Живопись

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01.УП.02
"ЖИВОПИСЬ"
дополнительной общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства.
с нормативным сроком обучения 3 года

Нижний Тагил
2024
1

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 11
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..21
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...23

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с
учетом рекомендаций Министерства культуры РФ по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ)
Данная программа входит в учебный план общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства для учащихся в возрасте 1012 лет.
Учебный предмет "Живопись" направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получению ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере
овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в
данном процессе отведена овладению знаниями теории живописи, основам
цветоведения и основным законам и принципам построения композиции.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем
(натюрморт, пейзаж, портрет, интерьер, сюжетная композиция) Содержание
тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии.
Содержание учебного предмета «Живопись» тесно связано с
содержанием учебного предмета "Графика". В каждом из данных предметов
поставлены общие исполнительские задачи. В заданиях по графике
обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от
пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного
решения листа, правильного построения предметов, выявления объема
цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета.
Учебный предмет «Живопись» при 3-летнем сроке обучения
реализуется 3 года – с 1 по 3 класс.
При реализации программы «Живопись» с 3 летним сроком обучения
рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
1-3 класс - 2 часа в неделю(68 часов в год);
самостоятельная работа: 1-3 класс -1 час в неделю ( 34 часа в год);
III. Цель и задачи учебного предмета.
Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им
в процессе освоения программы учебного предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
II.

4

Задачи учебного предмета:
- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных
работ, в том числе:
• знаний свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
• знаний разнообразных техник живописи;
• знаний художественных и эстетических свойств цвета,
основных закономерностей создания цветового строя;
• умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
• умений изображать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека в соответствии с законами и правилами
композиции;
• навыков в использовании основных техник и материалов;
• навыков последовательного ведения живописной работы;
• обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными
материалами: этюдами, набросками, эскизами;
• стремление к единству задач, индивидуальности решений.
IV. Форма проведения учебных занятий.
Занятия по предмету «Живопись» рекомендуется осуществлять в
форме
групповых
занятий
(от
11человек).
Рекомендуемая
продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий на предметных консультациях по
живописи позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные, где на
самостоятельную работу отводится не более 10 часов в неделю.
В конце каждого полугодия проводится просмотр учащихся, где
оценивается работа учащихся и педагога.
V. Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются рекомендации
Министерства культуры РФ по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств
(21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ)
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
5

• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
VI. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными
при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный
фонд
укомплектовывается
печатными
и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературой по изобразительному искусству, истории
мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными
столами, мольбертами, компьютером, доской, предметами натурного фонда.

VII.

6

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

самостоятельно
й работы
Аудиторное
задание

Наименование темы

Вид учебного
занятия

№

Максимальная
учебная
нагрузка
для
Задание

Первый год обучения

I полугодие
1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Беседа
о
живописи.
Акварельные
краски,
их
свойства. Основные цвета.
Знакомство с приёмами работы
акварелью. Заливки.
Знакомство с приёмами работы
акварелью. Лессировки.
Знакомство с приёмами работы
акварелью.
Мазковая
живопись.
Знакомство с приёмами работы
акварелью в технике "посырому"
Овощи и фрукты. Поиск
локального цвета предмета и
его цветовых оттенков.
Характеристики цвета. Тёплые
цвета.
Живописная
композиция.
Характеристики
цвета.
Холодные цвета. Живописная
композиция. Зачёт.
Декоративный
натюрморт.
Плоскостное
решение.
Использование
различных
приёмов работы акварелью .
Зачёт.
Силуэтные наброски кистью
фигур людей и животных.

урок

2

-

2

урок

4

2

2

урок

4

2

2

урок

4

2

2

урок

6

2

4

урок

6

2

4

урок

8

2

6

урок

10

2

8

урок

4

2

2

48

16

32

Итого:
7

II полугодие
1.

2.

3.

4.

5.

Гуашь. Знакомство с техникой
работы
гуашью.
Основы
цветоведения. Цветовой круг.
Тональная шкала.
Светлотная
характеристика
цвета (цвет с добавлением
белил).
Изменение
цвета
по
насыщенности
(цвет
с
добавлением серого, чёрного).
Цветовой
контраст.
Геометрический орнамент в
квадрате. Зачёт.
Цвет
в
композиции.
Ограниченная
цветовая
палитра.
Живописная
композиция.
Сказочный
пейзаж. Зачёт.

