ЖИВОПИСЬ ДПТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01.УП.02.
«ЖИВОПИСЬ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области декоративно- прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
нормативный срок обучения 5 лет
(возраст поступающих 10-12 лет)

Нижний Тагил

2024
1

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….....................4
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………..6
Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………..12
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………22
Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………... 23
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………... 25
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 27

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области изобразительного
искусства «Декоративноприкладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем
постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на
цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым
гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах – «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, пленэру. В каждой
из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому
рисунку обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в
программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного
построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи
световоздушной среды.

II.

Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет – с 1 по 5

класс.
При реализации программы «Живопись» с 5 летним сроком обучения: аудиторные
занятия в 1,2 классах – три часа, в 3-5 классах – два часа;
Максимальный объём времени, предусмотренный для внеаудиторной (самостоятельной)
работы по предмету «живопись», не должен превышать двух часов в неделю.

III.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие
личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного
предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к
поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
⎯ приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том
числе:
• знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
• знаний разнообразных техник живописи;
• знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя;
• умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
• умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
• навыков в использовании основных техник и материалов;
• навыков последовательного ведения живописной работы;
4

⎯ формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем
осваивать
профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
IV.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется
осуществлять в форме занятий. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
V.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
VI.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
VII.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио
и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному
искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами,
компьютером, доской, предметами натурного фонда.

5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В данной программе предложен учебно-тематический план с объемом часов,
соответствующим объему, при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с
нормативным сроком обучения 5 лет.

Общее
количество
часов

Практические
часы

Аудиторное
задание
Теоретические
часы

Задание для самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальная
нагрузка

№

Вид учебного занятия

учебная

Первый год обучения

I полугодие
1

Основные и составные цвета.

урок

5

2

0,5

2,5

3

2

Растяжки от одного цвета к другому.

урок

5

2

0,5

2,5

3

3

Составление сложных цветов.

урок

5

2

0,5

2,5

3

4

Приемы работы акварелью (заливка, урок

5

2

0,5

2,5

3

(по- урок

5

2

0,5

2,5

3

урок

9

3

1

5

6

в урок

9

3

1

5

6

14

5

1

8

9

урок

17

5

1

11

12

Итого:

74

26

6,5

41,5

48

мазок).
5

Приемы

работы

акварелью

сырому, а-ля-прима).
6

Копирование лоскута ткани.

7

Изображение

драпировок

вертикальной

и

горизонтальной

плоскостях.
8

Натюрморт. Плоскостное решение. урок
Гризайль. Зачёт.

9

Декоративный натюрморт. Зачёт.

II полугодие
10

Этюд овощей и фруктов.

урок

5

2

0,5

2,5

3

11

Изображение гипсового куба.

урок

14

5

1

8

9

12

Натюрморт с гипсовым цилиндром и урок

14

5

1

8

9

14

5

1

8

9

14

5

1

8

9

овощем. Монохром (гризайль).
13

Этюд

светлого

предмета урок

цилиндрической формы на темном
фоне.
14

Натюрморт

из

2-х

предметов: урок

6

цилиндрической

и призматической

формы (бидон, коробка). Зачёт.

15

Натюрморт с чайником и фруктом на урок

19

7

1

11

12

Итого:

80

29

5,5

45,5

51

Итого за год:

157

55

12

87

99

контрастном фоне. Зачёт.

7

Этюд ветки с плодами рябины, яблок.

урок

9

3

1

5

6

2

Этюд овощей или грибов.

урок

9

3

1

5

6

3

Этюд чучела птицы.

урок

9

3

1

5

6

4

Натюрморт из двух предметов быта урок

14

5

1

8

9

14

5

1

8

9

19

7

1

11

12

Итого:

74

26

6

42

48

Общее
количество
часов

Практические
часы

Теоретические
часы

Задание
работы

Наименование темы

Аудиторное
задание

Максимальная учебная нагрузка

1

№

для

Вид учебного занятия

самостоятельной

Второй год обучения

I полугодие

разных по форме и цвету на светлом
фоне.
5

Натюрморт

из

двух

предметов, урок

различных по форме и тону. Гризайль.
Зачёт.
6

Натюрморт из двух темных предметов урок
быта на светлом фоне. Зачёт.

