Рисунок ДПОП "ДПТ"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»

«Рассмотрено»
Методическим советом
МБУ ДО «ДХШ №2»
протокол от 30.08.2019г.

«Утверждаю»
Директор Любимова Е.В.
приказ № 158-од от 30.08.2019г.
___________________________
(подпись)

Программа
по учебному предмету
ПО.01.УП.01. «РИСУНОК»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»

Составитель – преподаватель высшей квалификационной категории
Кислицкий Сергей Антонович,
преподаватель первой квалификационной категории
Муллаярова Елена Эрнистовна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Батраков Александр Сергеевич

Рецензент – старший преподаватель кафедры художественного образования
ФХО НТГСПИ (ф)РГППУ, член СХ России Чебакова Е.А.
Рецензент – доцент НТГСПА, член СХ России Мартыненко В.Г.

2019

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

2.

Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

3.

Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

4.

Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . .

5.

Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . 23

6.

Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . .

7.

Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

23

25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного
искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе
художественного образования рисунок является основополагающим учебным
предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись», «Композиция прикладная», «Работа в материале» дополняют
друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному
восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» – это определенная система обучения и
воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного
развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд
теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и
осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и
овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации образовательной программы «Декоративно-прикладное
творчество» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета
«Рисунок» составляет 5 лет.
При
реализации
программы
учебного
предмета
«Рисунок»
продолжительность учебных занятий с первого по пятый класс составляет 33
недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 599 часов, в
том числе аудиторные занятия –396 часов, самостоятельная работа – 203 часа.

3

Вид
учебной
работы,
аттестации
учебной
нагрузки

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

Классы
Полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

1

2

3

Всего
часов

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

48

51

48

51

32

34

32

34

32

34

396

23

25

22

34

16

17

16

17

16

17

203

71

76

70

85

48

51

48

51

48

51

599

зачет

зачет

зачет

экзамен

зачет

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме
аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций.
Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в
форме мелкогрупповых занятий.
Занятия строятся в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное
творчество» со сроком обучения 5 лет составляет:
•
аудиторные занятия:
1 - 2 классы – по 3 часа в неделю;
3 - 5 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа учащихся составляет не более половины от
аудиторной нагрузки (по ФГТ) на протяжении всего периода обучения и
предполагает выполнение домашнего задания детьми, посещение ими
учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в
творческих мероприятиях, конкурсах и
культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или
в счет резерва учебного времени.
4

Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по
учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в
образовательные
учреждения,
реализующие
профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
⎯
освоение терминологии предмета «Рисунок»;
⎯
приобретение умений грамотно изображать графическими
средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
⎯
формирование умения создавать художественный образ в рисунке
на основе решения технических и творческих задач;
⎯
приобретение навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
⎯
формирование навыков передачи объема и формы, четкой
конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением
планов, на которых они расположены.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки обучающихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
5

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам
и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Оборудование и учебно-наглядные пособия:
•
Мольберты;
•
Планшеты;
•
Стулья;
•
Натюрмортные столики;
•
Доска ученическая;
•
Софиты;
•
Таблицы по перспективе;
•
Лучшие работы учащихся прошлых лет;
•
Натюрмортный фонд.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I полугодие
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Вводная беседа о рисунке.
урок
1
1
Организация работы
1.2. Графические изобразительные средства
урок
25
8
2,5
14,5
1.3. Рисунок простых плоских предметов.
урок
27
9
3
15
Симметрия. Асимметрия
1.4. Рисунок геометрических фигур и
урок
14
5
1,5
7,5
предметов быта. Пропорция. Силуэт
Раздел 2. Линейный рисунок
2.1. Зарисовки фигуры человека
урок
4
1
0,5
2,5
Итого:
71
23
8.5
39.5
II полугодие
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень
3.1. Линейные зарисовки геометрических
урок
4
1
0,5
2,5
предметов. Наглядная перспектива
3.2. Зарисовки прямоугольника, квадрата,
урок
9
3
1
5
круга в перспективе
3.3. Зарисовки каркасных проволочных
урок
9
3
1
5
моделей в перспективе
3.4. Рисунок гипсового куба
урок
12
4
2
6
3.5.. Светотеневая зарисовка простых по
урок
9
3
1
5
форме предметов
3.6. Зарисовка предметов простой формы с
урок
9
3
1
5
учетом тональной окрашенности
37. Рисунок гипсового геометрического тела урок
12
4
1
7
вращения (цилиндр, конус, шар)
3.8. Зарисовки предметов, подобных телам
урок
12
4
1
7
вращения, с натуры. Зачёт.
Итого:
76
25
8.5
42.5
Итого за год: 147
48
17
82

