Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01.УП.02.
«ЖИВОПИСЬ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись»
нормативный срок обучения 5 лет
(возраст поступающих 10-12 лет)
Нижний Тагил
2024
1
Разработчики – преподаватель высшей квалификационной категории
Любимова Елена Венедиктовна
преподаватель
Чусовитина Алена Викторовна,
Рецензент –
преподаватель высшей квалификационной категории
Кислицкая Наталья Владимировна
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………..4
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………… ..6
Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………12
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….21
Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………. 22
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………. 24
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….. 26
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно
усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой
гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем
следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах – «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с
пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по
академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению
формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения
листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном,
передачи световоздушной среды.
II.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет – с 1 по 5
класс.
При реализации программы «Живопись» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия
по предмету «живопись» с 1 по 5 класс составляют три часа. Максимальный объём времени,
предусмотренный для внеаудиторной (самостоятельной) работы по предмету «живопись» не должен
превышать двух часов в неделю.
III.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие
личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного
предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к
поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
⎯ приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том
числе:
• знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
• знаний разнообразных техник живописи;
• знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя;
• умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
• умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
• навыков в использовании основных техник и материалов;
• навыков последовательного ведения живописной работы;
4
⎯ формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
IV.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется
осуществлять в форме занятий. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
V.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
VI.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
VII.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству,
истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами,
компьютером, доской, предметами натурного фонда.
5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В данной программе предложен учебно-тематический лан с объемом часов,
соответствующим объему, при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с
нормативным сроком обучения 5 лет.
Общее
количество
часов
Аудиторное
задание
Практические
часы
Теоретические
часы
Задание для самостоятельной
работы
Наименование темы
Максимальная учебная
нагрузка
№
Вид учебного занятия
Первый год обучения
I полугодие
1
Основные и составные цвета.
урок
5
2
0,5
2,5
3
2
Растяжки от одного цвета к другому.
урок
5
2
0,5
2,5
3
3
Составление сложных цветов.
урок
5
2
0,5
2,5
3
4
Приемы работы акварелью (заливка,
урок
5
2
0,5
2,5
3
урок
5
2
0,5
2,5
3
мазок).
5
Приемы работы акварелью (посырому, а-ля-прима).
6
Копирование лоскута ткани.
урок
10
4
1
5
6
7
Изображение драпировок в
урок
10
4
1
5
6
урок
15
6
1
8
9
урок
20
8
1
11
12
Итого:
80
32
6,5
41,5
48
2
3
вертикальной и горизонтальной
плоскостях.
8
Натюрморт. Плоскостное решение.
Гризайль. Зачёт.
9
Декоративный натюрморт. Зачёт.
II полугодие
10
Этюд овощей и фруктов.
урок
5
2
1
11
Изображение гипсового куба.
урок
15
6
1
8
9
12
Натюрморт с гипсовым цилиндром и
урок
15
6
1
8
9
урок
15
6
1
8
9
овощем. Монохром (гризайль).
13
Этюд светлого предмета
цилиндрической формы на темном
фоне.
6
14
Натюрморт из 2-х предметов:
урок
15
6
1
8
9
урок
20
8
1
11
12
Итого:
85
34
6
45
51
Итого за год:
165
66
12.5
86.5
99
цилиндрической и призматической
формы (бидон, коробка). Зачёт.
15
Натюрморт с чайником и фруктом на
контрастном фоне. Зачёт.
7
Общее
количество
часов
Аудиторное
задание
Практические
часы
Теоретические
часы
Задание для самостоятельной
работы
Наименование темы
Максимальная учебная нагрузка
№
Вид учебного занятия
Второй год обучения
I полугодие
1
Этюд ветки с плодами рябины, яблок.
урок
10
4
1
5
6
2
Этюд овощей или грибов.
урок
10
4
1
5
6
3
Этюд чучела птицы.
урок
10
4
1
5
6
4
Натюрморт из двух предметов быта
урок
15
6
1
8
9
урок
15
6
1
8
9
урок
20
8
1
11
12
Итого:
80
32
6
42
48
разных по форме и цвету на светлом
фоне.
5
Натюрморт из двух предметов,
различных по форме и тону. Гризайль.
Зачёт.
6
Натюрморт из двух темных предметов
быта на светлом фоне. Зачёт.
II полугодие
7
Этюд фигуры человека. Силуэт.
