Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01. УП.02.
«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
(68 часов)
Дополнительной общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства
нормативный срок обучения 1 год (204 часа)
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»
Нижний Тагил
2025
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
Формы и методы контроля. Система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы декоративно-прикладного
творчества» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства
Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ)
Учебный предмет «Основы декоративно-прикладного творчества»
входит в состав предметной области «Учебные предметы художественнотворческой подготовки» учебного плана общеразвивающей программы в
области декоративно-прикладного искусства для учащихся в возрасте 7-10
лет.
Программа учебного предмета «Основы декоративно-прикладного
творчества» направлена на создание условий для познания учащимися
приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие
потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование
основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение
интереса к национальной культуре.
Задания программы составлены исходя из возрастных возможностей
обучающихся, и спланированы по степени сложности. В заданиях, связанных
с изобразительной деятельностью, обучающиеся на протяжении всего курса
обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с
композиционным
центром
формата,
учатся
обращать
внимание
на
выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с
3
традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче
традиций из поколения в поколение.
Учитывая
возраст
обучающихся,
программа
предполагает
использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических
фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения,
выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи,
выставки,
обсуждают
особенности
исполнительского
мастерства
профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей
секреты прикладного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебных
занятий составляет 34 недели. Программа составлена в соответствии с
возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся.
Занятия проводятся в групповой форме, численность группы – от 11 человек.
Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.
Цели учебного предмета:
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного
творчества;
-
формирование
понимания
художественной
культуры,
как
неотъемлемой части культуры духовной.
4
Задачи
обучающие:
−
научить основам художественной грамоты;
−
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
−
овладеть различными техниками декоративно-прикладного
творчества и основами художественного мастерства;
−
научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
−
научить приемам составления и использования композиции в
различных материалах и техниках;
−
научить
творчески
использовать
полученные
умения
и
практические навыки;
−
действий
научить
планировать
последовательность
выполнения
и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
−
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-
прикладному творчеству;
−
раскрыть и развить потенциальные творческие способности
каждого ребенка;
−
формировать творческое отношение к художественной
деятельности; развивать
художественный вкус, фантазию,
пространственное
−
воображение;
−
приобщить к народным традициям;
−
воспитать внимание, аккуратность,
трудолюбие,
доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
5
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала
и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1.
Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2.
Освоение приемов работы в материале.
3.
Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Каждый
обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по
декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также
6
альбомами по искусству. Кабинет оборудован наглядными пособиями и
удобной мебелью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»
(нечетный год поступления)
№
1.
Название раздела,
темы
Вводная беседа.
Формы
аттестации/
Всего Теория Практика контроля
I полугодие
Количество часов
4
1
3
Способы создания
Анализ
работ
объемов из бумаги.
2.
Мозаичная аппликация
6
6
из бумаги. Осенний
Выставка
аппликаций
букет.
3.
Оригами.
6
2
4
Презентация
работ
4.
Создание фактурной
4
4
бумаги.
5.
Конструирование из
6
1
5
бумаги и картона.
Анализ
работ
5.1. Конструирование. Сани
8
2
6
Деда Мороза.
Презентация
работ
Итого
34
6
28
2
4
II полугодие
6.
Текстильная
аппликация. Приёмы
6
Анализ
работ
обработки ткани.
7
6.1. Творческая композиция
4
1
3
в технике текстильной
Презентация
работ
аппликации.
6.2. Текстильная
4
4
аппликация. Букет к «8
Выставка
аппликаций
марта».
7.
Гобелен – вид
2
1
1
4
1
3
искусства.
7.1. Гобелен. Плетение в
квадрате.
работ
7.2. Гобелен. Плетение в
6
1
5
круге.
8.
Анализ
Анализ
работ
Декоративная
8
2
6
композиция в
Выставка
творческих
смешанной технике.
работ
Итого
34
8
26
Итого общее:
68
14
54
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(нечетный год поступления)
Тема 1. Вводная беседа. Способы создания объемов из бумаги.
Теория: История бумаги. История аппликации. Виды и материалы
аппликации.
Практика: Изучение физических, пластических и художественных
свойств бумаги в декоративно-прикладном творчестве, создание аппликации
по образцу.
Тема 2. Мозаичная аппликация из бумаги. Осенний букет.
Теория: Особенности мозаичной аппликации. Техника безопасности при
работе с клеем и ножницами.
8
Практика: Выполнение мозаики из бумаги. Аппликация по образцу на
тему «Осенний букет».
Тема 3. Оригами.
Теория: История оригами. Знакомство с приемами создания различных
объемов из бумаги (сжимание, складывание и др.).
Практика: Создание объёмных фигур в технике оригами по схемам и
образцам.