II полугодие
7

Этюд фигуры человека. Силуэт.

урок

5

2

0,5

2,5

3

8

Натюрморт со стеклянным предметом урок

14

5

1

8

9

14

5

1

8

9

на цветном фоне.
9

Натюрморт

с

металлическим урок

предметом на темном фоне.
10

Натюрморт с корзиной и грибами.

урок

14

5

1

8

9

11

Натюрморт из контрастных по цвету урок

14

5

1

8

9

19

7

1

11

12

Итого:

80

29

5,5

45,5

51

Итого за год:

154

55

11.5

87.5

99

предметов. Зачёт.
12

Натюрморт из двух предметов быта урок
(стекло, металл). Зачёт.

8

6

2

1

3

4

быта урок

13

5

1

7

8

Общее
количество
часов

Практические
часы

Теоретические
часы

Задание
работы

Аудиторное
задание

Максимальная учебная нагрузка

урок

Наименование темы

для

Вид учебного занятия

№

самостоятельной

Третий год обучения

I полугодие
1

Осенний этюд (цветы).

2

Натюрморт

из

предмета

сложной формы и фрукта. Гризайль.
3

Натюрморт с чучелом птицы.

урок

13

5

1

7

8

4

Натюрморт из предметов различной урок

18

6

1

11

12

50

18

4

28

32

6

2

1

3

4

9

3

1

5

6

9

3

1

5

6

13

5

1

7

8

16

6

1

9

10

Итого:

53

19

5

29

34

Итого за год:

103

37

9

57

66

материальности

на

темном

фоне.

Зачет.
Итого:
II полугодие
5

Этюд фигуры человека в положении урок
сидя.

6

Этюд предмета быта из цветного урок
стекла на контрастном по тону фоне.

7

Этюд драпировки со складками в трех урок
плоскостях.

8

Натюрморт из атрибутов искусства в урок
сближенной гамме. Зачет.

9

Натюрморт в светлой тональности. урок
Зачет.

9

9

3

1

5

6

9

3

1

5

6

розетой. урок

13

5

1

7

8

Натюрморт с крупным предметом урок

19

7

1

11

12

50

18

4

28

32

6

2

1

3

4

Общее
количество
часов

Практические
часы

Теоретические
часы

Задание
работы

Аудиторное
задание

самостоятельной

Этюд из живых цветов, листьев, 1 урок

Наименование темы

для

Максимальная учебная нагрузка

№

Вид учебного занятия

Четвертый год обучения

I полугодие
1

предмета быта.
2

Этюд драпировки со складками, с урок
орнаментом.

3

Натюрморт

с

гипсовой

Гризайль (монохром).
4

быта, фруктами и овощами. Зачёт.
Итого:
II полугодие
5

Этюд фигуры человека в положении урок
сидя.

6

Натюрморт с чучелом птицы.

урок

16

6

1

9

10

7

Натюрморт в интерьере (венский урок

16

6

1

9

10

15

5

1

9

10

Итого:

53

19

4

30

34

Итого за год:

103

37

8

58

66

стул, виолончель). Зачет.
8

Тематический натюрморт
предметов

быта

из трех урок
разной

материальности. Зачет.

10

самостоятельной

Этюд «Дары осени».

урок

9

3

1

5

6

2

Этюд стеклянного предмета быта на урок

6

2

1

3

4

6

2

1

3

4

16

6

1

9

10

урок

13

5

1

7

8

Итого:

52

18

5

27

32

Общее
количество
часов

Практические
часы

Теоретические
часы

Задание
работы

Наименование темы

Аудиторное
задание

Максимальная учебная нагрузка

1

№

для

Вид учебного занятия

Пятый год обучения

I полугодие

темном фоне
3

Этюд металлического предмета быта урок
на контрастном фоне

4

Натюрморт из 2-3 предметов из стекла урок
в темной цветовой гамме. Зачёт.

