Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01.УП.04.
РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ
(Художественная керамика)
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области декоративно- прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
нормативный срок обучения 5 лет
(возраст поступающих 10-12 лет)
2024 г.
Нижний Тагил
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
2.
Содержание учебного предмета. Учебно-тематический план . . .
8
3.
Годовые требования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
4.
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . .
20
5.
Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
6.
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . .
22
7.
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета "Работа в материале. Художественная керамика
"разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства "Декоративно- прикладное творчество".
Программа составлена на основе
программы по учебному предмету
"ПО.01.УП.04., ПО.01.УП.07 "Работа в материале. Художественная керамика» МБУДО
"Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д.
Поленова", Тамбов, 2016 г.
Русское декоративно- прикладное искусство необычайно богато и разнообразно.
Каждая народность нашей Родины внесла в общую сокровищницу ремесел свой вклад. В
керамике, как и в других видах прикладного творчества, выразилась особая любовь
народа к природе. В давние времена мотивы народного творчества были воплощением
представлений людей о мире. Исторически сложившиеся центры керамического искусства
стали известны благодаря своим излюбленным гончарным формам, сюжетам народной
игрушки, мотивам и декоративным подходам, а также способам и приемам их
технического исполнения.
Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием,
конструированием, разными играми. Это один из видов изобразительного творчества, в
котором из пластических материалов создаются объемные и рельефные образы, формы и
целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна каждому ребенку.
В наши дни художественная керамика – это искусство, работа над изделием – это
не механический процесс. Его рождение побуждает мастера к углублению знаний,
развитию фантазии и творческих способностей. Работа с глиной развивает творческую
активность, любознательность; воспитывает глубокое понимание красоты формы и
красок, трудолюбие, усидчивость, терпеливость, аккуратность; приносит ни с чем не
сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результаты творческого
труда.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Работа в материале. Художественная керамика» Срок
реализации учебного предмета - 5 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Работа в материале. Художественная
керамика» составляет 511 часов. Из них: 363 часа – аудиторные занятия, 148 часа самостоятельная работа.
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
34
32
34
32
34
32
34
48
51
363
13
15
13
15
13
15
13
15
20
20
148
45
49
45
49
45
49
45
49
68
71
511
Зачѐт
Экзамен
Итоговая
аттестация
32
Зачѐт
5-й год
5 класс
9
10
Экзамен
4-й год
4 класс
7
8
Зачѐт
3-й год
3 класс
5
6
Экзамен
2-й год
2 класс
3
4
Зачѐт
1-й год
1 класс
1
2
Экзамен
Аудиторные
занятия
(в часах)
Самостоятель ная работа
(в часах)
Максимальная
учебная
нагрузка
( в часах)
Вид
промежуточной
и итоговой
аттестации по
полугодиям
Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации
Зачѐт
Год
Обучения/класс
Полугодия
Всего часов
Сведения о затратах учебного времени
графике промежуточной и итоговой аттестации
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Работа в материале. Художественная керамика», а также
проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Аудиторные занятия: 1 и 2 годы обучения – по 2 часа в неделю; 3 и 4 годы обучения – по 2
часа в неделю; 5 год обучения – 3 часа в неделю.
Самостоятельная работа учащихся составляет не более половины от аудиторной
нагрузки (по ФГТ) на протяжении всего периода обучения и предполагает выполнение
домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является овладение знаниями и представлениями об
искусстве керамики, формирование практических умений и навыков, развитие творческих
способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к
поступлению в организации среднего профессионального образования, реализующие
основные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи учебного предмета:
• познакомить с исторически сложившимися центрами керамического искусства;
• сформировать стойкий интерес к рукотворной деятельности;
• познакомить с различными техниками формовки из глины и декорирования
керамических изделий;
• обучить приемам выполнения изделий в различных техниках;
• приемам работы с инструментами и материалами для керамики;
• научить приемам составления композиции в соответствии с выбранной техникой
работы с глиной и выполнения её в материале;
• научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
• сформировать знания о художественных промыслах;
• сформировать осознанное отношение к историческому прошлому, традициям и
промыслам;
• раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
• сформировать личность, творчески относящуюся к любому делу;
• развивать художественный вкус, фантазию;
• воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Мастерская керамики должна быть оснащена удобными столами, гончарным
кругом, печью для обжига изделий, глазури, ангобы, иметь хорошее освещение.
Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться информацией из
интернета для сбора дополнительного материала по изучаемой теме.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической
литературой
по
декоративно-прикладному
искусству,
художественными альбомами по ремеслам. Каждый учащийся обеспечивается доступом к
библиотечным фондам.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Работа в материале. Керамика» рассчитан на пять лет обучения.
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и
умения в изучении нового материала. Программу составляют темы, разработанные с
учетом возрастных возможностей детей.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от
знакомства с простыми приемами до овладения тонкостями традиционных техник:
свободная лепка, жгутовой налеп, отминка в форме, моделирование из пласта, работа на
гончарном круге, комбинированные способы формовки, многообразие способов
декорирования керамических изделий. Учебный материал разделен на два основных
раздела: «Основные способы формовки» и «Освоение навыков декорирования», каждый
раздел наполняется соответствующими темами.
Содержание учебного предмета «Работа в материале. Керамика» включает в себя
теоретическую и практическую работу. Теоретическая работа предполагает изучение
учащимися истории керамического ремесла, региональных особенностей и
технологических приемов керамики, включает в себя задания по аналитической работе в
области декоративно-прикладного искусства. Практическая работа, основана на
применении теоретических знаний, навыков ремесла в учебном и творческом опыте.
Знакомясь с различными видами керамики, учащиеся узнают об увлекательности этого
ремесла, учатся создавать своими руками предметы, которые наполнены теплотой души
мастера.
Этнокультурный компонент программы помогает лучше узнать культуру родной
страны и играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. В процессе
обучения учащиеся узнают историю и традиции родного края, посещают музеи,
участвуют в выставках, что является стимулом к их самосовершенствованию.
Учебно-тематический план
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объём времени в часах
всего
Самост
Аудито
оятельн
рные
ая
занятия
работа
Название раздела, темы
№
1.
2.
3.
Введение. Искусство керамики.
Знакомство с народными глиняными
промыслами.
Лепка изделий простой формы "Осенние
фантазии"
2
-
2
6
2
4
3
1
2
4.
Знакомство с фактурами. Способы выполнения.
3
1
2
5.
Выполнение композиции «Лоскутное одеяло».
8
2
6
6.
Понятие "налеп", рельеф. Виды узоров.
3
1
2
7.
Плоский рельеф. Изготовление штампа.
8
2
6
8.
Декоративный керамический пласт.
Способ раскатывания глиняного пласта и
декорирование налепами. «Рыбка». (просмотр)
12
4
8
45
13
32
Всего за 1ое полугодие:
II полугодие
9.
Пустотелая глиняная форма (жгут, пласт,
лента)
6
2
4
10
Лепка пустотелой фигуры из жгута (шар).
6
2
4
17
5
12
20
6
14
Всего за 2ое полугодие:
49
15
34
Итого:
93
27
66
11
12
Спирально- жгутовый способ формовки
(сосуд, ваза, карандашница, подсвечник)
Лепка из пластов с применением фактуры и
налепов (просмотр)
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объём времени в часах
всего
Самост
Аудито
оятельн
рные
ая
занятия
работа
Название раздела, темы
№
I полугодие
1.
2.
3.
4.
Создание пустотелой формы из пласта
глины. Конус и цилиндр.
Животное из глиняного пласта на основе простых
геометрических форм
Лепка из пласта с декоративным оформлением.
Колокольчик.
12
4
8
8
2
6
11
3
8
14
4
10
45
13
32
12
4
8
8
2
6
6
2
4
23
7
16
Всего за 2ое полугодие:
49
15
34
Итого:
93
27
66
Моделирование из пласта глины (просмотр)
Всего за 1ое полугодие:
II полугодие
5.
6.
7.
8.
Лепная игрушка по мотивам народных
традиций
Свистулька на основе пустотелой формы в
традициях народной глиняной игрушки.
Знакомство с понятием "коже- твёрдое
состояние" глины.
Лепка животных по собственному эскизу.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объём времени в часах
всего
Самост
Аудито
оятельн
рные
ая
занятия
работа
Название раздела, темы
№
I полугодие
1.
Изразец. Выполнение творческой работы
16
4
12
2.
Декоративная плакетка.