урок

8

2

6

урок

8

4

4

урок

8

4

4

урок

10

4

6

урок

20

4

16

Итого:

54

18

36

Итого общее:

102

34

68

Задание для
самостоятельной
работы
Аудиторное
задание

Наименование темы

Вид учебного
занятия

№

Максимальная
учебная нагрузка

Второй год обучения

I полугодие
1.

2.
3.
4.

Этюды
осенних
листьев.
Отработка приёмов работы
акварелью.
Этюд букета.

урок

4

2

2

урок

8

2

6

Натюрморт. Тёмный предмет
быта на светлом фоне.
Натюрморт. Светлый предмет
быта на тёмном фоне. Влияние
среды на предметы. Зачёт.

урок

8

2

6

урок

10

4

6

8

5.

Этюд мягкой игрушки.

урок

6

2

4

6.

Этюд меховой шапки. Передача
фактуры.
Этюд чучела птицы. Зачёт.

урок

6

2

4

урок

6

2

4

Итого:

48

16

32

урок

12

4

8

урок

12

4

8

урок

10

4

6

урок

20

6

14

54

18

36

102

34

68

7.

II полугодие
Натюрморт.
Ахроматическая
композиция.
Силуэтное
решение. Контраст и нюанс по
тону. Гуашь.
2. Монохромная
композиция.
Передача
трёхпланового
пространства
тональными
средствами. Пейзаж.
3. Копия портрета. Пропорции
головы.
4. Портрет.
Живописная
композиция. Зачёт.
Итого:
1.

Итого общее:

Наименование темы

Максимальная
учебная
нагрузка
Задание для
самостоятельно
й работы
Аудиторное
задание

№

Вид учебного
занятия

Третий год обучения

I полугодие
1.

2.

3.
4.

Натюрморт из двух и более
овощей
и
фруктов
на
нейтральном фоне.
Выполнение копии несложного
натюрморта
со
стеклянным
предметом.
Стеклянный
предмет
быта.
Передача материальности.
Натюрморт
с
крупным
предметом быта (комнатное
9

урок

6

2

4

урок

8

4

4

урок

10

4

6

урок

12

4

8

5.

растение).
Контрастные
цветовые отношения. Отработка
навыков работы акварелью.
Тематический
натюрморт,
включающий элемент интерьера
(окно, стул) Зачёт.

урок

14

4

10

Итого:

50

18

32

Творческий натюрморт. Приёмы урок
и
способы
стилизации,
деформации
.
Гуашь.
Декоративное решение.
Создание
творческой урок
однофигурной
или
двухфигурной композиции в
интерьере, экстерьере. Зачёт.
Итого:

24

8

16

28

8

20

52

16

36

Итого общее:

102

34

68

Итого за 3 года:

306

102

204

II полугодие
1.

2.

10

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Живопись" построено с учётом
возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их
пространственного мышления; включает теоретическую и практическую
части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории
живописи и композиции, а практическая часть основана на применении
теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Весь курс живописи включает в себя 32 задания. Задания носят ярко
выраженную связь со станковой композицией и разделены на два блока: 1
полугодие - освоение акварельной живописи, 2 полугодие - освоение
живописи гуашью.
Задания 1 класса знакомят учащихся со свойствами живописных
материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, знакомят с
основами цветоведения и их применением в практической работе.
Во втором классе учащиеся постигают способы передачи объема
предметов цветом и передачи пространственной среды, продолжают
знакомство с различными приёмами работы живописными материалами,
способами изображения. Происходит знакомство с различными фактурами.
В третьем классе программа по живописи предлагает новые знания
о цвете, влияние среды и освещения, углубляет понятия о способах передачи
пространства и объёма посредством живописи при помощи тона и цвета.
Задания носят более длительный характер.
На протяжении всего курса живописи учащиеся получают
домашние задания, аналогичные аудиторным заданиям и постановкам.
1 год обучения 1 полугодие
1. Тема: Беседа о живописи. Акварельные краски, их свойства. Основные
цвета. Знакомство с приёмами работы акварелью. Заливки. Растяжка
одной краски (от тёмного к светлому, от насыщенного до
малонасыщенного).
Цель: Умение анализировать изменения насыщенности цвета.
Задачи: Умение правильно держать кисть. Накладывать краску
движением кисти по горизонтали.
2. Тема: Знакомство с приёмами работы акварелью. Лессировка.
Цель: Отработка техники лессировки
Задачи: Получение составных цветов способом наложения одного цвета
на другой. Анализ изменения цвета по тону. Сохранение прозрачности
письма.
3. Тема: Знакомство с приёмами работы акварелью. Мазковая живопись.
Любой предмет состоит из отдельных площадочек, различно
повёрнутых к свету. Каждая такая площадочка - есть мазок.
11

