Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Основы скульптуры Э(6)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01. УП.03.

«ОСНОВЫ СКУЛЬПТУРЫ»
(68 часов)
Дополнительной общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства
с нормативным сроком обучения 1 год (204 часа)
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»

Нижний Тагил
2025

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……18

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы скульптуры» разработана на
основе и с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации
образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ).
Данная

программа входит

в

учебный

план

общеразвивающей

программы в области декоративно-прикладного искусства для учащихся в
возрасте 7-10 лет и представляет собой пропедевтический курс к изучению
предмета изобразительного искусства «Скульптура» для учащихся ДХШ.
Для учащихся в младшем школьном возрасте занятия скульптурой
представляют собой активное развивающее начало. Трехмерное изображение
предметов помогает ученикам познать объемы в реальной полноте их формы.
В дальнейшем данный предмет поможет успешному освоению не только
скульптуры, но и освоению академического рисунка.
Задания связаны с развитием мелкой моторики пальцев: осязая, ребенок
познает структуру предметов. В занятиях скульптурой заложены большие
возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а
также для общего их развития. Для детей этого возраста, характерен не
столько результат, сколько сам процесс скульптуры. От младших школьников
нельзя требовать соблюдения абсолютной точности. В этом возрасте дети
обычно начинают лепить от частности к целому. Поэтому с первых же шагов
обучения задача учителя – дать установку лепить от целого к частному.
Задания рассчитаны на освоение различных способов формообразования. На
уроках «Основы скульптуры» учащиеся постигают язык изобразительных
видов искусства. Осваивают различные технологии работы с пластилином,
лепят рельефы, круглую пластику знакомятся со способами стилизации и
декорирования. Формируют навыки умения изображения предметов в объеме
3

и пространстве, учитывая их пропорции и назначение, умение создавать
художественный образ.
Занятие лепкой является эффективным средством познания
объемно – пространственных свойств действительности.
Занятия приводятся в группах (от 10 до 15 учащихся) по 2
учебных часа в неделю, 68 часа в год.
Обучение основам скульптуры опирается на следующие принципы:
- связь с реальной жизнью, с традициями скульптуры, народного
искусства.
- развитие умения воспринимать трехмерную форму предметов
окружающей действительности и искусства;
- формирование понятия о соотношении форма, массы, пропорций и
фактуры;
- формирование посильного умения создавать художественный объем;
- знакомство с разнообразными приемами лепки.
Задачи данной программы:
- формирование художественно – эстетического вкуса;
- приобретение детьми некоторых профессиональных умений, навыков
и знаний в области пространственного мышления;
- развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности,
фантазии, воображения;
-

освоение начальных сведений об изобразительном искусстве и

скульптуре и его художественном языке.
- освоение навыков работы с пластилином;

4

- раскрытие уникальных способностей каждого, радость от созидания,
формирование своего собственного пути.
- подготовка к изучению предмета «Скульптура».
По способу организации занятий применяются следующие методы
обучения:
– словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.);
– наглядные (показ приемов исполнения, видеоматериалов, иллюстраций;
наблюдение);
– практические (практические занятия).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
1. Сформирован устойчивый интерес учащихся к занятиям по скульптуре,
характеризующийся

положительным

эмоциональным

подъемом

и

соответствующим качеством обучения.
2. В результате завершения обучения по учебному предмету «Основы
скульптуры» учащийся должен иметь:
• Знания:
– терминологии скульптуры;
– разнообразных техник и технологий лепки;
– виды скульптуры.
• наличие творческой инициативы, понимания объема;
• наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности;
• умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;
• умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной
творческой деятельности.

5

Формы контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом
практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся,
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Одной из форм текущего контроля может быть проведение выставок
творческих работ обучающихся.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»

№ п/п

Количество часов

Название раздела,
темы
Всего

Теория

Практика

Формы
аттеста
ции/ко
нтроля

I полугодие
1.

Формообразование. Лепка шара,
конуса, цилиндра, жгута.

1.1

«Скульптура – вид изобразительного
искусства». Лепка овощей. Вводное
занятие.

1.2.

Исходная форма шар. Лепка
«Смешарика». Круглая скульптура.

3

5

2

1

4

Анализ
работ

4

Взаимоа
нализ
работ

Анализ
работ

1.3.

Исходная форма цилиндр. Лепка осеннего
дерева. Рельеф.

1.4.

«Рыба-еж». Исходная форма жгут
цилиндрический. Лепка шара. Круглая
скульптура.

6

6

1.5.

«Праздничный торт». Исходная форма
жгут цилиндрический. Лепка цилиндра.
Круглая скульптура.

6

6

1.6.

«Новогодняя игрушка». Исходная форма
жгут цилиндрический. Лепка конуса-елки.
Круглая скульптура.