5

Фрагмент интерьера класса. Зачёт.

II полугодие
6

Этюд фигуры человека

урок

6

2

1

3

4

7

Натюрморт с гипсовой маской.

урок

13

5

1

7

8

8

Натюрморт из предметов сложной урок

15

5

1

9

10

18

6

1

11

12

Итого:

52

18

4

30

34

Итого за год:

102

36

9

57

66

Всего в программе:

616

220

49,5

346,5

396

формы

(самовар,

скрипка).

Дифференцированный

зачёт.

Предэкзаменационный просмотр.
9

Тематический

натюрморт

из урок

предметов различной материальности.
Экзаменационное задание.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
I полугодие

Тема: Основные и составные цвета
Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Характеристика цвета.
Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами.
Применение лессировок. Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
Тема: Растяжки от одного цвета к другому
Выполнение растяжек от одного цвета к другому (от желтого цвета к красному, от красного к
синему, от желтого к синему и т.п.) Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми
цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом
от теплых до холодных оттенков. Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
Тема: Составление сложных цветов. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность»,
«светлота». Умение составлять сложные цвета. Использование акварели, бумага формата А3. (3
ч.).
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».
Тема: Приемы работы акварелью (заливка, мазок).
Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, мазок).
возможностей акварели. Образное решение мотивов перьев птиц, коры
Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.

Использование
деревьев и т.п.

Тема: Приемы работы акварелью (по-сырому, а-ля-прима).
Отработка основных приемов работы с акварелью (по-сырому, а-ля-прима). Использование
возможностей акварели. Бабочки, птицы – образное решение. Использование акварели, бумага
формат А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.).
Тема: Копирование лоскута ткани.
Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных
приемов. Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.)
Самостоятельная работа: мотив «Морские камешки», «Мыльные пузыри».
7Тема: Изображение драпировок в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Драпировки сближенные по цветовому тону, без складок, теплое освещение. Развитие
представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет.
Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без
складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.
Тема: Натюрморт. Плоскостное решение. Гризайль.
Натюрморт из тёмных предметов, различных по форме, на светлом фоне, монохром.
Плоскостное решение предметов.
Зачёт. Понятие «тон». Выявление чётких тональных
отношений между предметами и фоновой плоскостью. Отработка основных акварельных
приемов: заливка, лессировка. Формат бумаги А3. (9 ч.).
12

Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на
светлом фоне.
Тема: Декоративный натюрморт.
Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. Зачёт. Изучение возможностей
акварели при работе с натуры. Выявление четких тональных и цветовых отношений предметов и
фона. Использование акварели, бумага формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: декоративный натюрморт.
II полугодие

Тема: Этюд овощей и фруктов.
Нейтральный цветовой фон. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений.
Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Использование акварели,
бумага формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
Тема: Изображение гипсового куба.
Конкретный цветовой фон. Цвето-тональное решение. Понятие «среда». Влияние цветовой среды на
предмет. Понятия: рефлекс, цветовая среда, свет, тень на предмете, падающая тень. Закрепление
навыков работы акварелью. Использование акварели, бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предметов прямоугольных форм.
Тема: Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем
Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем на фоне драпировке (без складок), контрастной по
тону. Монохром (гризайль). Изучение явления светового контраста. Выявление в процессе
работы формы, объема предмета, введение его в среду, разбор тональных отношений, понятие
пространства и умения последовательно вести работу. Использование акварели, бумага формата
А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предмета цилиндрической формы.
Тема: Этюд светлого предмета быта цилиндрической формы на темном фоне
Предмет светлый, драпировка темная. Понятие контраста. Изучение изменения локального цвета
предмета в зависимости от окружения. Закрепление навыков работы акварелью. Использование
акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
Тема: Натюрморт из двух предметов цилиндрической и призматической формы
Фон контрастный по цвету. Зачет.
Передача четких тональных отношений. Использование в практической работе теоретических
знаний. Выявление пространства и объема предмета. Влияние цветовой среды.
Последовательное ведение работы. Использование акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
Тема: Натюрморт с чайником и фруктом на контрастном фоне.
Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без
рельефных складок. Зачет.. Предмет и фон разной тональности, контрастные по цвету.
Проверка навыков и умений последовательного ведения работы над натюрмортом. Выполнение
задания с учетом передачи объема предметов, выявление пространства и цветовой гармонии.
Взаимовлияние цветов. Использование акварели, бумага формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