урок
5
2
0,5
2,5
3
8
Натюрморт со стеклянным предметом
урок
15
6
1
8
9
урок
15
6
1
8
9
на цветном фоне.
9
Натюрморт с металлическим
предметом на темном фоне.
10
Натюрморт с корзиной и грибами.
урок
15
6
1
8
9
11
Натюрморт из контрастных по цвету
урок
15
6
1
8
9
урок
20
8
1
11
12
Итого:
85
34
5,5
45,5
51
Итого за год:
165
66
11.5
87.5
99
предметов. Зачёт.
12
Натюрморт из двух предметов быта
(стекло, металл). Зачёт.
8
1
Осенний натюрморт.
урок
15
6
1
8
9
2
Натюрморт из 3-х предметов быта на
урок
20
8
1
11
12
урок
20
8
1
11
12
урок
20
8
1
11
12
урок
5
2
0,5
2,5
3
Итого:
80
32
4,5
43,5
48
Общее
количество
часов
Практические
часы
Аудиторное
задание
Теоретические
часы
Задание для самостоятельной
работы
Наименование темы
Максимальная учебная нагрузка
№
Вид учебного занятия
Третий год обучения
I полугодие
нейтральном фоне.
3
Натюрморт из предметов различной
материальности на темном фоне.
Зачёт.
4
Натюрморт в теплой цветовой гамме с
чучелом птицы. Зачёт.
5
Этюд фигуры человека (гризайль).
II полугодие
6
Два этюда фигуры человека (в
урок
10
4
1
5
6
урок
10
4
1
5
6
урок
20
8
1
11
12
урок
20
8
1
11
12
урок
25
10
1
14
15
Итого:
85
34
4
46
51
Итого за год:
165
66
8.5
89.5
99
различных позах).
7
Этюд драпировки со складками в трех
плоскостях
8
Натюрморт с крупным предметом
(самовар) на контрастном фоне.
9
Натюрморт из атрибутов искусства в
сближенной цветовой гамме. Зачёт.
10
Натюрморт в светлой тональности.
Зачёт.
9
Общее
количество
часов
Аудиторное
задание
Практические
часы
Теоретические
часы
Задание для самостоятельной
работы
Наименование темы
Максимальная учебная нагрузка
№
Вид учебного занятия
Четвертый год обучения
I полугодие
1
Натюрморт из живых цветов и
урок
20
8
1
11
12
урок
15
6
1
8
9
урок
20
8
1
11
12
урок
25
10
1
14
15
Итого:
80
32
4
44
48
листьев.
2
Этюд драпировки со складками, с
орнаментом.
3
Натюрморт с гипсовой розетой.
Гризайль (монохром). Зачёт.
4
Натюрморт с крупным предметом
быта, фруктами и овощами. Зачёт.
II полугодие
5
Этюд фигуры человека в спокойной
урок
10
4
1
5
6
урок
25
10
1
14
15
урок
25
10
1
14
15
урок
25
10
1
14
15
Итого:
85
34
4
47
51
Итого за год:
165
66
8
91
99
позе.
6
Натюрморт в интерьере (венский
стул, виолончель).
7
Тематический натюрморт из четырех
предметов. Зачет.
8
Натюрморт с чучелом птицы. Зачет.
10
Аудиторное
задание
Общее
количество
часов
Практические
часы
Теоретические
часы
Задание для самостоятельной
работы
Наименование темы
Максимальная учебная нагрузка
№
Вид учебного занятия
Пятый год обучения
I полугодие
1
«Дары осени».
урок
20
8
1
11
12
урок
10
4
1
5
6
урок
10
4
1
5
6
урок
20
8
1
11
12
урок
20
8
1
11
12
Итого:
80
32
5
43
48
Натюрморт в интерьере (с окном).
2
Этюд стеклянного предмета быта на
темном фоне
3
Этюд металлического предмета на
контрастном фоне
4
Натюрморт из 3-4-х предметов из
стекла в темной цветовой гамме.
Зачет.
5
Фрагмент интерьера класса. Зачёт.
II полугодие
6
Этюд фигуры человека в интерьере
урок
15
6
1
8
9
урок
25
10
1
14
15
урок
20
8
1
11
12
урок
25
10
1
14
15
Итого:
85
34
4
47
51
Итого за год:
165
66
8
90
99
Всего в программе:
825
330
48.5
444.5
495
(допуск).