17
5
12
3.
Создание формы (гипс) под набивку.
3
1
2
4.
Отминка изделия в форме.
3
1
2
5.
Роспись изделия ангобами
6
2
4
45
13
32
Всего за 1ое полугодие:
II полугодие
6.
Шликерная отливка.
6
2
4
7.
Роспись изделия ангобами
8
2
6
8.
Лепка пустотелой формы способом выборки.
Стилизованное животное.
35
11
24
Всего за 2ое полугодие:
49
15
34
Итого:
93
27
66
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Общий объём времени в часах
Самост Аудиторные
оятельн
занятия
всего
ая
работа
Название раздела, темы
I полугодие
1.
2.
3.
4.
Знакомство с гончарным кругом. Основные
приёмы центровки на гончарном круге
Отработка навыков вытягивания сосуда на
гончарном круге
Изготовление простого изделия на
гончарном круге (кружка).
Понятие глазури. Декорирование изделия
цветными глазурями.
Всего за 1ое полугодие:
8
2
6
8
2
6
17
5
12
12
4
8
45
13
32
4
II полугодие
5.
Изготовление изделия на гончарном круге
(ваза, горшок).
7
3
6.
Доводка гончарного изделия.
11
3
8
7.
Декорирование изделия комбинированными
способами
11
3
8
8.
Тематическая композиция
20
6
14
Всего за 2ое полугодие:
49
15
34
Итого:
93
27
66
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общий объём времени в часах
Самост
Аудито
оятельн
рные
ая
всего
занятия
работа
Название раздела, темы
№
I полугодие
1.
2.
Комплект из двух ваз сложной формы.
Способ лепки на выбор.
Двухфигурная композиция. Круглая
скульптура.
34
10
24
34
10
24
68
20
48
8
2
6
13
4
9
4
1
3
38
11
27
8
2
6
71
20
51
Итого:
139
40
99
Итого по программе:
511
148
363
Всего за 1ое полугодие:
II полугодие
3.
4.
5.
6.
7.
Выбор темы дипломной работы. Составление
и утверждение технологической карты.
Определение техники формовки и
декорирования. Создание эскиза изделия
Подбор материалов для декорирования,
выбор схемы обжигов
Формовка, декорирование и оформление
изделия до утильного обжига
Оформление изделия с последующим
вторичным обжигом
Всего за 2ое полугодие:
Годовые требования
1 год обучения.
1-ое полугодие.
Тема 1: Введение. Беседа о народном творчестве. Искусство керамики.
Беседа о керамике как о древнем виде декоративно-прикладного искусства. Знакомство с
различными видами глин. Пластические характеристики глины. Приемы увлажнения,
разминки, и хранения керамической массы. Правила техники безопасности на занятиях,
требования к исполнению учебных заданий, оборудование рабочего места керамиста.
Материалы и инструменты применяемые в керамике.
Самостоятельная работа: закрепление навыков подготовки глины к работе.
Тема 2: Знакомство с народными промыслами.
Краткий обзор истории ремесла, знакомство с центрами гончарных промыслов (особое
внимание уделяется керамике родного края). Знакомство с наиболее известными
центрами лепной игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки).
Демонстрация образцов.
Самостоятельная работа: знакомство с литературой о традиционной лепной игрушке.
Тема 3: Лепка изделий простой формы. "Осенние фантазии".
Освоение приёмов лепки осенних листьев, используя технику продавливания и
проминания комка глины, как способ формообразования.
Тема 4: Знакомство с фактурами. Способы выполнения.
Знакомство с техникой имитации фактуры. Возможности использования различных
фактурных поверхностей для декорирования глиняных изделий. Способы нанесения и
перенесения различных фактур на керамическое изделие.
Самостоятельная работа: поиск и подбор различных материалов для создания фактурной
поверхности глиняного изделия.
Тема 5: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло».
Для изготовления «лоскутного одеяла» делаем прямоугольный пласт. Делим его на
одинаковые сегменты (прямоугольники, ромбы). Каждому сегменту
придаём свою
фактуру.
Самостоятельная работа: просмотр и зарисовка керамических изделий.
Тема 6: Понятие «налеп», рельеф. Виды узоров.
Знакомство с народным орнаментом, изучение декоративных возможностей рельефной
орнаментации керамики.