Цель: Использование приёма мазковой живописи.
Задачи: Смешивание цветов на палитре и получение нужного цвета.
Закрепление понятий «основной и составной цвет".
Домашнее задание: Поделив лист по горизонтали (небо-земля, землявода, ночь-день, зима-лето, добро-зло), верхнюю часть заполнить
множеством оттенков холодных цветов, нижнюю – тёплых.
4. Тема: Знакомство с приёмами работы акварелью в технике
«по-сырому».
Цель: Использование приёмов работы по влажной бумаге. Умение
последовательно вести работу.
Задачи: Технология смачивания бумаги. Нанесение цвета от более
светлого к тёмному. Регулирование необходимого количества воды и
краски на кисти.
5. Тема: Овощи и фрукты. Поиск локального цвета предмета и его
цветовых оттенков.
Цель: Развить представление о локальном цвете, его оттенках. Лепка
формы цветом.
Задачи: Передать характерную форму овощей, фруктов. Выявить их
локальный цвет. Правильное распределение цвета на свет и тень
предметов. Решение собственных и падающих теней. Рефлексы. Поиск
цветовых оттенков.
6. Тема: Характеристики цвета. Тёплые цвета. Живописная композиция.
Цель: Знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний.
Эмоциональная характеристика цвета.
Задачи: Выбор формата в зависимости от замысла. Равновесие
основных элементов композиции в листе. Приобретение навыка
смешивания цветов. Поиск множества тёплых цветовых оттенков.
Домашнее задание: Этюд по воображению «Осень».
7.Тема: Характеристики цвета. Холодные цвета. Живописная композиция.
Зачёт.
Цель: Знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний.
Эмоциональная характеристика цвета.
Задачи: Выбор формата в зависимости от замысла. Равновесие
основных элементов композиции в листе. Приобретение навыка
смешивания цветов. Поиск множество холодных цветовых оттенков.
Домашнее задание: Этюд по воображению «Зима»
8. Тема: Декоративный натюрморт. Плоскостное решение. Использование
различных приёмов и техник работы акварелью. Зачёт.
Цель: Закрепление основных приёмов: лессировка, заливка.
12

Задачи: Знакомство с жанром «натюрморт». Знакомство с форматом,
как с рабочей плоскостью художника. Использование разного
положения листа. Соразмерная компоновка предметов в формате.
Изучение приёмов наложения цвета по сухой бумаге: 1. граница между
двумя цветовыми пятнами чёткая; 2. Граница мягкая, перетекающая с
образованием третьего цвета.
9. Тема: Силуэтные наброски кистью фигур людей, животных.
Цель: Понятие о силуэте. Изучение пропорций. Знакомство с
пластической формой.
Задачи: Работа без карандаша. Лёгкий прозрачный рисунок кистью, не
просвечивающий сквозь красочный слой. Изобразить сложную форму
цветом обобщенно, без детальной проработки. Передача характера
движения. Отработка технических приёмов в акварельной живописи.
Домашнее задание: Живописные наброски фигуры человека в разных
положениях (можно в верхней одежде).
2 полугодие
1. Тема: Гуашь, её свойства. Знакомство с техникой работы гуашью.
Основы цветоведения. Цветовой круг. Тональная шкала.
Цель: Классификация цветов на основные, составные и
дополнительные. Понятие «цветовой тон».
Задачи: Знакомство с техникой работы гуашью, как кроющей краской.
2. Тема: Светлотная характеристика цвета. Смешивание цветов с
белилами. Получение колеров. Живописная композиция.
Цель: Изучение понятия «нюанс».
Задачи: Приобретение опыта компоновки. Уравновешенность
элементов композиции. Приобретение навыка смешивания красок.
Эмоциональное воздействие цветовых сочетаний.
Домашнее задание: Создание цветовых растяжек холодной и тёплой
гаммы: чистый цвет + белила.
3. Тема: Изменение цвета по насыщенности. Создание цветовых
сочетаний путём смешивания с чёрной краской. Живописная
композиция.
Цель: Изучение характеристик цвета. Закрепление понятий «нюанс,
цветовой тон»
Задачи: Приобретение навыка смешивания цветов. Эмоциональное
воздействие цветовых сочетаний.
13