13

Второй год обучения
I полугодие

Тема: Этюд ветки с плодами рябины и яблок
Фон нейтральный. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с
акварелью. Передача оттенков локального цвета. Использование акварели (техника аля-прима),
бумага формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.
Тема : Этюд овощей или грибов
Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой
среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений.
Использование акварели (многослойная живопись), бумага формата А3. (6 ч.)
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
Тема: Этюд чучела птицы
Фон нейтральный. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и
силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью.
Использование акварели, бумага различных форматов. (6 ч.). Использование декоративной
(плоскостной) моделировки предмета, формы.
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
Тема: Натюрморт из двух предметов быта разных по форме и цвету на светлом фоне. Гармония
по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по
передаче цветовых отношений. Выражение характера формы. Использование акварели (техника
«по- сырому»), бумага формата А3. (9 ч.). Использование декоративной (плоскостной) моделировки
предмета, формы.
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.
Тема: Натюрморт из двух предметов различных по форме и тону. Гризайль
Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый
без складок. Гризайль. Зачёт. Световой контраст (ахроматический). Передача светотеневых
отношений. Тональная передача объема и формы предметов. Найти конкретные различия в тоне
между предметами и драпировками. Передача
пространства тональными средствами.
Использование акварели, бумага формата А3. (9 ч.). Использование декоративной (плоскостной)
моделировки предмета, формы.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
Тема: Натюрморт из двух темных предметов быта на светлом фоне
Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону, фон светлый без складок (с
предварительным эскизом). Зачёт. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача
светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета
предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей
средой. Использование акварели, бумага формата А3. (12 ч.). Использование декоративной
(плоскостной) моделировки предмета, формы.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.

14

II полугодие

Тема: Этюд фигуры человека. Силуэт.
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск
композиционного решения, определение пропорций фигуры без детальной моделировки цветом.
Использование акварели, бумага формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
Тема: Натюрморт со стеклянным предметом на цветном фоне.
Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные
отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью
(по-сырому, лессировка, мазок). Использование акварели, бумага формата А3. (9 ч.).
Использование декоративной (плоскостной) моделировки предмета, формы.
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
Тема: Натюрморт с металлическим предметом на темном фоне.
Натюрморт с металлическим кувшином и фруктами на темном фоне без складок (с
предварительным эскизом). Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность.
Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона.
Передача материальности предмета. Передача глубины пространства. Смягчение контрастов.
Использование акварели (техника а-ля-прима), бумага формата А3. (9 ч.). Использование
декоративной (плоскостной) моделировки предмета, формы.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
Тема: Натюрморт с корзиной и грибами.
Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Гармония по общему
цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов.
Использование акварели («по сырому»), бумага формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
Тема: Натюрморт из контрастных по цвету предметов.
Задание на просмотр. Гармония по насыщенности. Передача точных тональных и цветовых
отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь
предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых
оттенков. . Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в
тени, взаимодействие цветов. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным
эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумага формата А3. (9 ч.).
Использование декоративной (плоскостной) моделировки предмета, формы.
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
Тема: Натюрморт из двух предметов быта (стекло, металл).
Бытовые предметы (чайник, турка, кофейник, бутылка). Задание на просмотр. Гармония по
общему цветовому тону и светлоте.
Закрепление полученных навыков. Поиск верных
тональных и цветовых отношений в натюрморте. Использование акварели (многослойная
акварель), бумага формата А3. (12 ч.). Использование декоративной (плоскостной) моделировки
предмета, формы.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

15

Третий год обучения
I полугодие
Тема: Осенний этюд (цветы).
Изображение живых цветов и листьев.Фон нейтральный. Гармония по общему цветовому тону.