Самостоятельная работа: просмотр и зарисовка различных узоров.
Тема 7: Изготовление «штампа».
Штамп для керамики - это инструмент, который используется для создания
поверхностных узоров и декоративных элементов на глиняных изделиях. Штампы могут
иметь как резные или гравированные поверхности, которые создают более сложные
узоры, так и гладкие поверхности с более простыми узорами.
Создаём эскиз штампа. Делаем площадку для штампа, создаём на ней задуманный рельеф.
Изготовляем ручку. Соединяем площадку и ручку.
Самостоятельная работа: просмотр литературы, зарисовка разных форм рыб.
Тема 8: Декоративный керамический пласт «Рыбка». (просмотр)
Знакомство с последовательностью изготовления декоративной плакетки. Выполнение
зарисовок плакеток, разработка авторских эскизов, выбор лучшего. Перенесение его на
материал, выполнение рельефа.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме, зарисовки эскизных вариантов
2-ое полугодие
Тема 9: Пустотелая глиняная форма (жгут, пласт, лента)
Знакомство со способами выполнения полых объемов. Знакомство с технологическими
особенностями керамических изделий. Приобретение навыков раскатки и склейки из
пласта, получение навыков лепки пустотелых форм методом лепки из жгута, ленты.
Самостоятельная работа: закрепление навыков лепки полых объемов различными
способами.
Тема 10: Лепка пустотелой фигуры из жгута (шар).
Шар лепится из заранее подготовленных жгутов. Жгуты накладываются один на другой
по спирали. Каждый следующий жгут кладут на внешний край предыдущего. Полученные
стенки разглаживают как изнутри, так и снаружи стекой. Способ универсальный, т.к.
позволяет легко сужать и расширять фигуру в необходимых местах, может быть
использован при изготовлении любой формы.
Самостоятельная работа: закрепление практических навыков лепки.
Тема 11: Спирально- жгутовый способ формовки (карандашница).
Знакомство с спирально-жгутовым способом формовки. Копирование
традиционной керамики спирально- жгутовым способом формовки.
Самостоятельная
работа:
выработка
навыков
спирально-жгутового
формообразования.
образцов
способа
Тема 12: Лепка из пласта с применением фактуры и налепов (просмотр).
Создание вазы из пласта.
- выбор формы и размера будущей вазы, она может быть квадратной, прямоугольной,
треугольной, овальной и т.д. в плане (основании);
- при необходимости готовим выкройки будущего изделия;
- перед началом лепки тщательно разминаем глину и раскатываем из него пласт
необходимой толщины с помощью скалки;
- из готового пласта вырезаем основу будущего изделия стеком, соединяем;
- раскатываем следующий пласт для выполнения донышка нашего изделия, вырезаем и
соединяем со стенками вазы;
- декорирование вазочки геометрическим узором с помощью налепа, фактуры.
Самостоятельная работа: подборка материала для фактуры.
2 год обучения.
1-ое полугодие.
Тема 1: Создание пустотелой формы из пласта глины. Конус и цилиндр.
Раскатка пласта. Раскрой деталей по шаблонам. Соединение с помощью шликера.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 2: Животное из глиняного пласта на основе простых геометрических форм
(декоративное исполнение).
Создание эскизного варианта изделия. Пластические возможности глиняного пласта при
создании объемной работы. Комбинирование простых геометрических форм для создания
более сложных в соответствии с художественным замыслом.
Самостоятельная работа: изучение образцов современной керамики библиотечных и
сетевых источниках.
Тема 3: Лепка из пласта с декоративным оформлением. Колокольчик.
Создание эскизного варианта изделия. Изготовление колокольчика.
Самостоятельная работа: изучение образцов современной керамики библиотечных и
сетевых источниках.
Тема 4: Моделирование из пласта глины (просмотр)
Подготовка глины к работе, использование фактурных возможностей тканей и
флористического материала. Использование навыков раскатки и раскроя глиняного
пласта. Закрепление навыков склеивания отдельных пластов глины.
Самостоятельная работа: закрепление навыков моделирования из пласта глины.
2-ое полугодие.