Тема 4. Фактурная бумага.
Теория: Знакомство с методами получения фактур.
Практика: Изготовление текстурной бумаги согласно цветовому эскизу
творческой композиции. Создание горного пейзажа с использованием
различных фактур бумаги.
Тема 5. Конструирование из бумаги и картона.
Теория: История декоративного конструирования. Знакомство с
конструированием из бумаги и картона.
Практика: Создание объёмной фигурки из отдельных частей разных
форм.
Тема 5.1. Конструирование. Сани Деда Мороза.
Теория: Способы конструирования из бумаги. Техника безопасности
при работе с клеем и ножницами.
Практика:
Создание
декоративной
новогодней
композиции
с
использованием образцов и приёмов конструирования.
Тема 6. Текстильная аппликация. Приёмы обработки ткани.
Теория: История текстиля и обработки ткани.
Практика: Изготовление текстильной аппликации по образцу. Изучение
и применение свойств ткани.
Тема
6.1.
Творческая
композиция
в
технике
текстильной
аппликации.
Теория: Изучение видов и материалов для текстильной аппликации.
9
Практика: Подбор цветовых и фактурных сочетаний ткани. Создание
матрешки с помощью текстильной аппликации по образцу.
Тема 6.2. Текстильная аппликация. Букет к «8 марта».
Теория: Приёмы обработки ткани. Техника безопасности при работе с
тканью и ножницами.
Практика:
Создание
декоративной
цветочной
композиции
с
использованием приёмов обработки ткани.
Тема 7. Гобелен – вид искусства.
Теория: История гобелена. Виды гобелена. Материалы для ткачества.
Практика: Создание рамы для гобелена, натяжение нитей основы.
Тема 7.1. Гобелен. Плетение в квадрате.
Теория: Изучение технологии создания тканого гобелена.
Практика: Плетение цветовой композиции в квадрате. Подбор
гармоничных цветовых сочетаний и узоров.
Тема 7.2. Гобелен. Плетение в круге.
Теория: Изучение технологии создания тканого гобелена.
Практика: Плетение цветовой композиции в круге. Подбор гармоничных
цветовых сочетаний и узоров.
Тема 8. Декоративная композиция в смешанной технике.
Теория: Повторение ранее изученных техник.
Практика: Выбор техник и их комбинирование для создания
декоративной композиции. Выполнение декоративной композиции на тему
«Мой лучший плюшевый друг».
10
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых
обеспечивает
программа
«Основы
декоративно-прикладного
творчества».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной
деятельности.
3.
Знание
основных
признаков
декоративной
композиции
(плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет,
симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь
эскизом.
5.
Умение использовать техники прикладного творчества для
воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13.
Навыки конструирования и моделирования из различных
материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности
цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной
11
творческой деятельности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом
практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся,
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Одной из форм текущего контроля может быть проведение выставок
творческих работ обучающихся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
-
определить
уровень
освоения
обучающимися
материала,
предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания
при выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа;
- оценить уровень приобретенных знаний, умений и навыков в т.ч.
творческих, в процессе освоения/ по завершению освоения ДОП «ЭР».
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично),
4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Итоговая аттестация по дополнительной общеразвивающей программе
«Эстетическое развитие детей» не предусмотрена.
Итоговая оценка, которая заносится в свидетельство об освоении
образовательной программы, выводится преподавателем по учебному
предмету и складывается из среднего результата четвертных оценок.
12
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся, программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
Основной
задачей
дифференциации
и
индивидуализации
при
объяснении материала является формирование умения у учеников применять
полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может
оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности,
поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки,
которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь
13
между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог ознакомить учащихся
со
способами
изготовления
изделий,
с
инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы
над заданием. Типы пособий:
•
натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого
предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты,
применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала
используются
детали увеличенного размера. Возможно
использование предметно-технологической карты;
•
образец
—
это
конкретный
предмет,
который
при
его
рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие
детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и
операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца
изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение
детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и
неосознанными;
•
устное описание внешнего вида предмета и его конструкции -
способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
•
электронные
учебники,
образовательные
мультимедийные
ресурсы
универсальные
-
мультимедийные
энциклопедии,
сетевые
образовательные ресурсы;
•
аудиовизуальные - видеофильмы;
•
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого
14
раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны
всеми необходимыми материалами: краски, бумага и др.
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок.
Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010
5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
7. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
8. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
9. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево,
М.:
10.«Изобразительное
искусство»,1984
11.Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
12.Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
13.Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель
Борисова И.И., 2007
14.Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий
Аванта+, Астрель, 2010
15.Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
16