Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа №2» г. Нижний Тагил Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. «Беседы об искусстве» дополнительных предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства «Живопись», декоративноприкладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» 2014 «Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим советом Директор Любимова Е.В. МБОУ ДОД «ДХШ №2» _______________________ (подпись) _______________________ (дата утверждения) ___________________________ (дата рассмотрения) Разработчик – Коршунова Людмила Ивановна, преподаватель Рецензент –__________________________________________________ Рецензент – __________________________________________________ 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . 14 Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе примерной учебной программы ПО.02.УП.01 «Беседы об искусстве» и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ в области декоративно-прикладного искусства «Декоративноприкладное творчество» и в области изобразительного искусства «Живопись». Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. При реализации программ «Живопись», «Декоративноприкладное творчество» с нормативным сроком обучения 5лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год. 4 ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД Вид учебной Годы обучения Всег о часов работы 1-й год 1-й 1 2 полугодие год Аудиторные занятия полугодие 24 25,5 49,5 Самостоятельная работа 8 8,5 16,5 Максимальная учебная нагрузка 32 34 66 Вид промежуточной аттестации Зачет ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Групповые занятия – от 11 человек ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Развитие навыков восприятия искусства. 2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание 5 произведения искусства с собственным жизненным опытом. 3. Формирование навыков восприятия художественного образа. 4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства. 5. Обучение специальной терминологии искусства. 6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства. Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы: 1. Общая характеристика видов искусства. 2. Пространственные (пластические) виды искусства. 3. Динамические (временные) виды искусства. 4. Синтетические (зрелищные) виды искусства. 5. Язык изобразительного искусства. 6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. 6 № 1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Наименование Вид Общий объем времени в раздела, темы учебного часах занятия Максим Самост Аудиторн альная оятельн ые учебная ая занятия 66 16.5 49.5 нагрузк работа Виды искусства а 1.1 Что такое искусство урок 2 Пространственные (пластические) виды искусства 2.1 Графика как вид изобразительного урок искусства 2.2 Живопись как вид искусства 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 урок 2 0,5 1,5 изобразительного 2.3 Скульптура как вид изобразительного искусства урок 2 0,5 1,5 2.4 Архитектура урок 2 0,5 1,5 2.5 Декоративноприкладное искусство урок 2 0,5 1,5 2.6 Народные ремесла, ремесла родного края экскурсия 2 0,5 1,5 3 Динамические (временные) виды искусства 3.1 Литература как вид искусства урок 2 0,5 1,5 3.2. Художественный образ в литературе Литературные жанры Искусство иллюстрации урок 2 0,5 1,5 урок 2 0,5 1,5 3.3. 7 3.2 Музыка как вид искусства урок 4 Синтетические (зрелищные) виды искусства 4.1 Искусство театра урок 4.2 Искусство кино 4.3 Работа художникамультипликатора 5 Язык изобразительного искусства 0,5 1,5 2 0,5 1,5 урок 2 0,5 1,5 урок 2 0,5 1,5 Композиция станковая и урок прикладная как категория художественного творчества 2 0,5 1,5 5.2 Виды изображений в станковой композиции урок 2 0,5 1,5 5.3 Жанры изобразительного искусства урок 2 0,5 1,5 5.4 Искусство рисунка урок 2 0,5 1,5 5.7 Выразительные средства графики Печатная графика урок 2 0,5 1,5 4 1 3 Силуэт 2 0,5 1,5 5.8 Выразительные средства живописи урок 2 0,5 1,5 5.9 Палитра художника. Колорит урок 2 0,5 1,5 акварельными урок 2 0,5 1,5 урок 2 0,5 1,5 масляными урок 2 0,5 1,5 5.10 Техника работы красками Техника работы гуашью Техника красками работы 2 8 6 Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия 6.1 Библиотека урок 2 0,5 1,5 6.2. Искусство оформления книги урок 2 0,5 1,5 6.5 Музеи урок 2 0,5 1,5 6.8 «Мой родной город вчера и сегодня» урок 2 0,5 1,5 6.9 Значение урок культурного наследия в истории человечества 2 0,5 1,5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала. Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. 1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА» 1.1 Тема: Что такое искусство Искусство как форма общественного сознания и человеческой деятельности, отражающей мир художественных образов. Язык искусства: слово и литература, звук и музыка, и т.д.. Знакомство с произведениями различных видов искусства. Самостоятельная работа: художественный образ в литературе и живописи (подобрать пример). 2. Раздел «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ 9 ИСКУССТВА» 2.1 Тема: Графика как вид изобразительного искусства. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Самостоятельная работа: выполнение графической работы «Листопад» 2.2 Тема: Живопись как вид изобразительного искусства. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение живописной работы «Дары осени» 2.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: круглая скульптура (изображение человека: торс, бюст,статуя, скульптурная группа), подбор репродукций 2.4 Тема: Архитектура. Значение термина «архитектура» (зодчество). Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (копии) колонн. 2.5 Тема: Декоративно-прикладное искусство. 2.6 Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение зарисовок предметов декоративно – прикладного искусства. 2.7 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея. 3. Раздел «ДИНАМИЧЕСКИЕ (ВРЕМЕННЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА» 3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений об искусстве, заданных преподавателем. 3.2 Тема: Художественный образ в литературе. Литературные жанры 10 Литературные ритмы. Самостоятельная работа: подбор отрывков литературных произведений, с одним художественным образом. 3.3 Искусство иллюстрации Понятие видов иллюстрации (полосная, разворотная, оборочная и т.д. Знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг Самостоятельная работа: создать графическими средствами буквицу. 