Общее количество
часов

Практические часы

Теоретические часы

Аудиторные занятия

Самостоятельная
работа

Наименование раздела, темы

Максимальная учебная
нагрузка

3№

Вид учебного занятия

Первый год обучения

1
17
18
9

3
48

3
6
6
8
6
6
8
8
51
99

7

Общее количество
часов

Практические часы

Теоретические
часы

Аудиторные занятия

Самостоятельная
работа

Наименование раздела, темы

Максимальная учебная
нагрузка

№

Вид учебного занятия

Второй год обучения

I полугодие
Раздел 1. Живописный рисунок. Фактура и материальность
1.1. Зарисовки чучела птицы
урок
9
3
1
5
6
Раздел 2. Законы перспективы и светотень в рисунке
2.1. Зарисовки предметов быта имеющих
урок
13
4
1
8
9
призматическую форму с натуры
Раздел 3. Линейный рисунок
3.1. Наброски фигуры человека
урок
4
1
0,5
2,5
3
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
4.1. Рисунок предметов быта на светлом и
урок
13
4
1
8
9
темном фоне
4.2. Натюрморт из двух предметов быта
урок
13
4
1
8
9
светлых по тону на сером фоне
4.3. Натюрморт из двух предметов быта.
урок
18
6
1,5
10,5
12
Зачёт.
Итого:
70
22
6
42
48
II полугодие
Раздел 5. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими
средствами
5.1. Натюрморт с комнатным растением на
урок
10
4
1
5
6
светлом фоне
Раздел 6. Живописный рисунок. Фактура и материальность
6.1. Зарисовки предметов, различных по
урок
10
4
1
8
9
материалу
Раздел 7. Тональный длительный рисунок
7.1. Натюрморта из двух предметов быта
урок
20
8
2
10
12
призматической формы
7.2. Натюрморт из предметов
урок
20
8
2
10
12
призматической и цилиндрической
формы
7.3. Натюрморт из предметов простой
урок
20
8
2
10
12
формы разных по тону и материалу.
Зачёт.
Итого:
85
34
8
43
51
Итого за год: 155
56
14
85
99
8

1.1.
2.1.

3.1.

4.1.

5.1.
5.2.

I полугодие
Раздел 1. Творческий рисунок
Тематический натюрморт «Осенний»
урок
18
6
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.
Сквозной рисунок предметов
урок
12
4
комбинированной формы
Раздел 3. Тональный длительный рисунок
Натюрморт из предметов быта, один из
урок
18
6
которых имеет комбинированную
форму. Зачёт.
Итого:
48
16
II полугодие
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок
Рисунок гипсового орнамента
урок
15
5
невысокого рельефа
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
Натюрморт с чучелом птицы
урок
18
6
Натюрморт из 2-х предметов
урок
18
6
комбинированной формы разных по
тону. Зачёт.
Итого:
Итого за год:

51
99

17
33

Общее количество
часов

Практические часы

Аудиторные занятия

Теоретические часы

Самостоятельная работа

Наименование раздела, темы

Максимальная учебная
нагрузка

№

Вид учебного занятия

Третий год обучения

2

10

12

1

7

8

2

10

12

5

27

32

2

8

10

2
1

10
11

12
12

5
10

29
56

34
66

9

1.1.
1.2.

2.1.

2.2.

3.1.
5.1.
5.2.

