Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
с нормативным сроком обучения 5 лет
(возраст поступающих 10-12 лет)
на 2022-2027 учебные годы
Нижний Тагил
2023 год
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Пояснительная записка……………………………………………………….4
II.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программа в области
декоративно
–
прикладного
искусства
«Декоративно
–
прикладное
творчество»…………………………………………………………………………………14
III.
Учебный план…………………………………………………………………21
IV.
Календарный учебный график……………………………………………….25
V.
Перечень
рабочих
программ
учебных
предметов
адаптированной
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программа в области
декоративно
–
прикладного
искусства
«Декоративно
–
прикладное
творчество»…………………………………………………………………………………27
VI.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного
искусства
«Декоративно
–
прикладное
творчество»…………………………………………………………………………………30
VII.
Программа творческой, методической и просветительской деятельности
МБУ ДО «ДХШ № 2»………………………………………………………………………35
VIII. Материально – технические условия реализации адаптированной
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программа в области
декоративно
–
прикладного
искусства
«Декоративно
–
прикладное
творчество»………………....................................................................................................41
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
адаптированная
предпрофессиональная
общеобразовательная
программа в области декоративно - прикладного искусства «Декоративно-прикладное
творчество» (далее – Программа «ДПТ») составлена в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября
1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Федеральных государственных требований (далее-ФГТ) к минимуму содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства,
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н “Об
утверждении
Порядка
разработки
и
реализации
индивидуальной
программы
реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации
или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм”, приказом Министерства
культуры Российской Федерации от 02.06.2021 года № 754 «Об утверждении Порядка
осуществления образовательной деятельности образовательными организациями
дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа
искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская
художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная
школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел»»,
приказом N 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а
также оказания им при этом необходимой помощи», приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н “Об утверждении Порядка разработки
и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида,
индивидуальной
программы реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида,
выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, и их форм”, постановлением Главного государственного санитарного врача
4
Российской Федерации от 10.07.2015г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, предназначена для работы с лицами, с ограниченными возможностями
здоровья. детьми-инвалидами.
Дети – инвалиды и дети с ОВЗ традиционно одна из наиболее уязвимых категорий
детей. Получение детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ образования является их
неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием
успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности.
Согласно ФЗ. РФ «Об образовании в Российской Федерации», эти дети обладают
дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и
специальные образовательные условия.
Обеспечение реализации прав детей-инвалидов на образование является одной из
важнейших задач ДХШ.
Роль системы образования для этой категории людей, как наиболее продуктивный
путь к социализации в обществе, существенно возрастает.
Образование решает задачи не только развития личности детей-инвалидов, но и
защиты их прав. Получение детьми данной категории полноценного образования
способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению
социального статуса, становлению гражданственности и способности активного
участия в общественной жизни и трудовой деятельности.
Полноценное
образование
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются
условия для расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного
пути.
5
Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения
и постановку жизненных целей. Непременным условием эффективности проводимых
мероприятий по улучшению жизни детей-инвалидов является комплексность
различных мероприятий.
Особенностями данной программы является инклюзивное образование, цель
которого, дать возможность наиболее полноценной социальной жизни детей с ОВЗ и
детей-инвалидов
на
основе
усвоения
обязательного
минимума
содержания
образовательной программы в обычных образовательных организациях вместе со
сверстниками. Обучающимся может быть предоставлена
как полная, так и
эпизодическая степень включенности в образовательный процесс, в данном случае для
них строится
индивидуальный образовательный маршрут
с периодическим
включением в общий образовательный процесс.
Основными
целями
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно – прикладного искусства
«декоративно – прикладное творчество» являются:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по выполнению
декоративных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Реализация
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно – прикладного искусства
«декоративно – прикладное творчество» направлена на решение следующих задач:
6
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок
и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в
области декоративно-прикладного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии
с
планировать
свою
деятельности,
программными
домашнюю
осуществлению
требованиями
работу,
учебной
информации,
приобретению
самостоятельного
навыков
контроля
за
умению
творческой
своей
учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Адаптированная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное
творчество» составлена для обеспечения преемственности данной программы с
основными адаптированными профессиональными образовательными программами
среднего профессионального и высшего профессионального образования в области
изобразительного
искусства,
а
также
сохранения
единства
образовательного
пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Срок
освоения
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
7
«Декоративно – прикладное творчество» для детей, поступивших в ДХШ в первый
класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
При
приеме
на
обучение
по
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» образовательное
учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить
наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности.
