. Заказчик имеет право установить возможность одностороннего отказа от исполнения контракта. Требования к участникам. Согласно ст.31 ч.1, заказчик с 1 апреля 2021 года вправе требовать в составе заявки от участника предоставления лицензии, подтверждающей возможность этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования. К извещению заказчиком прикладывается проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта. 29. Заявка поставщика. Участники закупки должны подавать заявку через электронную площадку (требуется регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке) до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок. В заявку включаются отдельные блоки: • Сведения об участнике — наименование, юр.адрес, номер телефона, ИНН, ФИО и адрес (для ИП и физлица); Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 (не банкрот, не ликвидация, нет приостановление деятельности, нет судимостей по экономическим статьям, нет недоимки по налогам и т.д.) • Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении; • Наименование страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ; • Предложение участника о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц. Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работы, оказание услуг) на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в эл.форме. Оператор электронной площадки, на которой совершается закупка, после получения такой заявки присваивает ей идентификационный номер или возвращает её участнику при выявлении нарушений. • Существуют три основания, по которым оператор может не принять заявку: • заявка подана без электронной подписи; • заявка подана после окончания срока подачи заявок; • заявка подана во второй раз одним и тем же участником. При приёме заявки оператор проверяет наличие действующей аккредитации (при оставшемся сроке действия аккредитации менее 3 месяцев заявка отклоняется). Также оператор проверяет информацию в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчиком установлено такое требование. В заявке поставщику необходимо указать характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики или товарный знак поставщик не указывает. У поставщика есть выбор, либо в структурированной форме на площадке указать страну происхождения, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, либо внутри вложенного файла указать описание своего товара и в том числе указать страну происхождения. В заявке предоставление документов, которые подтверждают соответствие товара, работы, услуги не предусмотрено в случае, если они предоставляются заказчику вместе с товаром. В дополнение к тому, что участник сам приложит в состав заявки, оператор добавляет информацию путём взаимодействия с сайтом zakupki.gov.ru – это документы, которые участник загружает при своей регистрации, аккредитации, и должен следить за актуальностью указанных документов. 30. Заключение контракта в электронной форме. После размещения протокола на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю необходимую информацию и направляет победителю. Победитель имеет в распоряжении 1 рабочий день для подписания контракта. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это требовалось в извещении. У заказчика также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Заказчику важно помнить, что контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней. 31. Признание запроса котировок несостоявшимися. Основания для признания запроса котировок несостоявшимся: • не подано ни одной заявки; • подана только одна заявка; • все поданные заявки были отклонены комиссией; • в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим. Несостоявшейся будет у нас закупка, если в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим. Не имеет значения — он один принял участие в котировках или участвовало несколько, но их отклонили. В этом случае к заказчика обязанность заключить контракт с победителем по п.25 ч.1 ст.93, как с единственным поставщиком. Если не подано ни одной заявки или всех отклонили, то заказчик вправе осуществить новую закупку, если у него такая потребность осталась. Закупка путем проведения аукциона 32. Чтобы провести электронный аукцион, заказчик размещает в ЕИС извещение (п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ). С 1 января 2022 г., чтобы участвовать в электронном аукционе, не требуется допуск. Подаётся единая заявка: подготовка 2 частей не нужна. Подавшие заявку участники вправе направить ценовые предложения (ч. 1 ст. 43, ч. 1, 2 ст. 49 Закона № 44-ФЗ). Чтобы участвовать в электронном аукционе, заявка должна содержать данные (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ): Об участнике закупки: требуется решение о согласии на совершение крупной сделки или о её последующем одобрении, если для участника крупной сделкой считается заключение контракта, предоставление обеспечения заявки или исполнения контракта (подп. «м» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ) документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: выписки из реестров лицензий, из реестров СРО, лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности и т.д., – если они требуются законом и заказчик установил соответствующие требования декларация о соответствии участника требованиям, которые установлены пп. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (подп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ) реквизиты счёта участника для оплаты контракта. Данные не предоставляются, если по закону такой счёт открывается после заключения контракта. О товаре (включая товар, поставляемый при выполнении работ, оказании услуг): информацию и документы, предусмотренные правовыми актами, принятыми по ч. 3-4 ст. 14 44-ФЗ, если в извещении были установлены запреты, ограничения или условия допуска. Если такие документы не предоставить, заявку приравняют к заявке с предложением иностранных товаров (работ, услуг) предложение участника закупки касательно товара, который в том числе поставляется при выполнении работ (оказании услуг), где указываются: 1) характеристики товара, которые соответствуют показателям из описания объекта закупки, и товарный знак, если есть. Сведения можно не указывать, если товарный знак указан в описании объекта закупки и к поставке предлагается товар с ним же; если в описании объекта закупки есть проектная документация либо смета на капремонт (ч. 2 ст. 43 44-ФЗ) 2) наименование страны происхождения товара по Общероссийскому классификатору стран мира Если в закупке с запретом на допуск товаров иностранного происхождения предложить иностранный товар, то оператор ЭТП обязан вернуть заявку (подп. «д» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ). 