Домашнее задание: Создание цветовых растяжек холодной и тёплой
цветовой гаммы: чистый цвет + чёрная краска, чистый цвет + белила +
чёрная краска.
4. Тема: Цветовой контраст. Геометрический орнамент в квадрате. Зачёт.
Цель: Достижение выразительности композиции с помощью цветового
контраста. Знакомство с орнаментом, стилизацией. Введение понятия
«ритм».
Задачи: Создание орнамента с помощью ритмичного повтора. Выбор
пары контрастных цветов. Стилизация растительных и животных
мотивов. Определение количественных отношений контрастных
цветов.
5. Тема: Цвет в композиции. Ограниченная цветовая палитра.
Живописная композиция. Сказочный пейзаж. Зачёт.
Цель: Закрепление материала предыдущих заданий: композиционный
центр, нюанс, контраст.
Задачи: Знакомство с жанром «пейзаж». Применение модулей при
составлении композиции. Приобретение опыта исполнения композиции
с использованием силуэтных изображений фигур животных. Умение
определять главное и второстепенное. Использование в работе тёплого
и холодного. Выделение переднего плана более мелким мазком.
Изучение композиционных схем. Гармонизация цвета.
Домашнее задание: Сбор подготовительного материала по заданной
теме.
2 год обучения
1 полугодие
1. Тема: Этюды с осенних листьев. Отработка приёмов работы акварелью.
Однослойное письмо.
Цель: Использование различных технических приёмов работы
акварелью. Умение последовательно вести работу.
Задачи: Равномерное расположение изображения в формате. Работа над
точной передачей цветовых оттенков. Отработка приёмов работы
акварелью: заливка, мазок, вливание одного цвета в другой.
Домашнее задание: Выполнение этюда осенних листьев с натуры.
2. Тема: Этюд букета.
Цель: Подчинение деталей большой общей форме.
Задачи: Выделить основную массу букета. Стремиться к
эмоциональному изображению. Писать однослойно, сохраняя свежесть
и прозрачность акварели. Искать творческое решение.
14

3. Тема: Натюрморт. Тёмный предмет быта простой формы на светлом
фоне. Лепка формы цветом с учётом светотеневых отношений.
Цель: Понятия «свет, тень». Передача объёма предмета.
Задачи: Компоновка в листе. Изучение цвето-тональных отношений.
Взаимовлияние цвета. Влияние освещения на цвет. Правильно
распределять цвет на свет, полутень, рефлекс, падающую тень, не
забывая о блике. Цвет накладывать по форме предмета.
4. Тема: Натюрморт. Светлый предмет быта на тёмном фоне. Влияние
среды на предметы. Зачёт.
Цель: Понятия «рефлекс, цветовая среда». Изучение влияния цветовой
среды на предмет. Решение пространственной среды.
Задачи: Изменение цвета предмета в зависимости от фона и освещения.
Найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона.
Различать цветовые пятна по размеру (первый план писать маленькими,
более конкретными мазками, по мере удаления предметов в глубину –
более крупными, широкими, сливающимися). Последовательность
ведения работы.
5. Тема: Этюд мягкой игрушки. Тёмное на светлом, светлое на тёмном.
Цель: Использование приёмов работы акварелью по сухой и сырой
бумаге. Закрепление навыков.
Задачи: Правильно распределять цвет на свет и тень. Цветом лепить
каждую объёмную часть игрушки, даже самую маленькую.
Домашнее задание: Выполнение этюда любимой игрушки понятной
формы (не маленькую).
6. Тема: Этюд меховой шапки. Передача фактуры меха.
Цель: Разнообразить технические приёмы работы акварелью.
Задачи: Использовать технику работы по сырой бумаге для создания
мягкой основы и передачи пушистой фактуры меха.
Домашнее задание: Выполнение этюда меховой шапки на контрастном
фоне.
7. Тема: Этюд чучела птицы. Передача фактуры перьев. Зачёт.
Цель: Разнообразить технические приёмы работы акварелью.
Задачи: Расширить представление о возможностях акварели.
Использовать живописный язык акварели для передачи фактуры перьев.
2 полугодие
1. Тема:
Натюрморт. Ахроматическая композиция. Пятно, силуэт.
Контраст и нюанс по тону. Гуашь. Выполняется в три тона. Два варианта
решения (в светлом и тёмном диапазоне)
15