Передача оттенков локального цвета. Использование, бумага формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд живых цветов и листьев на нейтральном фоне.
Тема: Натюрморт из предмета быта сложной формы и фрукта. Гризайль.
Предмет сложной формы (ваза, кувшин) и фрукт на нейтральном фоне. Гризайль. Передача
светотеневых отношений. Развитие представление о тональной живописи. Лепка формы и объёма
предметов тоном. Ритмическое построение тональных пятен. Поэтапная работа над формой.
Использование гуаши, бумаги формата А3. Декоративное решение натюрморта с проработкой
объема предмета (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
Тема: Натюрморт с чучелом птицы.
Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Гармония по общему цветовому тону.
Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра
натюрморта, передача фактуры предметов. Использование гуаши, бумаги формата А3. (8 ч.).
Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
Тема: Натюрморт из предметов различной материальности на темном фоне. Зачет.
Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по форме и цвету, с различными по фактуре
поверхностями на темном фоне. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение
цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте.
Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета. Использование гуаши,
бумаги формата А2 с последующим форматированием. (12 ч.). Зачёт.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
II полугодие
Тема: Этюд фигуры человека в положении сидя.
Изображение человека «За рукоделием», «За чтением» и т.п. Развитие навыков и умений
рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи
нюансов цвета. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.
Тема: Этюд предмета быта из цветного стекла на контрастном по тону фоне.
Предметы из стекла разного цвета. Драпировки контрастные по тону. Передача материальности
предметов, решение пространства в натюрморте. Декоративное решение натюрморта с
проработкой объема предмета. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд стеклянного кувшина на темном фоне
Тема: Этюд драпировки со складками в трех плоскостях.
16

Изображение драпировки со складками в 3-х плоскостях (вертикаль, горизонталь). Передача
объема и цвето-тональные отношения. Декоративное решение с проработкой объема предмета.
Различные приемы акварели, многослойная акварель. Использование акварели, бумага формата
А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: зарисовки складок одежды.
Тема: Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме. Зачет.
Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного, живописнопластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом
освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование гуаши, бумаги формата А3.
(8 ч.). Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета. Задание на
просмотр.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
Тема: Натюрморт в светлой тональности. Зачет.
Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния»
натюрморта. Лепка формы цветом. Использование гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета. Задание на просмотр.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
Четвертый год обучения
I полугодие

Тема: Этюд из живых цветов, листьев, одного предмета быта
Этюд из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне.
Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического
решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Декоративное решение натюрморта с
проработкой объема предмета. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
Тема: Этюд драпировки со складками, с орнаментом.
Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка
формы цветом, передача материальности. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
Тема: Натюрморт с гипсовой розетой. Гризайль (монохром). Зачет.
Натюрморт из атрибутов художника с драпировкой со складками с введением гипса (с
предварительным эскизом). (Розета, чашка, фрукт, карандаши/кисти). Передача локальных
тональных отношений в натюрморте. Передача объёма предметов тоном. Декоративное решение
натюрморта с проработкой объема предмета. Передача световоздушной среды. Использование
гуаши, бумага формата А2. (8 ч.).
Самостоятельная
работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных
отечественных и зарубежных художников.
Тема: Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами, овощами. Зачёт.
Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение длительной
постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение
цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Декоративное
17

решение натюрморта с проработкой объема предмета. Использование гуаши, акварели (на
выбор), бумаги формата А2. (12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
II полугодие
Тема: Этюд фигуры человека в положении сидя.
Изображение человека «За рукоделием», «За чтением» и т.п. Развитие навыков и умений
рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи
нюансов цвета. Использование акварели, бумаги формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.
Тема: Натюрморт с чучелом птицы.
Нюансная гармония. Поиск интересного живописно-пластического решения. Многослойность.
Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета. Использование на выбор
акварели или гуаши, бумаги формата А2 с форматированием листа. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.
Тема: Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель). Зачет.
Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Гармония по общему
цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства.
Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета. Использование гуаши
либо акварели на выбор, бумаги формата А2. (10ч.).
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и
зарубежных художников с подобной композицией.
Тема: Тематический натюрморт из трех предметов быта разной материальности. Зачет.
Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме.
Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра
светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Декоративное решение натюрморта с
проработкой объема предмета. Использование на выбор гуаши или акварели, бумаги формата
А2. (10 ч.). Задание на просмотр.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
Пятый год обучения
I полугодие