Срок
освоения
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» по индивидуальному плану может быть
увеличен с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии, а так же в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации сроком на 1 год.
Порядок приема учащихся для обучения по адаптированной дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество»» утвержден приказом
Министерства культуры РФ 14.08.2013 №1145.
Для
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет ДХШ разработаны
на основе проектов примерных программ (Москва 2012 г.) и с учетом ФГТ к минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области декоративноприкладного искусства программы учебных предметов (УП) следующих предметных
областей (ПО):
ПО.01. Художественное творчество:
УП.01. Рисунок,
УП.02. Живопись,
УП.03. Композиция прикладная;
8
УП.04. Работа в материале;
ПО.02. История искусств:
УП.01. Беседы об искусстве,
УП.02. История народной культуры и изобразительного искусства;
ПО.03. Пленэрные занятия:
УП.01. Пленэр.
Учебные предметы вариативной части:
ВО.01. Рисунок;
ВО.02. Живопись;
ВО.03. Беседы об искусстве;
ВО.04. История народной культуры и изобразительного искусства.
При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел
индивидуальных занятий учтены индивидуальные психофизические особенности детей
с ОВЗ и детей-инвалидовисторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области декоративно - прикладного искусства.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями,
конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Требования
к
условиям
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» представляют собой
систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы с целью достижения
планируемых результатов освоения данной программы.
9
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости,
привлекательности
для
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности. Школа создает комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- организация образовательного пространства;
- организация временного режима образовательной деятельности, что дает
возможность особенным детям участие в специальных занятиях и мероприятиях в среде
детско-взрослых сообществ, направленные на социализацию ребенка, реализацию его
особых образовательных потребностей;
- организация рабочего места детей с ОВЗ и детей-инвалидов учитывает
индивидуальные особенности ребенка;
- выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного
искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно
с другими детскими художественными школами, школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, Учреждение среднего профессионального и высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные
образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
-
эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
при
поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
-
построения
содержания
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
10
прикладного
искусства
«Декоративно
–
прикладное
творчество»
с
учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей.
- эффективного управления образовательного учреждения.
Реализация
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» обеспечена доступом обучающегося к
библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по
полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной
работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд школы укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными
хрестоматийными
адаптированной
изданиями
в
дополнительной
объеме,
соответствующем
предпрофессиональной
требованиям
общеобразовательной
программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное
творчество».
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на
каждые 100 обучающихся.
Реализация
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» обеспечена педагогическими работниками,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, а также прошедших
подготовку по работе с обучающимися из числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых
32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций
и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть
11
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а
также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
Педагогические работники ДХШ проходят не реже чем один раз в три года
профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Педагогические работники ДХШ осуществляют творческую и методическую
работу.
Учреждение создает условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы в области декоративноприкладного и изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации
программы «ДПТ», использования передовых педагогических технологий.
При
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет продолжительность
учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы
составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель.
При
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет летние каникулы
устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый классы – 12
недель.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного
общего образования.
ДХШ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной
недели в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года (кроме 5
12
класса). Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в
год.
Материально-техническая база ДХШ, согласно ФГТ, соответствует санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
ДХШ
соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта
учебных помещений.
Для
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» минимально необходимый перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
включает в себя: выставочный зал, библиотеку, помещения для работы со
специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку), мастерские,
учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
ДХШ имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства»,
оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
13
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ
Результатом освоения адаптированной дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» является приобретение обучающимися
знаний, умений и навыков по следующим предметным областям (далее-ПО):
ПО.01. «Художественное творчество»;
ПО.02. «История искусств»;
ПО.03. «Пленэрные занятия»;
ВО. «Вариативная часть»
1.4.Используемые сокращения:
ОП - образовательная программа;
ОУ - образовательное учреждение;
УП - учебный предмет;
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят
из учебных предметов.
Реализация
минимума
содержания
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» обеспечивает
формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций
учащихся.
В результате освоения программы происходит целостное художественноэстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и приобретение ею в
процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков (профессиональные компетенции).
Планируемым
результатом
освоения
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» является качественное
и прочное приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях обязательной части:
в области художественного творчества:
14
- знания основных видов народного художественного творчества;
- знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
- умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
- навыков копирования лучших образцов различных художественных
ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи
их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе
произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественнотворческой деятельности.