3) документы, которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства, требуются для отдельных товаров, если заказчик установил в извещении такое условие. Например, документ для подтверждения регистрации товара при закупке лекарств – копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12 октября 2020 г. № 24-02-06/88891). В остальных случаях, если по закону документы передаются вместе с товаром (копия паспорта товара, сертификат качества и др.), требование предоставить их при подаче заявки неправомерно, так как участник не обязан в этот момент иметь товар в наличии. Срок подачи заявки рассчитывается с момента публикации заказчиком извещения о закупке: для закупок до 300 млн рублей – 7 дней для строительных закупок до 2 млрд рублей – 7 дней в остальных случаях – 15 дней Если в извещение внесли изменения, сроки подачи продлевают: если изначально срок был 15 дней, на 7 дней если изначально срок был 7 дней, на 3 дня 33. Процесс проведения аукциона. Участники, которые подали заявки, заходят на ЭТП в назначенное время и подают свои ценовые предложения – стоимость, по которой они готовы выполнить контракт. В ходе аукциона ценовые предложения снижаются. Каждое снижение – шаг аукциона, который составляет 0,5% – 5% от НМЦК. Приём ценовых предложений длится 4 минуты. Общая продолжительность приёма предложений – не более 5 часов. Когда завершён основной этап, участники могут в течение 10 минут подать цену, чтобы занять 2 место. Такая цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, которое поступило во время основного этапа. Если поставщик не подал ни 1 ценового предложения, его минимальным предложением будет считаться начальная цена контракта. Через час после завершения процедуры ЭТП присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены контракта и формирует протокол подачи ценовых предложений. При этом, если несколько участников подали одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер получит поданная раньше других заявка. 34. В течение 2 рабочих дней после окончания срока подачи заявок заказчик: - рассматривает заявки и ценовые предложения - присваивает заявкам порядковые номера - формирует протокол подведения итогов В ходе аукциона участники могут снизить цену до 0,5% от НМЦК или ниже. В таком случае аукцион будет идти в обратном направлении: участники предлагают сумму, которую они готовы заплатить за заключение контракта заказчику. Увеличивать цену можно до 100 млн рублей. 35. Участник закупки вправе направить заказчику запрос на разъяснение. Всего разрешено подать: - для разъяснения документации – 3 запроса - для разъяснения подачи ценовых предложений – 1 запрос - для разъяснения протокола подведения итогов – 1 запрос Особенности заключения контракта Когда в ЕИС размещён протокол подведения итогов, контракт заключается не ранее чем через 10 дней. 36. Последовательность действий участников: - заказчик размещает в ЕИС проект контракта в течение 2 рабочих дней после размещения итогового протокола - победитель подписывает контракт в течение 5 рабочих дней - заказчик подписывает контракт со своей стороны в течение 2 рабочих дней Если участник направит заказчику протокол разногласий, сроки заключения продлят. Разрешается попросить исправить какие-либо ошибки или неточности, несоответствие контракта закупочной документации. 37. Для всех конкурентных открытых закупок применяются единые случаи, при которых закупка будет признана несостоявшейся: - была подана 1 заявка - установленным требованиям соответствует 1 заявка - не были поданы заявки - все заявки комиссия отклонила - всех участников закупки признали уклонившимися - заказчик отказался заключать контракт с единственным участником. Если аукцион признали несостоявшимся, возможны следующие варианты: - заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, если была подана или допущена 1 заявка - заказчик может провести новую закупку либо провести закупку у единственного поставщика, если не было подано либо не было допущено ни 1 заявки или все участники были признаны уклонившимися. Малые электронные закупки 38. Электронная малая закупка — это разновидность закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая проводится в электронной форме. Она проводится на тех же электронных площадках, что и другие электронные закупки по Закону № 44-ФЗ, применяется исключительно для закупки товаров. Минимальная цена контракта может быть любой. Максимальное значение — не более 3 млн руб. (ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Объем электронных малых закупок учитывается в предельных годовых объемах закупок по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. 39. Алгоритм проведения такой процедуры: Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д. Обратите внимание, что размещение таких предложений означает согласие участника на направление оператором электронной площадки предложений о поставке заказчику. Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Также важным моментом является то, что оператор не будет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока регистрации в ЕИС такого участника остается три месяца. Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.). Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более 5 заявок, соответствующих его требованиям. Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше. Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику. Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера. Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа. Этап 8. Далее заключается контракт с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном ст. 51 Закона №44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона №44-ФЗ: - контракт размещается в ЕИС и на электронной площадке заказчиком не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола; - информация о заключенном контракте вносится в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с момента его заключения; - при заключении контракта по итогам малой электронной закупки протокол разногласий не формируется и не размещается. VI. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА 40. Обязательные условия контракта. Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия: - о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию; - об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту; касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе; - о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения; - об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата. Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях. 41. Ответственность за нарушение госконтракта. За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются в первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то коэффициент применяется только к неоплаченной части. За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по следующим нормам: 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей, 2% при НМЦК 3–50 млн рублей, 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей, 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей. 42. Условия оплаты. Условия и порядок оплаты обязательно должны быть включены в контракт. В документе должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчётов. Согласно ГК РФ, существуют четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта. Также должен быть закреплён срок оплаты. Он не может зависеть от получения заказчиком финансирования. 43. Условия приёмки результатов контракта. В контракте прописываются условия приёмки результатов исполнения контракта. Необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приёмке, сроки их формирования и подписания. Также должны быть закреплены критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям. При составлении условий о приёмке результатов контракта рекомендуется учитывать нормы 184-ФЗ, ГОСТы, СНиПы и другие документы, по которым можно определить качество объекта закупки. Помимо прочего, в контракт обычно включают условия о сроках выполнения и о предоставлении обеспечения и его возврате. Требования к обеспечению содержатся в статье 96 44-ФЗ. Сроки исполнения могут быть закреплены в виде фиксированной даты, периода (1 год), интервала (1–15 число каждого месяца) либо срока действия (в течение 2-х месяцев с момента оплаты). 44. Заказчик может включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта. Она должна быть закреплена в проекте и документации контракта. Для расторжения контракта в одностороннем порядке нужны существенные причины, то есть, одна из сторон контракта не может получить то, на что рассчитывала при его подписании. Например, если подрядчик обязуется выполнить работу в установленный срок, то превышение срока является существенным нарушением условий контракта. Если условия нарушены по вине поставщика, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков. 45. Необязательные условия контракта. Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются: - условия о гарантии; - условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы; - условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием; - условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта; - иные условия, не противоречащие законодательству. 46. Что входит в неотъемлемые части контракта. К тексту контракта могут прилагаться дополнительные документы, которые содержат более подробную информацию о желаемых результатах контракта: спецификации, акты, инструкции, техзадания, лицензии, специальные перечни, документы, подтверждающие характеристики объектов и пр. Эти документы считаются неотъемлемой частью контракта, и этот нюанс должен быть указан в тексте контракта. 47. Этапы и сроки заключения контракта. Первый этап контракта един для всех видов закупок. Сначала заказчик составляет проект контракта, который размещается на ЭТП вместе с иной закупочной документацией. В нём прописаны все обязательные и дополнительные условия. После объявления победителя контракт дополняется новой информацией — в него включают наименование и реквизиты исполнителя, цену и предмет контракта. Затем поставщик вносит обеспечение и подписывает контракт. Сроки подписания зависят от способа проведения закупки. Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки. В случае электронного аукциона течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. Победитель изучает его и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта. Срок подписания контракта по итогам запроса котировок — не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания. 48. Уклонение от подписания контракта. Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик должен предложить это участнику, занявшему второе место. Сначала составляется протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта, без указания причины. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик, занявший второе место, вправе выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. В случае согласия нужно сделать следующее: - составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником; - разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся; - заключить контракт по стандартному порядку; - в течение трёх рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе. Если второй участник откажется от контракта, то заключить контракт с участником, занявшим третье место, нельзя. 49. Изменение существенных условий контракта. По общему правилу существенные условия контракта (СУК) изменять нельзя. Но есть исключения: в ряде случаев и по соглашению сторон изменения допустимы. Главное, чтобы такая возможность была заранее предусмотрена заказчиком в тексте контракта. Допустимы изменения следующих условий: - цена договора при условии неизменности количества товара, объёма работы или услуги, а также их качества; - цена договора, если объём результатов изменяется не более чем на 10%; - цена договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение); - цена, объём планируемого результата, сроки выполнения, если казённому учреждению уменьшили лимиты; - цена договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей; - количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией и документацией об аукционе; - качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения. Также следует помнить, что изменить договор на стадии подписания нельзя. Это можно сделать после подписания, во время его исполнения, заключив дополнительное соглашение. 50. Изменение сроков контракта. Срок исполнения обязательств является существенным условием контракта, но при возникновении непредвиденных обстоятельств его можно изменить и установить новый срок с помощью допсоглашения. Также при наличии объективных причин можно продлить срок оплаты по контракту. Продление контракта возможно в том случае, если его расторжение приведёт к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. Кроме того, за расторжение контракта предусмотрены штрафы. Если значительных финансовых потерь не будет, то контракт можно расторгнуть или заключить на новых условиях. Если условия по продлению срока контракта устраивают обе стороны, то можно подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон против изменений, можно обратиться в суд.