Тема: Этюд «Дары осени». Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь
натюрморта с пространством интерьера. Декоративное решение натюрморта с проработкой
объема предмета. Использование акварели либо гуаши на выбор, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна.
Тема: Этюд стеклянного предмета быта на темном фоне.
Передача материальности стеклянного предмета, лепка формы цветом. Гармония по
насыщенности и светлоте. Использование гуаши, либо акварели. Декоративное решение
натюрморта с проработкой объема предмета. Формат А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд стеклянного предмета.
18

Тема:Этюд металлического предмета на контрастном фоне
Передача материальности металлического предмета, лепка формы цветом. Контрастный фон.
Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета. Использование гуаши,
либо акварели. Формат А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд металлического предмета.
Тема: Натюрморт из 2-3 предметов из стекла в темной цветовой гамме. Зачет.
Натюрморт с предметами из стекла в темной цветовой гамме (2 – 4 стеклянных предмета,
различные по цвету). Гармония
по
насыщенности
и
светлоте.
Самостоятельное
последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка
формы цветом. Декоративное решение натюрморта с проработкой объема предмета.
Использование гуаши, либо акварели. Выбор формата с учетом композиции. (10 ч.). Зачёт.
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.
Тема: Фрагмент интерьера класса. Зачет.
Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Поиск интересной композиции интерьера.
Передача пространства. Техника по выбору. Использование на выбор акварели или гуаши, выбор
формата с учетом композиции. (10 ч.). Зачёт.
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
II полугодие
Тема: Этюд фигуры человека.
Выявление характерных особенностей модели. Решение сложной пластической формы, четкие
тональные отношения. Использование акварели либо гуаши на выбор, бумага формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
Тема: Натюрморт с гипсовой маской.
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное построение цветовых и
тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое
построение цветовых пятен. Предметы: маска, драпировка, вазочка, фрукт. Использование на
выбор гуаши или акварели, бумаги формата А2. (8 ч.). Зачёт.
Самостоятельная работа: этюды 2 – 3 белых предметов на различном фоне.
Тема: Натюрморт из предметов сложной формы (самовар, скрипка).
Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, близких по цвету. Гармония
по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые нюансы.
Использование в работе ограниченной палитры цветов. Использование на выбор гуаши или
акварели, бумаги формата А2. (12 ч.). Зачёт.
Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.
Тема: Тематический натюрморт из предметов различной материальности. Экзаменационное
задание. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописнопластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Многослойная
живопись. Использование на выбор гуаши или акварели, бумаги формата А2. (14 ч.).
Самостоятельная работа: этюды предметов быта с различных точек.

19

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в
основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы
были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на
нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются
со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со
свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся
получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом,
начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых
отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки
построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии,
влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с
выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме
предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения,
передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой
гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером,

углубляются

знания

о

цветовой

гармонии,

тональности

и

колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и
продолжительно

вести

работу

над

постановкой.

Ставятся

основные

задачи

академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную
цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.

20

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускник ДХШ должен иметь достаточные знания и умения для выполнения
учебной работы, сориентированные на требования, предъявляемые к абитуриентам
средних специальных художественных заведений.
Учащиеся

должны

успешно,

творчески

осознано

решать

живописно-

композиционные задачи. В работе показывать освоение ремесленной стороны
искусства – смешение красок, добиваясь сложных цветов, тонких отношений; а также
активных, насыщенных цветов, и уметь их сочетать. Освоить сложности техники
акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности: заливку на крупных
предметах и на фоне, в том числе заливку с изменением тона, лессировку, приемы
вливания цвета в цвет, письмо по-сырому, а также работу мазком для лепки формы
предметов первого плана. Уметь пользоваться художественными материалами.
Учащийся должен уметь решать основные учебные задачи:
o закомпоновать изображение в формате;
o построить форму предметов в перспективе, передать их взаимные
пропорции;
o выявить большие тональные и цветовые отношения в натюрморте;
o передать цветом характер освещения постановки;
o вылепить форму предметов средствами светотени;
o передать пространственное расположение предметов в натюрморте.
Учащийся должен: решать форму, объем предметов в пространственной среде с
учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний; добиваться цельности и
единства

цветового

строя

в

работе,

колористического

решения;

свободно,

эмоционально передавать ощущение от натуры.