5

1

4

1.7.

«Зимний городок». Круглая скульптура.

8

2

6

4

32

Итого:

4

Выставк
а работ
Выставк
а работ

Выставк
а работ

36

II полугодие
2.

Рельеф
7

2.1.

«Зимние узоры на окне». Изготовление
плинта

4

2.2.

«Корзинка цветов». Мелкая пластика

8

2.3

«Кто на листике живет»

2.4.

«Белка и стрелка»

2.5.

3.

1

6

4

«Веселый кот»

6

«Весенняя композиция». Круглая
скульптура.

2

8

39

3

36

75

7

68

Взаимоа
нализ
работ

Анализ
работ
Взаимоа
нализ
работ

Выставк
а работ
Взаимоа
нализ
работ

Выставк
а работ

Итого:

Итого общее:

8

Содержание учебного плана
1.

Формообразование. Лепка шара, конуса, цилиндра, жгута.

1.1. «Скульптура – вид изобразительного искусства». Лепка овощей. Вводное
занятие.
Теория: Вводная беседа о предмете, материалах, инструментах.
Практика:

Разные

способы

и

приемы

лепки

(вытягивание,

прищипывание, загибание, проработка стекой).
Учащиеся самостоятельно выбирают 5 любых овощей, лепят их из
формы шара путем вытягивания формы пальцами. Текстуру на овощах
прорабатывают стеком.
1.2. Исходная форма шар. Лепка «Смешарика». Круглая скульптура.
Теория: Анализ формы шара.
Практика: Эскизирование и создание Смешарика. Лепка шара двумя
способами: «в руках», «на плоскости».
Учащиеся катают по столу пластилин, постепенно придавая ему форму
шара, затем разглаживают все неровности и приступают к лепке декора и
деталей (глаза, лапы, очки и т.д.).
1.3. Исходная форма цилиндр. Лепка осеннего дерева. Рельеф.
Теория: Анализ формы цилиндра.
Практика: Лепка различных цилиндров способом «из шара» путем
раскатывания шара на парте, деление цилиндра пополам для формы ствола
дерева.
Учащиеся катают шар, затем раскатывают его в толстый жгут, придавая
форму цилиндра, делят пополам для того, чтобы получился ствол дерева.
Затем украшают ветками, листьями.

9

1.4. «Рыба-еж». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка шара, круглая
скульптура.
Теория: Анализ формы шара, прием лепки шара из цилиндрического
жгута.
Практика: Изготовление рыбы-ёж из жгута, декорирование.
Учащиеся катают жгутик, затем лепят из него шар (внутри полый).
Далее приглаживают шар и украшают, чтобы получилась рыба-ёж.
1.5. «Праздничный торт». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка
цилиндра. Круглая скульптура.
Теория: Анализ формы цилиндра, прием лепки цилиндра из
цилиндрического жгута .
Практика:

Изготовление

цилиндра

из

жгута,

с

последующим

преобразованием в праздничный торт, декорирование.
Учащиеся катают жгутик, затем лепят из него 2 цилиндра (внутри
полые). Получаются 2 яруса торта. Затем украшают.
1.6. «Новогодняя игрушка». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка
конуса-елки. Круглая скульптура.
Теория: Анализ формы конуса.
Практика:

Изготовление

конуса

из

жгута

с

последующим

преобразованием в новогоднюю игрушку-елку, декорирование.
Учащиеся катают жгутик, затем лепят из него 2 конуса (внутри полые).
Соединяют 2 конуса, чтобы получилась ель, украшают.
1.7. «Зимний городок». Круглая скульптура.
Теория: Беседа о способах преобразования формы.

10

Практика: Создание композиции из геометрических фигур: шар и конус.
Декорирование.
Учащиеся замазывают картонку пластилином, чтобы получился снег.
Лепят горки, ель, снеговика и т.д. из разных фигур (шар, конус, цилиндр)
различными известными способами.
2. Рельеф.
2.1. «Зимние узоры на окне». Изготовление плинта
Теория: Способы изготовления плинта.
Практика: Эскизирование и создание рельефа узоров на окне.
Использование жгута как способ декора. Плинт как основа. Работа со стекой
и скалкой.
Учащиеся скалкой раскатывают плинт из пластилина. Затем стеком
рисуют эскиз узоров, потом вылепливают узоры жгутиком и продавливают
стеком.
2.2. «Корзинка цветов». Мелкая пластика
Теория: Изучение принципов строения цветка и способов лепки.
Практика: Создание образа корзинки с цветами. Освоение приемов
лепки цветов.
Лепка цветов путем выполнения лепестков из шара и корзины из
жгутиков с применением декорирования.
2.3. «Кто на листике живет»
Теория: Способы лепки различных насекомых.
Практика: Лепка гусеницы или жука на листочке.
Лепка насекомого из шариков и жгутиков. Лепка листа из пласта.
Компоновка образа на плинте. Добавление фактуры стеком.
11