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
15
- умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах
«рисунок», «живопись», «композиция»;
3.4.
Результаты
освоения
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
3.4.1. Основы изобразительной грамоты и рисование:
−
знание различных видов изобразительного искусства;
−
знание основных жанров изобразительного искусства;
−
знание основ цветоведения;
−
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
−
знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта,
ритма,
пластического
контраста,
соразмерности,
центричности-
децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
−
умение работать с различными материалами;
−
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках;
−
навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения;
−
навыки передачи формы, характера предмета;
−
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
−
наличие образного мышления, образной памяти, эстетического отношения
к действительности.
3.4.2. Прикладное творчество:
−
знание основных понятий и терминологии в области декоративно-
прикладного искусства и художественных промыслов;
−
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
−
умение работать с различными материалами;
16
−
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования;
−
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
−
навыки заполнения объемной формы узором;
−
навыки ритмического заполнения поверхности;
−
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
−
изображения.
3.4.3. Лепка:
−
знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
−
знание особенностей работы с пластическими материалами;
−
умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции,
форму;
−
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
−
умение создавать работы с натуры и по памяти;
−
умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
−
навыки конструктивного и пластического способов лепки.
3.4.4. Рисунок:
−
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
−
знание законов перспективы;
−
умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
−
умение моделировать форму предметов тоном;
−
умение последовательно вести длительную постановку;
−
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
−
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
−
навыки владения линией, штрихом, пятном;
−
навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
17
−
навыки передачи фактуры и материала предмета;
−
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
3.4.5. Живопись:
−
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
−
знание разнообразных техник живописи;
−
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
−
умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
−
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
−
навыки использования основных техник и материалов;
−
навыки последовательного ведения живописной работы.
3.4.6. Композиция прикладная:
−
знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
−
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
−
умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете,
контрасте) в композиционных работах;
−
умение находить художественные средства, соответствующие
композиционному замыслу;
−
умение находить живописно-пластические решения для каждой
творческой задачи;
−
навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
3.4.7. Работа в материале:
−
знание физических и химических свойств материалов, применяемых при
выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;
18
−
умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
−
навыки копирования лучших образцов различных художественных
ремесел;
−
навыки работы в различных техниках и материалах.
3.4.8. Беседы об искусстве:
−
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере
искусства;
−
знание особенностей языка различных видов искусства;
−
первичные навыки анализа произведения искусства;
−
навыки восприятия художественного образа.
3.4.9. История народной культуры и изобразительного искусства:
−
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
−
знание основных видов народного художественного творчества, его
особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;
−
знание основных понятий изобразительного искусства;
−
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
−
знание основных центров народных художественных промыслов;
−
умение определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
−
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
−
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами
искусств;
−
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
3.4.10. Пленэр:
19
−
знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
−
знание способов передачи большого пространства, движущейся и
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
−
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
−
умение применять сформированные навыки по учебным предметам:
рисунок, живопись, композиция;
−
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
−
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
−
навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым
эскизом с подробной проработкой деталей.
20
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Адаптированная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное
творчество» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии
со сроками обучения, обозначенными в ФГТ.
При
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2108,5 часа, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Художественное творчество:
УП.01. Рисунок – 396 час,
УП.02.Живопись – 396 часов,
УП.03. Композиция прикладная – 165 часа;
УП. 04. Работа в материале – 792 часа
ПО.02. История искусств:
УП.01. Беседы об искусстве – 49,5 часа,
УП.02. История народной культуры и изобразительного искусства – 198 часов;
ПО.03. Пленэрные занятия:
УП.01. Пленэр – 112 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки
обучающихся,
определяемой
содержанием
обязательной
части,
получения
обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части:
ВО.01. Беседы об искусстве – 0,5 часа;
ВО.02. История народной культуры и изобразительного искусства –2 часа;
ВО.03. Графическая композиция - 99;
Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДХШ на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от
объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия.
21
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу
обучающихся.
Объем
времени
на
внеаудиторную
(самостоятельную)
работу
обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности. Максимальный объем
времени, предусмотренный для внеаудиторной (самостоятельной) работы, не должен
превышать 10 часов в неделю.
Учебные предметы вариативной части выбраны в соответствии с предложенным
примерным
учебным
планом
по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество» (сборник материалов для ДШИ «О реализации
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области
искусств» Авт.-сост. А.О. Аракелова. -Москва: Минкультуры России, 2012.Ч.1.-118 с.))
Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26
часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного
плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного
учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и
экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских
мероприятиях Учреждения, района, края).
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам,
зачетам,
экзаменам,
просмотрам,
творческим
конкурсам
и
другим
мероприятиям по усмотрению ДХШ. Консультации могут проводиться рассредоточено
или в счет резерва учебного времени в объеме 100 часов при реализации ОП со сроком
обучения 5 лет. Резерв учебного времени устанавливается ДХШ из расчета одной
недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и
22
после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Реализация
минимума
содержания
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» предусматривает
проведение учебных занятий в различных формах и форматах образовательной
деятельности.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме групповых и мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до
10 человек).
ДХШ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной
недели в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего
объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой
натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного
учебным планом на аудиторные занятия.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие
к
освоению
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество» со второго по четвёртый классы включительно,
имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану. В
выпускной
класс
(пятый)
поступление
обучающихся
не
предусмотрено.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются ДХШ для каждого учащегося,
приступившего к освоению адаптированной дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» со второго по четвёртый классы
включительно, с учетом индивидуальных возможностей поступающего.
Освоение
обучающимися
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
23
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество», разработанной на
основании
аттестацией
Федеральных
государственных
обучающихся,
проводимой
требований,
ДХШ.
завершается
Выполнение
итоговой
Федеральных
государственных требований по дополнительной предпрофессиональной программе в
области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
является основой для оценки качества образования.
Учебный план по адаптированной дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» (Приложение №1).
24
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график ДХШ определяет его организацию и отражает:
срок
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество», бюджет времени образовательного процесса
(в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, сводные данные
по бюджету времени.
При
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 5 лет
продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по
пятый классы – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый
классы составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель.
При
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» продолжительность учебных занятий, равная
одному академическому часу, определяется Уставом ДХШ и составляет 40 минут.
Реализация
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программа в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам,
зачетам,
экзаменам,
просмотрам,
творческим
конкурсам
и
другим
мероприятиям по усмотрению ДХШ. Консультации могут проводится рассредоточено
в течении учебного года или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени
устанавливается ДХШ из расчета одной недели в учебном году. В случае если
25
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать после окончания промежуточной
(экзаменационной) аттестации с целью обеспечения самостоятельной работы
обучающихся на период летних каникул.
Календарный
учебный
график
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» (Приложение № 2)
26
V. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Все
программы
учебных
предметов
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» разработаны в
соответствии
с
учебным
планом
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» с нормативным сроком
обучения 5 лет.
Программы УП выполняют следующие функции:
- нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
-
процессуально-
содержательную,
определяющую
логическую
последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и
методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляют уровень усвоения элементов содержания,
устанавливают принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний,
умений и навыков.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат
титульный лист; пояснительную записку, содержащую характеристику учебного
предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного
предмета,
объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием
максимальной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу)
обучающихся и аудиторные занятия, формы проведения учебных аудиторных занятий
(групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета,
методы обучения, описание материально- технических условий реализации учебного
предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; содержание учебного
предмета; учебно – тематический план (для теоретических и исторических предметов
27
(беседы об искусстве, история изобразительного искусства)); требования к уровню
подготовки обучающихся; формы и методы контроля, систему оценок; методическое
обеспечение учебного процесса, в том
числе перечень литературы, а также, при
необходимости, перечень средств обучения; список литературы и средств обучения,
необходимый для реализации программы учебного предмета.
В
программах
учебных
предметов
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» отражено обоснование
объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Шифр
Наименование
учебного
учебного
предмета
предмета
Ссылка на страницу сайта ОО, где размещена копия
программы УП
ПО.01. «Художественное творчество»
ПО.01.УП.01
«Рисунок»
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
ПО.01.УП.02
«Живопись»
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
ПО.01.УП.03
«Композиция
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
прикладная»
ПО.01.УП.04
«Работа в
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
материале»
ПО.02. «История искусств»
ПО.02.УП.01
«Беседы
об https://art2.uralschool.ru/sveden/education
искусстве»
ПО.02.УП.02
«История
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
народной
культуры и
изобразительного
искусства»
ПО.03. «Пленер»
ПО.03.УП.01
«Пленер»
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
28
В.01
«Беседы об
HTTPS://ART2.URALSCHOOL.RU/SVEDEN/EDUCATION
искусстве»
В.02
«История
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
изобразительного
искусства»
В.03
«Графическая
https://art2.uralschool.ru/sveden/education
композиция»
29
VI. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Система
качества
реализации
адаптированной
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» включает в себя
текущий
контроль
успеваемости,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию
обучающихся, предусмотренные локальным актом ДХШ.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время
домашней работы;
- темпы продвижения.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут быть использованы
контрольные работы, устные опросы (как индивидуальные, так и фронтальные),
письменные работы, тестирование, викторины, просмотры, творческие формы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация оценивает
результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного
года.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде просмотров
творческих работ, выставок, письменных работ и тестов, викторин и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
30
завершающих
полугодие
учебных
занятиях
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об
окончании ДХШ.