3.4 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Самостоятельная работа: создание эскиза в цвете по прослушанному отрывку музыкального произведения 4. Раздел ИСКУССТВА» «СИНТЕТИЧЕСКИЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ) ВИДЫ 4.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральный этикет. Театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибабо, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: посещение театра кукол. 4.2 Тема: Искусство кино. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма. 4.3 Тема: Работа художника-мультипликатора Знакомство с выразительными средствами создания мультипликационного фильма (кукольный, рисованный, компьтерная графика, и т.д..)Знакомство с мастерами российского мультипликации. Самостоятельная работа: просмотр детского мультфильма с определением выразительных средств. 5. Раздел «ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 5.1 Тема: «Композиция станковая и прикладная как категории художественного творчества» Понятие «композиция». Принципы организации станковой и прикладной композиции Анализ композиционных схем в станковой картине. 11 Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра. 5.2 Тема: Виды изображений в станковой композиции. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников. 5.3 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства. 5.4 Тема: Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: Знакомство с произведениями искусства. Подбор репродукционного материала 5.5 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными средствами графики: точка, линия, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Самостоятельная работа: выполнение упражнений на различные виды штриховки. 5.6 Тема:Печатная графика Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: подбор репродукционного материала 5.7 Тема: Силуэт Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративноприкладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение силуэта головы (профиль). 5.8 Тема: Выразительные средства живописи. Цвет, светлота и насыщенность – основные выразительные средства. Цветовой круг. Самостоятельная работа: создание цветового круга 5.9 Тема: Палитра художника. Колорит. Цвета в разных сферах жизни. Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: выполнение упражнений на цветовые гармонии. 5.10 Тема: Техника работы акварельными красками. Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Характерные 12 особенности различных техник акварели. Самостоятельная работа: выполнение упражнений в технике «по-сырому». 5.11. Тема: Техника работы гуашью Свойства гуаши. Особенности работы в технике гуашевой живописи. Самостоятельная работа: создание ахроматического ряда 5.12. Тема: Техника работы масляными красками Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с творчеством тагильских художников в технике масляной живописи Самостоятельная работа: посещение Нижнетагильского музея изобразительных искусств. 6. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» 6.1 Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия библиотекарь. Виды библиотек (детская, специализированная библиотека по искусству, техническая, медицинская и др.). Проведение экскурсии по школьной библиотеке. Самостоятельная работа: создание каталога литературы по искусству домашней библиотеки. 6.2 Тема: Искусство оформления книги. Знакомство с работой художника-иллюстратора. Знакомство с элементами книжной графики: обложка, переплет,форзац, фронтиспис, титульный лист, заставка, концовка, буквица, шрифт. Самостоятельная работа: создание шрифтовой композиции 6.3 Тема: Музеи. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Виды и формы экскурсий. Правила поведения. Самостоятельная работа: посещение сайта одного из российских музеев. 6.4 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение музея Уралвагонзавода. Знакомство с историей Дзержинского района. Самостоятельная работа: создание фотографий Дзержинского района (улицы, парки и др.). 6.5. Контрольный урок. Тестирование на выявление уровня освоения программы по учебному предмету «Беседы об искусстве» 13 IV. ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»: 1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства. 2. Знание особенностей языка различных видов искусства. 3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства. 4. Владение навыками восприятия художественного образа. 5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. 6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы). 7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции). Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1,5 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся 1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. 2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; 14 «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки; «3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. 3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек. Основные методы обучения: − объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций; − частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); − творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, − проведение экскурсий и др.). Методические рекомендации по организации учебного процесса Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. 15 Самостоятельная работа учащихся Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров). Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989 2. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993 3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001 4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996 5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М., 1990 6. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государственный русский музей.- 1996 7. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986 8. Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998 9. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002 10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995 11. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1 1989 г. 12. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002 13. Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981 14. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989 15. Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музеяусадьбы Останкино. – М., 1995 17 18