2. 4. «Белка и стрелка»
Теория: Знакомство с первым полетом животных в космос. Особенности
строения головы животного.
Практика: Эскизирование и создание рельефа ко Дню Космонавтики.
Работа на плинте.
2.5. «Веселый кот»
Теория: Особенности лепки животного.
Практика: Создание рельефа «Веселый кот» на основе эскиза.
Использование изученных способов создания рельефа.
Учащиеся компонуют образ животного в квадрате, используя объемы
различной высоты, имитируя фактуру шерсти стеком.
3. «Весенняя композиция». Круглая скульптура.
Теория: Повторение изученных способов лепки рельефа, объема.
Практика: Создание композиции по эскизу. Применение методов лепка
из шара, конуса, цилиндра, жгутов, использование декорирования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся, освоившие программу «Основы скульптуры», должны:
•

свободно владеть лепным материалом (пластилин);

•
знать исходные формы и уметь выполнять их в любых размерах и
пропорциях;
•

знать и правильно использовать приемы декорирования;

•
уметь использовать плоские рисованные изображения для
создания объемных форм;
•

знать терминологию скульптуры в рамках программы;

•

уметь выполнять работы в барельефе, горельефе, контррельефе;

•

сформировать пространственное мышление.
12

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения в
работе с пластилином.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции, в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под
неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
“2” (неудовлетворительно) ставится, если ученик не справился с целью
урока. При невыполнении заданий необходимого уровня в течение семи дней
ученик имеет возможность воспользоваться правом пересдачи.
Формы промежуточной аттестации:
Зачет с оценкой – творческая выставка.
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческой выставки по окончании каждого полугодия.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих
умений и навыков:
- грамотно компоновать изображение в листе при выполнении эскизов
к работе;
- грамотно передавать соотношение форм и предметов;
13

- уметь пользоваться стеком, владеть приемами декорирования;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых объектов.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация по дополнительной общеразвивающей программе
«Эстетическое развитие детей» не предусмотрена.
Итоговая оценка, которая заносится в свидетельство о освоении
образовательной программы, выводится преподавателем по учебному
предмету и складывается из среднего результата четвертных оценок.

14

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Обучающиеся должны достаточно свободно владеть материалом.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от
простейших упражнений до изображения животных, сюжета.
Выпускник школы должен владеть материалами и техникой лепки, уметь
анализировать свою скульптуру, сравнивая его с другими работами.
Приемы и методы обучения
- наглядное демонстрирование приемов и навыков;
- групповое обсуждение эскизов и выполненных работ;
- проверка теоретических знаний по скульптуре.
По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы
обучения, как:
- объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая
информация);
- репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение
способов действий);
- частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с
педагогом);
- исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с
элементами метода научного познания).
Оборудование и учебно-наглядные пособия:
•

Столы, стулья;

•

Демонстрационные полки;

•

Доска ученическая;

•

Лучшие работы учащихся прошлых лет;

•

Работы тагильских скульпторов (подлинники);
15

•

Ножи, стеки;

•

Гипсовые образцы рельефов и круглой скульптуры;

•

Доски для создания рельефов;

•

Инструменты для декорирования;

•

Демонстрационные пособия.

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Воронова О. П. Искусство скульптуры (нар. университет,
факультета литер. и искусства) – М.: Знание, 1981
2.
Глазова М. газета «Начальная школа» Учителю на заметку Я
леплю из пластилина. № 27 – 28 2003 с. 1 – 64.
3.
Горяева Н. А. Островская Декоративно прикладное искусство в
жизни человека М. 2000
4.
Горичева В. С. Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста,
снега, пластилина. Ярославль 1998
5.

Кнабе Г. Искусство № 11 – 2003; с 2 – 3

6.

Конышева Н. М. Чудесная мастерская Ассоциация XXI века 2001

7.

Конышева Н. М. Наш рукотворный мир Ассоциация XXI века 2001

8.

Конышева Н. М. Секреты мастеров Ассоциация XXI века М. 2001

9.
Левин В. А. Воспитание творчества № 12 – 2003, с 5 – 20; № 13 –
2003 с. 9 – 16
10.
Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное
пособие 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство 1982.
11.
Петров В. Ф. Юрий Чернов. Скульптор и его герои. – М.:
Советский художник, 1988.
12. Скульптура малых форм. Альбом. Бабурина Надежда. – М.:
Советский художник, 1982
13.

Скульптура. История искусств для детей. - М.: 2002

14. Эпельбаум- Марченко Б. Реальность и фантазия. Скульптура
Альбом – М.: Советский художник, 1986

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».