Содержание
промежуточной
аттестации
и
условия
ее
проведения
разрабатываются ДХШ самостоятельно на основании федеральных государственных
требований. ДХШ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся
создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные
работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Фонды оценочных средств (далее - ФОС) разрабатываются и утверждаются
ДХШ самостоятельно. ФОС должны соотноситься с содержанием программы учебного
предмета, в которой отражаются более подробно. Фонды оценочных средств должны
быть полными и адекватными отображениями федеральных государственных
требований, соответствовать целям и задачам адаптированной дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» и её учебному плану.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области декоративноприкладного искусства.
Порядок выставления оценок:
Текущая отметка выставляется в классный журнал.
По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые
отметки, которые заносятся в общешкольную ведомость по классам. Оценки
выставляются по каждому предмету.
31
В ДХШ разработаны критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации в
соответствии с настоящими ФГТ. Критерии оценок отражаются в образовательной
программе на учебный предмет.
Критерии оценки качества подготовки обучающихся позволяют:
- определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного
учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при
выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложенного ответа;
- оценить уровень приобретенных знаний, умений и навыков в т.ч. творческих, в
процессе освоения/ по завершению освоения адаптированной дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программа в области декоративно –
прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество».
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому
обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определены на
основе
ФГТ
к
минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
декоративно-прикладного искусства и локальным актом ДХШ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по предметам:
1) Работа в материале;
2) История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Временной
интервал
между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Порядок и форма проведения итоговой аттестации обучающихся регулируется
локальным актом ДХШ в соответствии с
Приказом Министерства культуры РФ
32
09.02.2012г. №86 г. Москва «Об утверждении Положения о порядке и формах
проведения
итоговой
аттестации
обучающихся,
освоивших
дополнительные
предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств».
Итоговая
аттестация
учащихся
дополнительной
предпрофессиональной
программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное
творчество» представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками
программы в соответствии с федеральными государственными требованиями,
установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанной
образовательной программы, а также срокам её реализации.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
−
знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств,
основных художественных школ;
−
знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-
прикладного и изобразительного искусства;
−
знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
−
достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с
использованием их изобразительно-выразительных возможностей;
−
навыки исполнения работы по композиции;
−
наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного
искусства.
Требования к выпускным экзаменам определяются ДХШ самостоятельно. ДХШ
разрабатывает критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими
ФГТ. Критерии оценок отражаются в рабочей программе на учебный предмет.
Оценка «отлично» ставится при демонстрировании на высоком уровне
приобретенных знаний, умений и навыков по учебному предмету.
Оценка
«хорошо»
выставляется
при
хорошем,
достаточном
уровне
демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков по учебному предмету.
33
Оценка
«удовлетворительно»
ставится
при
слабом,
но
достаточно
удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков по
учебному предмету.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся отказывается отвечать
на вопросы, или дает неудовлетворительный ответ, показывающий незнание материала,
демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний, умений и навыков по
учебному предмету.
34
VII. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ ДО «ДХШ№ 2»
Программа
творческой,
методической
и
просветительской
деятельности
разрабатывается ДХШ на каждый учебный год самостоятельно и является неотъемлемой
частью адаптированной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное
творчество»
Целями творческой и просветительской деятельности ДХШ является развитие
творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям
отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди
различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям родного края.
Задачи программы:
- выявить и развить одаренных детей в области искусства;
- организовать творческую деятельность обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер- классов, олимпиад и т.д.);
- организовать посещение обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев и др.);
- организовать творческую, просветительскую деятельность совместно с другими
детскими школами искусств, ОУ среднего и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные программы в области искусства.