7
Натюрморт с гипсовой маской
(допуск).
8
Натюрморт из предметов сложной
формы и разной материальности.
Сближенный отношения,
ограниченная цветовая палитра.
Дифференцированный зачёт.
Предэкзаменационный просмотр.
9
Тематический натюрморт из 3-4-х
предметов различной материальности.
Экзаменационное задание.
11
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
I полугодие
Тема: Основные и составные цвета
Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Характеристика цвета.
Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами.
Применение лессировок. Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
Тема: Растяжки от одного цвета к другому
Выполнение растяжек от одного цвета к другому (от желтого цвета к красному, от красного к
синему, от желтого к синему и т.п.) Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми
цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от
теплых до холодных оттенков. Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
Тема: Составление сложных цветов.
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность»,
«светлота». Умение составлять сложные цвета. Использование акварели, бумага формата А3. (3
ч.).
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».
Тема: Приемы работы акварелью (заливка, мазок).
Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, мазок).
Использование
возможностей акварели. Образное решение мотивов перьев птиц, коры еревьев и т.п.
Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
Тема: Приемы работы акварелью (по-сырому, а-ля-прима).
Отработка основных приемов работы с акварелью (по-сырому, а-ля-прима). Использование
возможностей акварели. Бабочки, птицы – образное решение. Использование акварели, бумага
формат А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.).
Тема: Копирование лоскута ткани.
Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных
приемов. Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.)
Самостоятельная работа: мотив «Морские камешки», «Мыльные пузыри».
Тема: Изображение драпировок в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Драпировки сближенные по цветовому тону, без складок, теплое освещение. Развитие
представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет.
Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в
вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.
Тема: Натюрморт. Плоскостное решение. Гризайль.
Натюрморт из тёмных предметов, различных по форме, на светлом фоне, монохром. Плоскостное
решение предметов. Зачёт. Понятие «тон». Выявление чётких тональных отношений между
12
предметами и фоновой плоскостью. Отработка основных акварельных приемов: заливка,
лессировка. Формат бумаги А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на
светлом фоне.
Тема: Декоративный натюрморт.
Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. Зачёт. Изучение возможностей
акварели при работе с натуры. Выявление четких тональных и цветовых отношений предметов и
фона. Использование акварели, бумага формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: декоративный натюрморт.
II полугодие
Тема: Этюд овощей и фруктов.
Нейтральный цветовой фон. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений.
Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Использование акварели,
бумага формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
Тема: Изображение гипсового куба.
Конкретный цветовой фон. Цвето-тональное решение. Понятие «среда». Влияние цветовой
среды на предмет. Понятия: рефлекс, цветовая среда, свет, тень на предмете, падающая тень.
Закрепление навыков работы акварелью. Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предметов прямоугольных форм.
Тема: Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем
Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем на фоне драпировке (без складок), контрастной по
тону. Монохром (гризайль). Изучение явления светового контраста. Выявление в процессе
работы формы, объема предмета, введение его в среду, разбор тональных отношений, понятие
пространства и умения последовательно вести работу. Использование акварели, бумага формата
А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предмета цилиндрической формы.
Тема: Этюд светлого предмета быта цилиндрической формы на темном фоне
Предмет светлый, драпировка темная. Понятие контраста. Изучение изменения локального цвета
предмета в зависимости от окружения. Закрепление навыков работы акварелью. Использование
акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
Тема: Натюрморт из двух предметов цилиндрической и призматической формы
Фон контрастный по цвету. Зачет.
Передача четких тональных отношений. Использование в практической работе теоретических
знаний. Выявление пространства и объема предмета. Влияние цветовой среды.
Последовательное ведение работы. Использование акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
Тема: Натюрморт с чайником и фруктом на контрастном фоне.
Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без
рельефных складок. Зачет..Предмет и фон разной тональности, контрастные по цвету. Проверка
навыков и умений последовательного ведения работы над натюрмортом. Выполнение задания с
учетом передачи объема предметов, выявление пространства и цветовой гармонии.
Взаимовлияние цветов. Использование акварели, бумага формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
13
Второй год обучения
I полугодие
Тема: Этюд ветки с плодами рябины и яблок
Фон нейтральный. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с
акварелью. Передача оттенков локального цвета. Использование акварели (техника аля-прима),
бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельна работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.
Тема: Этюд овощей или грибов
Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой
среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений.