21

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной
работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления
оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
• зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого
просмотра по окончании каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы
(текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
1 год обучения
⎯

грамотно компоновать изображение в листе;

⎯

грамотно передавать локальный цвет;

⎯

грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;

⎯

грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

⎯

грамотно

передавать

материальность

простых

гладких

и

шершавых

поверхностей;
2 год обучения
⎯

грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

⎯

грамотно передавать оттенки локального цвета;

⎯

грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
22

⎯

грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

⎯

грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.
3 год обучения

⎯

грамотно компоновать сложные натюрморты;

⎯

грамотно строить цветовые гармонии;

⎯

грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;

⎯

грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;

⎯

грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения

⎯

грамотно компоновать объекты в интерьере;

⎯

грамотно строить цветовые гармонии;

⎯

грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;

⎯

грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;

⎯

грамотно

передавать

материальность

сложных

гладких

и

шершавых

поверхностей;
5 год обучения
⎯

передавать цельность и законченность в работе;

⎯

строить сложные цветовые гармонии;

⎯

грамотно передавать сложные светотеневые отношения;

⎯

грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;

⎯

грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей;

23

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует
рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании
с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами
цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда,
большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по
живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и
формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя:
⎯ посещение выставок;
⎯ поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
⎯ чтение дополнительной литературы;
⎯ выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
⎯ посильное копирование шедевров мирового искусства;
⎯ выполнение аудиторных заданий по памяти.

24

Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
-

демонстрационные:

муляжи,

чучела

птиц

и

животных,

гербарии,

мультимедийные

учебники,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-

электронные

образовательные

ресурсы:

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио
записи.

25

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акварель. Мастерство художника. / Пер. с фр. Жака Петивера.- Лозанна: IRL,
1995.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1984.
3. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: учебное пособие. – М.:
Владос, 2004.
4. Визер. В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном
искусстве. – СПб.: Питер, 2007.
5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1985.
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. – М.: АртРодник, 2002.
7. Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ,
1997.
9. Гармония цвета. / Ответств. за вып. Ю.Г. Хацкевич – Мн.: Харвест, 2004.
10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
11.Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. в немецкого; 3-е изд.; Предисловие
Л.Монаховой. – М.: Д. Аронов, 2004.
12.Миронова Л.Н. Цветоведение: Учеб. пособие для спец. 2229 «Интерьер и
оборудование»,

2230

«Пром.

искусство»,

2231

«Монумент.-декор.

Искусство». – Мн.: Выш. шк., 1984.
13.Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие. – М.: Изобразительное
искусство, 1995.
14. Панюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика.
– Ростов н/д: Феникс, 2007.
15.Сельчёнок К.В.Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест, 2007.
16.Советы мастеров. Сборник. / Сост. Зайцев А.С. – Ленинград: Художник
РСФСР, 1979.
26

17.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи.
– Обнинск: Титул, 1996.
18.Уилкокс М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который
действительно нужен/ Пер. с англ. А. Сидорова. – М.: Астрель, 2004.
19.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
20.Чидзиива Хидеяки. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых
комбинаций/ Пер. с англ. И.А. Бочкова. – М.: Астрель, 2003.
21.Школа изобразительного искусства (в 10 томах) / т. 6. – М.: Искусство, 1966.
– 204 с.: ил.
22.Щипанов А.С. Художнику-любителю. – М.: Советский художник, 1970
23.Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Платонова, В.Д.
Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с.: ил.
24.Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.
№2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». – М.: Просвещение,
1985.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».