Тема 5: Лепная игрушка по мотивам народных традиций
Лепка сувенирной игрушки, выполненной по мотивам народных традиций. Просмотр
образцов дымковской, каргопольской и филимоновской игрушек. Понятие их
особенностей. Последовательность выполнения. Декор и оформление изделия.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 6: Свистулька на основе пустотелой формы в традициях народной глиняной
игрушки.
Свистулька – традиционное изделие всех гончарных промыслов. Изготовление свистульки
(образ птицы).
Самостоятельная работа: просмотр образцов свистулек в сетевых источниках.
Тема 7: Знакомство с понятием "коже- твёрдое состояние" глины.
Технологические особенности материала. Работа с затвердевшей поверхностью глины,
способы поддержания оптимального увлажнения изделия. Приемы декорирования
керамических изделий процарапыванием и оттиском. Отработка навыков резьбы по кожетвёрдому состоянию.
Самостоятельная работа: поиск образцов вариантов декора керамических изделий.
Тема 8: Лепка животных по собственному эскизу.
Понятия «стилизация», «пропорции». Изготовление стилизованной фигуры животного.
Использование приемов пластической лепки и комбинированного способа формовки.
закрепление практических навыков лепки, с передачей выразительных и характерных
форм и особенностей образа фигур. Последовательность выполнения.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
3 год обучения.
1-ое полугодие.
Тема 1: Изразец. Выполнение творческой работы.
Демонстрация репродукций. Знакомство с последовательностью изготовления изразца.
Выполнение зарисовок изразцов, их упрощение, создание своей композиции. Перенесение
ее на материал, роспись образца.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме, зарисовки эскизных вариантов.
Тема 2: Декоративная плакетка.
Демонстрация образцов фотографий. Знакомство с последовательностью изготовления
декоративной плакетки. Выполнение зарисовок плакеток , разработка авторских эскизов,
выбор лучшего. Перенесение его на материал, роспись образца.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме, зарисовки эскизных вариантов.
Тема 3: Создание формы (гипс) под набивку.
Знакомство с новым видом создания формы. Создаём эскизный вариант изделия. Лепка
изделия из пластилина. Изготовление несложной плоскорельефной модели по готовому
образцу с последующей отливкой из гипса и отминкой из глины.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме.
Тема 4: Отминка изделия в форме.
Знакомство с гипсом как вспомогательным материалом для производства керамических
изделий. Свойства гипса. Отработка технологии отминки керамических изделий.
Изготовление готовой модели по эскизу с последующим изготовлением гипсовой формы
и отминкой из глины.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 5: Роспись изделия ангобами.
Знакомство с ангобами. Виды, технология и декоративные возможности техники росписи
керамического изделия. просмотр работ, выполненных в данной технике. Роспись
керамического изделия.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 6: Шликерная отливка.
Отработка технологии шликерной отливки керамических изделий. Изготовление готовой
модели по эскизу с последующим изготовлением гипсовой формы и шликерной отливкой
из глины.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 7: Роспись изделия ангобами.
Закрепление навыков работы с ангобами. Роспись керамического изделия.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
2-ое полугодие.
Тема 8: Работа в технике «пастилаж» на основе круга.
Технология и возможности техники «пастилаж» (пастилаж - нанесение рисунка
шликером (жидкой глиной)). Изучение образцов выполненных в данной технике.
Изготовление круглого панно с использование техники пастилаж.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 9: Знакомство с техникой декорирования-молочение.
Виды, история, технология и декоративные возможности традиционных техник обработки
керамического изделия. Просмотр образцов выполненных в технике «молочение».
Изготовление плакетки с использованием декоративных возможностей данной
техники.
Самостоятельная работа: изучение образцов современной керамики библиотечных и
сетевых источниках.
Тема 10: Работа в технике «сграффито» на основе круга.
Сграффито – техника изображения и разновидность декорирования, которая заключается в
нанесении на основу двух и более различных по цвету слоёв ангоба с последующим
частичным процарапыванием по заданному рисунку. Просмотр работ, выполненных в
технике «сграффито».
Изготовление круглого панно с использование техники «сграффито».
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 11: Лепка пустотелой формы способом выборки. Стилизованное животное.
Создаём эскизный вариант изделия. Лепим животное из цельного куска глины. Готовую
форму разрезаем на две части. С внутренней стороны удаляем излишки глины, стараясь
оставить стенки равными по толщине. Соединяем две части с помощью шликера.