Использование акварели (многослойная живопись), бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
Тема: Этюд чучела птицы
Фон нейтральный. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и
силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью.
Использование акварели, бумага различных форматов. (6 ч.).
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
Тема: Натюрморт из двух предметов быта разных по форме и цвету на светлом фоне.
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие
навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы. Использование
акварели (техника «по- сырому»), бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.
Тема: Натюрморт из двух предметов различных по форме и тону. Гризайль
Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон
светлый без складок. Гризайль. Зачёт. Световой контраст (ахроматический). Передача
светотеневых отношений. Тональная передача объема и формы предметов. Найти конкретные
различия в тоне между предметами и драпировками. Передача пространства тональными
средствами. Использование акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
Тема: Натюрморт из двух темных предметов быта на светлом фоне
Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону, фон светлый без складок (с
предварительным эскизом). Зачёт. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача
светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета
предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей
средой. Использование акварели, бумага формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
II полугодие
Тема: Этюд фигуры человека. Силуэт.
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека.
Поиск композиционного решения, определение пропорций фигуры без детальной моделировки
цветом. Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
Тема: Натюрморт со стеклянным предметом на цветном фоне.
14
Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные
отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы
акварелью (по-сырому, лессировка, мазок). Использование акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
Тема: Натюрморт с металлическим предметом на темном фоне.
Натюрморт с металлическим кувшином и фруктами на темном фоне без складок (с
предварительным эскизом). Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая
цельность. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и
полутона. Передача материальности предмета. Передача глубины пространства. Смягчение
контрастов. Использование акварели (техника а-ля-прима), бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
Тема: Натюрморт с корзиной и грибами.
Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Гармония по общему
цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов.
Использование акварели («по сырому»), бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
Тема: Натюрморт из контрастных по цвету предметов.
Задание на просмотр. Гармония по насыщенности. Передача точных тональных и цветовых
отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь
предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве
цветовых оттенков. . Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов
на свету и в тени, взаимодействие цветов. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумага формата
А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
Тема: Натюрморт из двух предметов быта (стекло, металл).
Бытовые предметы (чайник, турка, кофейник, бутылка). Задание на просмотр. Гармония по
общему цветовому тону и светлоте.
Закрепление полученных навыков. Поиск верных
тональных и цветовых отношений в натюрморте. Использование акварели (многослойная
акварель), бумага формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.
Третий год обучения
I полугодие
Тема: Осенний натюрморт.
Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Контрастная
гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых
отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Использование акварели,
бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
Тема: Натюрморт из трех предметов быта на нейтральном фоне.
Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с
предварительным эскизом). Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие
представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение
цветовых пятен. Многослойная акварель, поэтапная работа над формой. Использование
акварели, бумага формата А2. (12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
15
Тема: Натюрморт из предметов различной материальности на темном фоне. Зачет.
Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по форме и цвету, с различными по
фактуре поверхностями на темном фоне. Зачёт. Контрастная гармония (на ненасыщенных
цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение
пространства в натюрморте. Использование акварели, бумага формата А2. (12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
Тема: Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Зачёт.
Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление
композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов.
Использование акварели, бумага формата А2. (12 ч.).
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
Тема: Этюд фигуры человека. Гризайль.
Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Использование
акварели, бумага формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
II полугодие
Тема: Два этюда фигуры человека (в различных позах).
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека.
Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без
детальной моделировки цветом. Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.).\
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
Тема: Этюд драпировки со складками в трех плоскостях.
Изображение драпировки со складками в 3-х плоскостях (вертикаль, горизонталь). Передача
объема и цвето-тональные отношения. Различные приемы акварели, многослойная акварель.
Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: зарисовки складок одежды.
Тема: Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом).
Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Большой предмет сложной формы (самовар
и т.п.). Цвето-тональные отношения. Различные приемы акварели, многослойная акварель.
Использование акварели, бумага формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
Тема: Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотистокоричневой).
Задание на просмотр. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск
выразительного, живописно-пластического решения. Передача формы предметов и
пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен в
технике «по-сырому». Использование акварели, бумага формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
Тема: Натюрморт в светлой тональности.
Задание на просмотр. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы.
Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Использование акварели, бумага
формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
16
Четвертый год обучения
I полугодие
Тема: Натюрморт из живых цветов и листьев
Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на
контрастном фоне. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).
Цельность и
декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью.