I полугодие
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
Рисунок однотонной драпировки с
урок
18
6
простыми складками
Натюрморт из крупного предмета быта и урок
18
6
драпировки со складками
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень
Рисунок цилиндра в горизонтальном
урок
12
4
положении. Построения окружности в
пространстве. Зачёт.
Итого:
48
16
II полугодие
Зарисовки предметов быта (кружка,
урок
12
4
кастрюля и т.д.) в гориз. положении
Раздел 3. Линейно-конструктивный рисунок
Зарисовки фигуры человека в движении
6
2
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
Рисунок гипсового шара
урок
12
4
Рисунок драпировки со сложной
урок
21
7
конфигурацией складок, лежащей на
геометрическом предмете. Зачёт.
Итого:
51
17
Итого за год:
99
33

Общее количество
часов

Практические часы

Теоретические часы

Аудиторные занятия

Самостоятельная
работа

Наименование раздела, темы

Максимальная учебная
нагрузка

№

Вид учебного занятия

Четвертый год обучения

2

10

12

2

10

12

1

7

8

5

27

32

1

7

8

4

4

1
2

7
12

8
14

4
9

30
57

34
66

10

Общее количество
часов

Практические часы

Теоретические часы

Аудиторные занятия

Самостоятельная
работа

Наименование раздела, темы

Максимальная учебная
нагрузка

№

Вид учебного занятия

Пятый год обучения

I полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
1.1. Зарисовка части интерьера с
урок
18
6
2
10
12
архитектурной деталью
1.2. Зарисовка головы человека (обрубовка)
урок
18
6
2
10
12
Раздел 2. Фактура и материальность в учебном рисунке
2.2. Рисунок фигуры человека в интерьере.
урок
12
4
1
7
8
Зачёт.
48
16
5
27
32
II полугодие
Раздел 3. Линейно-конструктивный рисунок
3.1. Рисунок гипсовых частей лица (нос,
урок
27
9
1
17
18
губы, глаз)
Раздел 4. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими
средствами
4.1. Тематический натюрморт «Мир старых
урок
24
8
2
14
16
вещей». Экзамен.
Итого:
51
17
3
31
34
Итого за год:
99
33
8
58
66
Всего по программе: 599
203
58
338
396

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом
сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также
принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание
программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных
особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного
мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы
и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу
формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную
форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного
усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и
разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят
рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания
по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на
занятиях авторские методики.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок,
основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении
натуры.
Параллельно
с
длительными
постановками
выполняются
краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и
зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть
искусством рисунка.
В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается
представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о
светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии
животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется переход
к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы
линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и
творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие
приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от
общего к частному и от частного к обогащенному общему. Значительно
расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные
задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения
включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к
поступлению в профессиональные учебные заведения.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные
домашние (самостоятельные) задания.
Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и
темам:
• технические приемы в освоении учебного рисунка;
• законы перспективы; светотень;
• линейный рисунок;
12

• линейно-конструктивный рисунок;
• живописный рисунок; фактура и материальность;
• тональный длительный рисунок;
• творческий рисунок; создание художественного образа графическими
средствами.
Содержание разделов и тем
Первый год обучения
Ι полугодие
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация
рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами,
принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка
руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
1.2. Тема. Графические изобразительные средства.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие
«тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на
усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление
вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и
нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента.
Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей.
Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием
геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков
деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий.
Композиция листа. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по
памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки,
карандаш Т, ТМ, М.
1.3. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия.
Асимметрия.
Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев,
бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных
народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в
учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.