Творческая, методическая и просветительская деятельность обучающихся и
преподавателей ДХШ осуществляется в счет времени, отведенного на внеаудиторную
работу обучающихся.
Организация
творческой
деятельности
обучающихся
по
адаптированной
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программа в области
декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество»
35
осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий.
Программа творческой деятельности учащихся включает в себя: участие в конкурсах,
выставках. фестивалях различного уровня (школьного, городского, областного,
всероссийского и международного).
Содержание творческой и просветительской деятельности направлено на:
- развитие мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим и культурным ценностям;
- совершенствование изобразительного мастерства обучающимися, посредством
участия в конкурсно- выставочных мероприятиях;
- профилактику асоциального поведения;
- взаимодействие преподавателей с семьями обучающихся.
Основные направления творческой, методической и просветительской
деятельности:
- Общешкольные, городские, областные, международные мероприятия: участие в
выставках, фестивалях, мастер – классах, творческих проектах, выставках, конкурсах и
т.д.
- Праздничные мероприятия: участие в тематических выставках, конкурсах;
- Тематические недели: викторины, открытые уроки, проектная деятельность;
- Работа с родителями: просветительская работа среди родителей по вопросам
художественного-эстетического образования и воспитания детей в форме родительских
собраний, тематических бесед, встреч с интересными людьми, конкурсно- выставочные
мероприятия ДХШ.
- Информационная работа: публикации в средствах массовой информации, на
сайте ДХШ, оформление кабинетных и школьных стендов с фотографиями и итогами
36
проведенных мероприятий; работа по повышению статуса и имиджа образовательного
учреждения; социальное партнерство.
Программа методической деятельности ДХШ направлена на непрерывность
профессионального развития педагогических работников. В рамках методической
программы работники ДХШ в пределах имеющихся финансовых возможностей
осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не
реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности.
Ожидаемый
результат
повышения
квалификации
—
профессиональная
готовность преподавателей к реализации образовательного процесса в соответствии с
ФГТ:
−
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему
ценностей современного образования;
−
освоение
новой
системы
предпрофессиональной
освоения
и
условиям
требований
к
общеобразовательной
реализации,
а
структуре
программы,
также
системы
дополнительной
результатам
оценки
её
итогов
образовательной деятельности обучающихся;
−
овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами.
Педагогические работники ДХШ осуществляют творческую и методическую работу:
разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках
образовательной программы в области соответствующей области искусств, а также
учебно-методическое
обеспечение;
используют
в
образовательном
процессе
образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного
образования в области искусств, а также современном уровне его развития.
С целью организации методической работы в ДХШ проводятся следующие
мероприятия:
-
консультации, помощь преподавателям при подготовке к аттестации;
-
организация и проведение внутришкольных, городских и кустовых конкурсов;
37
-
выступления преподавателей с докладами на заседаниях методических секций;
-
участие преподавателей в проведении мастер-классов, семинаров, «открытых»
уроков, внеурочных занятий и мероприятий.
Подведение
итогов
осуществляться
в
педагогического
и
и
разных
обсуждение
формах:
методического
результатов
совещания
советов,
при
решения
мероприятий
директоре,
могут
заседания
педагогического
совета,
презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Для
успешной
обучения,
образовательной
преподавателями
деятельности,
ежегодно
создается
обеспечивающей
разнообразная
качество
методическая
продукция – это методические разработки, методические пособия, дидактический
материал. В школе создан большой фонд иллюстрационного материала, фонд
предметов декоративно-прикладного искусства, фонд произведений художников –
членов Союза художников РФ.
Задачи в области просветительской деятельности соотносятся со следующими
видами профессиональной деятельности:
- педагогическая,
- учебно-исследовательская.
Основные направления просветительской работы ДХШ:
-
организация и проведение городских конкурсов детского художественного
творчества;
-
участие в праздничных мероприятиях города Нижнего Тагила;
-
работа преподавателей ДХШ в составе жюри конкурсов и фестивалей
различного значения;
-
организация
посещения
обучающимися
учреждений
культуры
и
организаций (выставочных залов, музеев, и др.);
-
организация просветительских мероприятий совместно с другими детскими
школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными
учреждениями
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
38
образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы
в области изобразительного искусства;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
-
организация работы по обобщению и ретрансляции педагогического опыта
на различных семинарах, участие преподавателей в просветительских мероприятиях
различного
уровня
(конференции,
мастер-классы,
конкурсы
педагогического
мастерства);
Формы культурно-просветительской деятельности:
Для обучающихся:
-
выставки,
-
выставки-конкурсы,
-
конкурсы,
-
фестивали,
-
олимпиады,
-
мастер-классы,
-
творческие встречи с художниками,
-
посещение выставочных залов, музеев,
-
участие в выездных пленэрах.