Декорируем изделие фактурой и налепами.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
4 год обучения.
1-ое полугодие.
Тема 1: Знакомство с гончарным кругом. Основные приёмы центровки на
гончарном круге.
Знакомство с гончарным кругом. Правила техника безопасности и гигиены труда при
работе на гончарном круге. Подготовка глины к работе. Инструменты для работы на
гончарном круге. Постановка рук. Упражнения по центровке.
Самостоятельная работа: изучение видео-уроков по гончарному мастерству.
Тема 2: Отработка навыков вытягивания сосуда на гончарном круге.
Изготовление простейшего сосуда на гончарном круге.
Самостоятельная работа: изучение литературы по гончарному мастерству.
Тема 3: Изготовление простого изделия на гончарном круге (кружка).
Для придания нужной фигуры сосуду, сперва создаётся цилиндрическая ёмкость. Такая
геометрия позволяет точнее контролировать толщину стенок, сохраняя их устойчивость.
Далее останется лишь расширить или сузить заготовку на нужной высоте. Лепим ручку. С
помощью шликера соединяем детали.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 4: «Человек труда». Фигура человека. Круглая скульптура.
Создание эскизного варианта изделия. Лепка фигуры человека. Метод лепки выбираем
самостоятельно (жгут, пласт, выборка). Добавляем детали, согласно выбранному образу.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 5: Понятие глазури. Декорирование изделия цветными глазурями.
Знакомство с глазурями, их виды, декоративные и технологические возможности в
керамике. Изготовление, роспись и глазуровка изделия мелкой пластики по авторскому
эскизу.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
2-ое полугодие.
Тема 6: Изготовление изделия на гончарном круге (ваза, горшок).
Закрепление навыков работы на гончарном круге.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 7: Доводка гончарного изделия.
Обработка края горловины. Затирка трещин. Оформление изделия фактурой и налепами.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 8: Тематическая композиция. Круглая скульптура.
Выполнение изделия на заданную тему, с использованием изученных техник
декорирования.
Самостоятельная работа: изучение литературы по гончарному мастерству.
Тема 9: Декорирование изделия комбинированными способами.
Знакомство с различными видами и декорирования керамики. Сочетание различны
приемов и техник в одном изделии. Подбор комбинированного способа и изготовление
декоративных сосудов.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 10: Тематические композиции.
Выполнение изделия на заданную тему, с использованием изученных техник лепки и
декорирования.
Самостоятельная работа: просмотр материала по керамике в сетевых источниках.
5 год обучения.
1-ое полугодие.
5 год обучения.
1-ое полугодие.
Тема 1: Комплект из двух ваз сложной формы.
Создание эскизного варианта изделия. Лепка изделия. Способ лепки и декорирования на
выбор.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
Тема 2: Двухфигурная композиция. Круглая скульптура.
Создание композиции из двух фигур человека на заданную тему. Использование
полученных навыков работы в выбранной технике формирования изделия и его
декорирования.
Самостоятельная работа: работа над эскизом.
2-ое полугодие.
Тема 3: Выбор темы дипломной работы. Составление и утверждение технологической
карты.
Выбор темы для дипломной работы. Беседа об использовании особенностей керамики в
современном арт-пространстве. Обсуждение разнообразия подходов художников керамистов к решению изобразительных задач на примере образцов изделий. Составление
и утверждение технологической
карты.
Самостоятельная работа: изучение информации по теме в библиотечных и сетевых
источниках.
Тема 4: Определение техники формовки и декорирования. Создание эскиза изделия
Создание эскиза работы. Использование полученных навыков работы в выбранной
технике формовки и декорирования.
Самостоятельная работа: изучение информации по теме в библиотечных и сетевых
источниках, работа над эскизом работы.
Тема 5: Подбор материалов для декорирования, выбор схемы обжигов.
Апробирование выбранных материалов для работы, подбор ангобов и глазурей по цвету.
Определение порядка работы над изделием. Выполнение макета изделия.
Самостоятельная работа: использование навыков работы в выбранной технике для
выполнения пробных образцов с различными материалами.
Тема 6: Формовка, декорирование и оформление изделия до утильного обжига.
Изготовление работы в выбранных техниках.
Самостоятельная работа: изучение литературы по дизайну керамики.
Тема 7: Оформление изделия с последующим вторичным обжигом.