13

1.4. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта.
Пропорции. Силуэт.
Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по
соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами
визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений.
Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А3. Материал – графитный
карандаш, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой
формы.
Раздел 2. Линейный рисунок
2.1. Тема. Зарисовки фигуры человека.
Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии.
Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Формат
А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
II полугодие
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.
3.1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов.
Наглядная перспектива.
Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел,
расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в
зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий
различного характера для выразительности рисунка. Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.
3.2. Тема. Зарисовки прямоугольника, квадрата, в перспективе.
Рисование упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунок
прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном
положении с одной и двумя точками схода. Линейный рисунок круга в
горизонтальном положении.
Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка
схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя
точками схода, с приемом построения окружности в перспективе.
Линейно-конструктивные зарисовки створки двери, оконного проема,
стола и т. д. Композиция листа. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
3.3. Тема. Зарисовки каркасных проволочных моделей в
перспективе.
Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма,
параллелепипед). Повторение правил перспективы. Углубленный анализ
14

конструктивной формы предметов. Грамотное построение предметов в
соответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композиция
листа. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической
формы.
3.4. Тема. Рисунок гипсового куба.
Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление
правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение
верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
3.5. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.
Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных
предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без
фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени.
Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.
3.6. Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной
окрашенности.
Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы
предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.
3.7. Тема. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр,
конус).
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус),
расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел
вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности
передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической
формы.
3.8. Тема. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры
и по памяти.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.

15

Второй год обучения
I полугодие
Раздел 1. Живописный рисунок. Фактура и материальность
1.1. Тема. Зарисовки чучела птиц.
Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске.
Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композиция листа.
Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности оперения.
Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти.
Раздел 2. Законы перспективы и светотень в рисунке
2.1. Тема. Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую
форму с натуры и по памяти.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии.
Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
Раздел 3. Линейный рисунок
3.1. Тема. Наброски фигуры человека.
Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основных
пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность
линейного наброска при минимальном количестве графических средств.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
4.1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фоне.
Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и
светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его
пространственного расположения на предметной плоскости. Передача
материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.

16

5.3. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на
сером фоне.
Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы
и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы
предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и
взаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее боковое.
Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.
5.4. Тема. Натюрморт из двух предметов быта.
Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по
тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений,
навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки натюрморта по памяти.
II полугодие
Раздел 5. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Тема. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.
Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и
предметами простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное
светотеневое изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и
строения растения. Различное расположение листьев в пространстве.
Знакомство с перспективными явлениями при рисовании с натуры
растительных форм. Особенности выполнения фона. Освещение верхнее.
Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений.
Раздел 6. Живописный рисунок. Фактура и материальность
6.1. Тема. Зарисовки предметов различных по материалу.
Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и
блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделирования
светотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное.
Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов различной
материальности.

17

Раздел 7. Тональный длительный рисунок
7.1. Тема. Натюрморт из двух предметов быта призматической
формы.
Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги,
коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно
включение мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка
конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная
проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Освещение
верхнее боковое. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные наброски.
7.2. Тема. Натюрморт из предметов призматической и
цилиндрической формы.
Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне
драпировки с крупным рисунком, на уровне глаз. Композиция листа.
Пропорции. Выразительность силуэта группы предметов. Освещение
контрастное. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани.
7.3. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по
тону и материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов
домашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во
втором классе. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный
карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов кухонной утвари.
Третий год обучения
I полугодие
Раздел 1. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Тема. Тематический натюрморт «Осенний».
Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний» (предмет быта
простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принципов
последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до
определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками
целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над
эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А3 Материал
– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.

18

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок
2.1. Тема. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.
Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной
формы, расположенных на разных уровнях глаз учащихся (бидон, крынка,
гипсовая ваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
Раздел 3. Тональный длительный рисунок
3.1. Тема. Натюрморт из предметов быта, расположенных на уровне
глаз учащихся.
Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта
различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную
форму, на уровне глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата.
Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний
по тону. Освещение нижнее боковое. Формат А3, Материал – графитный
карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
II полугодие
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок
4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.
Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового
орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная
передача
конструктивных
особенностей
рисунка
орнамента.
Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.
Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка
натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление
локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени.
Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемами
работы мягким материалом. Фон светло-серый нейтральный. Формат А3.
Материал — уголь, сангина, мел.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.
19