Использование акварели, бумага формата А2. (12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
Тема: Этюд драпировки со складками.
Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка
формы цветом, передача материальности. Использование акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
Тема: Натюрморт с гипсовой розетой. Гризайль. Зачет.
Натюрморт из атрибутов художника с драпировкой со складками с введением гипса (с
предварительным эскизом) Гризайль (монохром) Зачёт. Передача локальных тональных
отношений в натюрморте. Передача объёма предметов тоном. Лепка формы складок.
Передача световоздушной среды. Использование гуаши, бумага формата А2. (12 ч.).
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных
отечественных и зарубежных художников.
Тема: Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Зачёт.
Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение длительной
постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое остроение
цветовых пятен, многослойная акварель. Натюрморт с крупным предметом быта (самовар,
балалайка), фруктами и овощами. Использование гуаши, бумага формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
II полугодие
Тема: Этюд фигуры человека в спокойной позе.
«За рукоделием», «За чтением» и т.п. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека
с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета.
Использование акварели или гуаши, бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.
Тема: Натюрморт в интерьере с венским стулом.
Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель, гитара, баян, ткань со складками).
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача
глубины пространства. Использование акварели, либо гуаши на выбор, бумага формата А2.
(15 ч.).
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и
зарубежных художников с подобной композицией.
Тема: Тематический натюрморт из четырех предметов. Экзаменационное задание.
Тематика: чайный, столярный, деревенский, праздничный и т.д.
Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового
центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование акварели, либо гуаши
на выбор, бумага формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
17
Тема:.Натюрморт с чучелом птицы. Экзаменационное задание.
Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск
интересного живописно-пластического решения. Многослойная акварель. Использование
акварели, либо гуаши на выбор, бумага формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.
Пятый год обучения
I полугодие
Тема: Осенний натюрморт в интерьере (с окном) «Дары осени».
Нюансная гармония.
Грамотное ведение длительной работы.
Связь натюрморта с
пространством интерьера. Использование акварели, либо гуаши на выбор, бумага формата
А2. (12 ч.).
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента
окна.
Этюд стеклянного предмета быта на темном фоне
Передача материальности стеклянного предмета, лепка формы цветом. Гармония по
насыщенности и светлоте. Использование гуаши, либо акварели. Формат А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд стеклянного предмета.
Этюд металлического предмета на контрастном фоне
Передача материальности металлического предмета, лепка формы цветом. Контрастный фон.
Использование гуаши, либо акварели. Формат А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд металлического предмета.
Тема: Натюрморт из трех, четырех предметов из стекла в темной цветовой гамме. Зачет.
Натюрморт с предметами из стекла в темной цветовой гамме (3 – 4 стеклянных предмета,
различные по цвету). Зачёт. Гармония по насыщенности и светлоте. Самостоятельное
последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка
формы цветом.
Использование гуаши, либо акварели.
Выбор формата с учетом
композиции(12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.
Тема: Фрагмент интерьера класса. Зачёт.
Фрагмент интерьера класса, холла, с растениями. Поиск интересной композиции интерьера.
Передача пространства. Техника по выбору. Использование акварели, выбор формата с
учетом композиции. (12 ч.).
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
II полугодие
Тема: Этюд фигуры человека в интерьере. Зачет.
Выявление характерных особенностей модели. Решение сложной пластической формы в
пространстве, четкие тональные отношения. Использование акварели либо гуаши на выбор,
бумага различного формата. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
Тема: Натюрморт с гипсовой маской. Зачет
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное построение цветовых и
тональных отношений.
Передача «большой формы», пространства в натюрморте.
Ритмическое построение цветовых пятен. Использование гуаши либо акварели, бумага
формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюды 2 – 3 белых предметов на различном фоне.
18
Тема: Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности. Сближенные
отношения, ограниченная цветовая гамма.
Дифференцированный зачёт. Предэкзаменационный просмотр.
Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые
нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Использование акварели
либо гуаши на выбор, бумага формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.
Тема: Тематический натюрморт из трех-четырех предметов различной материальности.
Экзаменационное задание.
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописнопластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности (дерево, стекло,
металл и т.п). Многослойная живопись. Использование акварели либо гуаши на выбор,
бумага формата А2. (15 ч.).
Самостоятельная работа: этюды предметов быта с различных точек.
19
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном
контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более
эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте,
со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами
живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки
ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного
построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном,
первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и
освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы.
Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и
пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером,
углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение
пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и
продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи:
передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в
натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
20
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускник ДХШ должен иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной
работы, сориентированные на требования, предъявляемые к абитуриентам средних специальных
художественных заведений.
Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать живописно-композиционные задачи.
В работе показывать освоение ремесленной стороны искусства – смешение красок, добиваясь
сложных цветов, тонких отношений; а также активных, насыщенных цветов, и уметь их сочетать.
Освоить сложности техники акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности:
заливку на крупных предметах и на фоне, в том числе заливку с изменением тона, лессировку,
приемы вливания цвета в цвет, письмо по-сырому, а также работу мазком для лепки формы
предметов первого плана. Уметь пользоваться художественными материалами.
Учащийся должен уметь решать основные учебные задачи:
o закомпоновать изображение в формате;
o построить форму предметов в перспективе, передать их взаимные пропорции;
o выявить большие тональные и цветовые отношения в натюрморте;
o передать цветом характер освещения постановки;
o вылепить форму предметов средствами светотени;
o передать пространственное расположение предметов в натюрморте.
Учащийся должен: решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом
особенностей цветовых отношений и взаимовлияний; добиваться цельности и единства цветового
строя в работе, колористического решения; свободно, эмоционально передавать ощущение от
натуры.
21
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося,
обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
• зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании
каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения
⎯
грамотно компоновать изображение в листе;
⎯
грамотно передавать локальный цвет;
⎯
грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
⎯
грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
⎯
грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
⎯
грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
⎯
грамотно передавать оттенки локального цвета;
⎯
грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
⎯
грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
⎯
грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.
3 год обучения
⎯
грамотно компоновать сложные натюрморты;
⎯
грамотно строить цветовые гармонии;
⎯
грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
⎯
грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
⎯
грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
22
4 год обучения
⎯
грамотно компоновать объекты в интерьере;
⎯
грамотно строить цветовые гармонии;
⎯
грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
⎯
грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
⎯
грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
⎯
передавать цельность и законченность в работе;
⎯
строить сложные цветовые гармонии;
⎯
грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
⎯
грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
⎯
грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей;
23
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как
рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые
необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают
наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы
обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного
обучения, которые включают в себя:
⎯ посещение выставок;
⎯ поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
⎯ чтение дополнительной литературы;
⎯ выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
⎯ посильное копирование шедевров мирового искусства;
⎯ выполнение аудиторных заданий по памяти.
24
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели,
натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
25
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акварель. Мастерство художника. / Пер. с фр. Жака Петивера.- Лозанна: IRL, 1995.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. –
М.: Просвещение, 1984.
3. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: учебное пособие. – М.: Владос, 2004.
4. Визер. В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.:
Питер, 2007.
5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1985.
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.
7. Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997.
9. Гармония цвета. / Ответств. за вып. Ю.Г. Хацкевич – Мн.: Харвест, 2004.
10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
11. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. в немецкого; 3-е изд.; Предисловие Л.Монаховой.
– М.: Д. Аронов, 2004.
12. Миронова Л.Н. Цветоведение: Учеб. пособие для спец. 2229 «Интерьер и оборудование»,
2230 «Пром. искусство», 2231 «Монумент.-декор. Искусство». – Мн.: Выш. шк., 1984.
13. Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие. – М.: Изобразительное искусство,
1995.
14. Панюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д:
Феникс, 2007.
15. Сельчёнок К.В.Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест, 2007.
16. Советы мастеров. Сборник. / Сост. Зайцев А.С. – Ленинград: Художник РСФСР, 1979.
17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск:
Титул, 1996.
18. Уилкокс М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который действительно
нужен/ Пер. с англ. А. Сидорова. – М.: Астрель, 2004.
19. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
20. Чидзиива Хидеяки. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций/ Пер.
с англ. И.А. Бочкова. – М.: Астрель, 2003.
21. Школа изобразительного искусства (в 10 томах) / т. 6. – М.: Искусство, 1966. – 204 с.: ил.
22. Щипанов А.С. Художнику-любителю. – М.: Советский художник, 1970
23. Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. –
М.: Педагогика, 1983. – 416 с.: ил.
26
24. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003
«Преподавание черчения и изобразит. искусства». – М.: Просвещение, 1985.
27