Выполнение заключительных операций по изготовлению изделия (обработка, глазуровка,
сушка, обжиг), применение навыков работы с глазурями.
Самостоятельная работа: закрепление навыка технологически грамотной работы в
керамике, а также аккуратное исполнение работ в нужной последовательности.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Работа в материале. Керамика»:
1. Знание основных понятий и терминологии в области художественной керамики.
2. Знание основных видов керамики и технологии их исполнения.
3. Умение самостоятельно применять различные техники керамики для оформления
изделий.
4. Умение грамотно использовать материалы для воплощения художественного замысла.
5. Умение копировать, варьировать, самостоятельно выполнять изделия.
6. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения,
выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
7. Знание основных исторически сложившихся отечественных центров гончарного
искусства.
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
Знать:
-основы материаловедения;
-способы формовки изделий;
- как творчески применить приёмы и методы декорировки;
-особенности последовательности работы;
- дополнительные сведения о народных промыслах керамической игрушки;
- профессиональную терминологию: декор, турнетка, стилизация, рельеф и.п.;
- о культурном наследии края.
Уметь:
-подготовить глину для работы;
- владеть традиционными приемами ручной;
- владеть приемами различных способов декорировки и комбинировать их, для большей
выразительности художественного изделия;
-выполнить работу качественно, в соответствии с технологическими требованиями;
- определять вид народного промысла керамической игрушки;
- передать характерные особенности фигуры животных и человека;
- работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания;
-соблюдать правила техники безопасности.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую
функции.
Программа
предусматривает
текущий
контроль,
промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль
успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия каждого
учебного года. Оценки ученикам выставляются и по окончании четверти.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам текущей программы (текущий контроль).
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с
планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательной
организации.
Итоговая аттестация в пятом классах проводится в форме публичной защиты
выпускной работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются
оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности, проявил умения в технологическом исполнении
керамического изделия; работа отличается аккуратностью и оригинальностью
пластического решения.
4 (хорошо) - ставится, если есть некоторая неряшливость в исполнении работы, недочеты в
композиции и в цветовом решении узора, технологическое исполнение задания имеет
неточности.
3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством
преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся
неряшлив и безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы по освоению художественной
керамики следует рассматривать как рекомендательные, что дает возможность педагогу
творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики по освоению видов и техник в керамике.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко
укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.
Предлагается следующая схема ведения работы:
-Обзорная беседа о технике керамики.
-Знакомство с декоративными особенностями техники.
-Знакомство с приемами выполнения изучаемой техники керамики
-Сбор наглядного материала.
-Выполнение работы в материале.
Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале учебное
задание, в котором отрабатываются навыки и умения лепки в изучаемой технике.
Для развития навыков заинтересованной, творческой, грамотной работы учащихся,
программой предусмотрены методы дифференциации, и индивидуализации при
определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и
личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и
развитии творческих способностей учащихся.
Применяются следующие средства индивидуального подхода:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) различная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в)
вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала
является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то,
что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового
материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при
этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать педагог
посредством инструктажа-показа, а также с помощью орнаментальных схем.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Пособие для родителей и педагогов. – М.: Академия развития, 1998.
2. Канюков И.И. Художественная керамика. – Кудымкар.: Коми- Пермяцкое книжное
издательство, 1999.
3. Оборин В. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль.- Пермь:
Книжное издательство, 1976.
4. Оборин В. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль.- Пермь: Книжное
издательство, 1988.
5. Поверин А. Гончарное дело / А. Поверин; -М.: Культура и традиции, 2002.
6. Поверин А. Гончарное дело. / Поверин А.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2004.
7. Хохлова Е. Н. Керамика Скопина / Хохлова Е. Н.; - Рязань, 2000.
8. Бакушинский А. Вятская лепная глиняная игрушка / Бакушинский А. В.
9. Канюков И. И. Художественная керамика. Древние пластические традиции коми- пермяков
и их преломление в современной керамике : учебно-методическое пособие. / Канюков И. И.
- Кумымкар: Коми-Перм. кн. Изд-во, 1999.
10. Федотов Г. Послушная глина : основы художественного ремесла / Федотов Г. - Москва:
АСТ-ПРЕСС, 1997