5.3. Тема. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы,
разных по тону.
Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная
компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом
перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного
расположения с учетом освещения. Цельность изображения натюрморта.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов комбинированной формы,
разных по тону.
Четвертый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
1.2. Тема.Рисунок однотонной драпировки с простыми складками.
Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми
складками. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их
изображения. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и
воздушной перспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фон
нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение
копий с работ старых мастеров.
1.3. Тема. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со
складками.
Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и
драпировки со складками. Грамотная компоновка изображения предметов в
листе. Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача
пространства в натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы.
Выявление объема предмета и складок с помощью светотени. Фон
нейтральный. Освещение верхнее, боковое. Формат А2. Материал – графитный
карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень
2.1. Тема. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Методы
построения окружности в пространстве.
Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная плоскость).
Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения.
Передача выразительности линий в пространстве. Линейно-конструктивный
(сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением
легкого тона, с сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тона в
20

собственных и падающих тенях. Освещение верхнее, боковое. Формат А2.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
II полугодие
2.2. Тема. Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении.
Линейно-конструктивный
(сквозной)
рисунок
предметов
быта
цилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном
положении с введением легкого тона. Закрепление материала предыдущего
задания на примере предметов быта. Построение предметов с учетом
пропорций, линейной и воздушной перспективы. Освещение верхнее, боковое.
Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски предметов быта.
Раздел 3. Линейно-конструктивный рисунок
3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении.
Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и
особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Формат
А3. Материал – графитный карандаш (3М-9М).
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
4.1. Тема. Рисунок гипсового шара.
Тональный рисунок гипсового шара на нейтральном фоне. Композиция
листа. Выявление объема, с точной передачей светотеневых градаций (от блика
до падающей тени), применение штриха по форме. Освещение верхнее,
контрастное. Формат А2, Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.
4.2. Тема. Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок,
лежащей на геометрическом предмете.
Тональный рисунок светлой драпировки со сложной конфигурацией
складок, лежащей на геометрическом предмете (цилиндр, шар). Передача
зависимости характера складок от особенности формы предмета. Выявление
основных пропорций складок и их конструкций. Передача объема и
пространства с помощью светотени. Более глубокое изучение закономерностей
образования складок, закрепление знаний, полученных в четвертом классе.
Освещение направленное. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение
копий с работ старых мастеров.

21

Пятый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
1.1. Тема. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью.
Рисование фрагмента интерьера с архитектурной деталью (окно, дверь и
т.д.) с выраженным смысловым и композиционным центром. Развитие
объемно-пространственного мышления, углубление знаний по практическому
применения закономерностей перспективы. Построение интерьера с учетом
линейной и воздушной перспективы, передача глубокого пространства,
величины и пропорций предметов в интерьере, их пространственная связь.
Компоновка изображения в листе, выбор формата по усмотрению
преподавателя. Материал – графитный и цветной карандаш, маркер.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
1.2. Тема. Зарисовка головы человека (обрубовка).
Ознакомление с основными пропорциями, правилами и особенностями
линейно-конструктивного рисования головы человека, на примере гипсовой
обрубовки. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность
2.1. Тема. Зарисовка фигуры человека в интерьере.
Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода
деятельности.
Раскрытие образа человека через тематическую постановку. Передача
пропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного, взаимосвязи
фигуры с интерьером. Совершенствование навыков работы мягкими
материалами. Формат по выбору.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении.
II полугодие
Раздел 3. Линейно-конструктивный рисунок
3.1.Тема. Рисунок гипсовых частей лица.
Рисование гипсовых частей лица (нос, глаза и т.д.) на уровне глаз
рисующего. Знакомство с особенностями конструкции частей лица
(призматический характер носа, шарообразность глазного яблока). Фон светло
серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование автопортрета.
22