Для преподавателей:
-
сотрудничество с другими ДХШ и ДШИ, а также с ССУЗами и ВУЗами,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства,
-
ретрансляция педагогического опыта на различных семинарах,
-
участие
педагогов
в
конференциях,
мастер-классах,
конкурсах
педагогического мастерства,
-
участие преподавателей в конкурсах, выставках и фестивалях различного
масштаба.
39
Ожидаемые результаты:
-
высокое
качество
образования,
его
доступность,
открытость,
привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества;
-
комфортная
возможность
развивающая
образовательная
духовно-нравственного
развития,
среда,
эстетического
обеспечивающая
воспитания
и
художественного становления личности.
-
выявление и развитие одарённых детей в области изобразительного
искусства;
-
эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
-
выработка
у
обучающихся
личностных
качеств,
способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков
творческой
деятельности,
умению
планировать
свою
домашнюю
работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению
давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию
причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата;
- высокий уровень педагогического мастерства преподавателей.
40
VIII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Описание материально-технических условий реализации программы:
- в МБУ ДО «ДХШ № 2» обеспечено соблюдение санитарно-гигиенических норм
образовательного (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушнотепловому режиму и т. д.);
- санитарно-гигиеническая обработка помещений проводится ежедневно с
использованием моющих и дезинфицирующих средств. Все учебные кабинеты
оснащены рециркуляторами, разрешенными к использованию в присутствии людей.
В школе соблюдается питьевой режим с использованием питьевых кулеров,
расположенных на обоих этажах здания. Санитарная обработка которых производится
согласно СанПин один раз в квартал.
В
школе
имеются
кабинеты для
реализации
дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
В кабинетах «Изобразительное искусство» проводятся уроки по учебным
предметам «Рисунок» и «Живопись», «Композиция станковая» которые оборудованы
мольбертами напольными Лира Гамма, партами ученическими: одноместными,
двухместными и регулируемыми, ноутбуком, которые приобретены в 2023 году в
рамках национального проекта «Культура», мольбертами-хлопушками, стульями,
стеллажами. Также в кабинете имеется магнитная и классная доска для демонстрации
наглядных пособий.
Кабинеты для реализации учебного предмета «Скульптура» оснащены партами
ученическими: одноместными, двухместными и регулируемыми, ноутбуком которые
приобретены в 2023 году в рамках национального проекта «Культура», стульями,
рабочим столом преподавателя, стеллажами. Также в кабинете имеется магнитная и
классная доска для демонстрации наглядных пособий.
41
Кабинет предметной области «История искусств» оснащен вновь приобретенным
мультимедийным оборудованием в рамках национального проекта «Культура»:
интерактивная доска, ноутбук. Кабинет укомплектован партами ученическими,
стульями, стеллажами, доской магнитной и классной для демонстрации наглядных
пособий, учебной и методической литературой, репродукциями известных художников.
Образовательная
деятельность
обучающихся
по
дополнительной
предпрофессиональной программе в области декоративно – прикладного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» осуществляется посредством педагогических
работников Школы.
В школе богатый Натюрмортный фонд с учебными гипсами, предметами быта,
чучелами птиц и животных.
В
школе
имеются
различные
наглядные
пособия:
геометрическими
фигурами, каркасными фигурами, посудой, муляжами овощей, фруктов и грибов
В Методическом фонде школы собраны лучшие учебные и творческие работы
учащихся.
Под выставочные экспозиции в школе выделены стены коридоров 1 и 2 этажей, а
также выставочный зал, оборудованные профессиональной системой развески, на
втором этаже имеются витрины для демонстрации керамики, скульптуры и
декоративно-прикладного искусства, в актовом зале школы также работает сменная
выставочная экспозиция.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической литературой по изобразительному и декоративно-прикладному
искусству, художественными альбомами.
Школа оборудована Интерактивными панелями, ноутбуками, лицензионным и
программным обеспечением. Дидактический материал подбирается преподавателем на
основе существующих методических пособий и учебников, а также разрабатывается
преподавателем самостоятельно.
42
43