Раздел 4. Творческий рисунок. Создание художественного образа
графическими средствами
4.1. Тема. Тематический натюрморт «Мир старых вещей».
Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, поиск
пластической идеи будущей работы. Перевод эскиза на формат. Расширение
композиционных
понятий.
Владение
приемами
рисунка,
умение
профессионально пользоваться графическими средствами. Выразительное
решение постановки с передачей ее эмоционального состояния. Формат А2.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• знание законов перспективы;
• умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму сложных предметов тоном;
• умение последовательно вести длительную постановку;
• умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
• умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
• навыки передачи фактуры и материала предмета;
• навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
•
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления
контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль
осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и
промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля
качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету.
Текущая аттестация проводится по триместрам в форме просмотра учебных и
23

домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный
журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного
времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в
форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся
в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных
занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются
оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
•
самостоятельный выбор формата;
•
правильную компоновку изображения в листе;
•
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
•
умелое использование выразительных особенностей применяемого
графического материала;
•
владение линией, штрихом, тоном;
•
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
•
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
•
творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
•
некоторую неточность в компоновке;
•
небольшие недочеты в конструктивном построении;
•
незначительные нарушения в последовательности работы тоном,
как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
•
некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
•
грубые ошибки в компоновке;
•
неумение самостоятельно вести рисунок;
•
неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные
ошибки в построении и тональном решении рисунка;
•
однообразное использование графических приемов для решения
разных задач;
•
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
24

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме
практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением
теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры
дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого
задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов
аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений
мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится
показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение
содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит
грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится
время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка,
несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые
дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно
стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих
задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения
задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью
решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только
отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к
выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает
наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений
по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению
учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо
обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные
пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео
фрагменты);
учебно-методические
разработки
для
преподавателей
(рекомендации, пособия, указания); учебно-методические
разработки
(рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебнометодические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и
методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных
работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и
учебные пособия, видеофильмы.
25

Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы;
справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы
и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для
углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебнометодических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное
руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и
навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних
(самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает
выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны
быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения
самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на
итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с
участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических
способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание
оценивается соответствующей оценкой.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.

26

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список методической литературы
1.
Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок.
Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003.
2.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог.
Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
3.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.:
Издательство Академии художеств СССР, 1963.
4.
Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
5.
Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961.
6.
Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед.
уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол.
учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984.
7.
Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции: Учебник для средн.
проф.-техн. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк, 1983.
8.
Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка:
Учебник. - М.: Эксмо, 2010.
9.
Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства:
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз.
искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006.
10. Медведев Л. Формирование графического художественного образа
на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед.
ин-тов. - М.: Просвещение, 1986.
11. Популярная
художественная
энциклопедия:
Архитектура.
Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство/Гл. ред. В.М.
Полевой; Ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюков (зам. гл.
ред.). Изд в 2 кн. – М.: Советская Энциклопедия, 1986.
12. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и
секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
13. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. интов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975.
14. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учеб. пособие. – М.:
Изобразительное искусство, 1989.
15. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ
по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». – 2-е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 1985.
16.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Астрель, 2003.
17. Советы мастеров. Сборник. / Сост. Зайцев А.С. – Ленинград:
Художник РСФСР, 1979.
18. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – Ленинградское отделение:
Искусство, 1989.
27

19. Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом / Под ред. Б.С.
Угарова; Авт.-сост. Д.А. Сафаралиева. – М.: Изобраз. искусство, 1990.
20. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре
России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.
21. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение
пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников:
пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006.
22. Школа изобразительного искусства (в 10 томах) / т. 6. – М.:
Искусство, 1966.
23. Щипанов А.С. Художнику-любителю. – М.: Советский художник,
1970.
Список учебной литературы
1.
Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955.
2.
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
3.
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2008.
4.
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2005.
5.
Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2006.
6.
Иттен Иоханнес. Искусство формы/ Пер. с немецкого и
предисловие Л.Монаховой. – М.: Д.Аронов, 2004.
7.
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка:
Учебник. – М.: Эксмо, 2005.
8.
Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И.
Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».