Цель: Закрепление понятий «нюанс и контраст по тону» при создании
композиции.
Задачи: Попытка выделения главного пятном. Передача характера
силуэта предметов. Работа в различных тональных диапазонах.
Эмоциональное воздействие тональных сочетаний.
2. Тема: Монохромная композиция (с введением одного цвета). Передача
трёхпланового пространства тональными средствами. Пейзаж. Гуашь.
Цель: Закрепление понятий: целостность композиции, виды и формы
ритма, пропорции тона, композиционный центр. Способы передачи
пространства.
Задачи: Использование в работе загораживание форм, соприкосновение
и пересечение линий и пятен. Выделение главного с помощью
изменений насыщенности и светлоты цвета. Деление пространства на
три плана.
Домашнее задание: Выполнение композиционных поисков на заданную
тему.
3. Тема: Копия портрета с репродукции.
Цель: Знакомство с жанром «портрет». Изучение пропорций головы,
лица.
Задачи: Передача характерных особенностей портретируемого.
Подобие форм (голова-яйцо, шея-цилиндр). Светлое лицо писать
цветом. Лепка цветом каждой части лица. Учитывать взаимовлияние,
насыщенность, теплохолодность.
Домашнее задание: Этюды портретов членов семьи. Освещение
боковое, тёплое. Возможны дополнения (кепка, шапка, платок, шарф).
4. Тема: Портрет. Живописная композиция. Зачёт.
Цель: Создание образа в портрете.
Задачи: Выполнение натурных зарисовок. Применение в композиции
элементов растительного и животного мира, предметной или
технической
среды,
интерьера,
соответствующего
образу
портретируемого.
Единство
образа
и
цветового
решения.
Эмоциональная составляющая портрета.
Домашнее задание: Просмотр репродукций в школьной библиотеке.
Выполнение зарисовок по теме.

16

3 год обучения
1 полугодие
1. Тема: Этюд натюрморта из трёх и более овощей и фруктов, лежащих на
плоскости на нейтральном фоне.
Цель: Лепка формы цветом.
Задачи: Закомпоновать группу предметов цельно, используя ритм, как
организующее начало композиции. Передать характерную форму
предметов. Уточнить перспективные построения плоскости. Искать
множество цветовых оттенков, получающихся при взаимовлиянии цвета
предметов друг на друга, включая и окружающую среду. Передача
воздействия источника света (свет тёплый – тень холодная и наоборот).
Использовать разные технические приёмы.
2. Тема: Выполнение копии несложного натюрморта со стеклянным
предметом в акварельной технике.
Цель: Выявление особенностей письма. Попадание в цветовую
гармонию мастера.
Задачи: Работа с репродукцией, внимательное её рассмотрение и
анализ. Изучение палитры художника. Точное решение и нахождение
нужного цвета.
Домашнее задание: Выполнение копии
живописного мотива с
репродукции.
3. Тема: Стеклянный предмет быта.
Цель: Передача материальности предмета.
Задачи: Найти отличительные признаки стеклянных вещей. Найти
выразительные средства для изображения стекла. Выполнить
последовательно этюд: только, когда весь формат будет заполнен
светом, только тогда можно делать все уточнения и дополнения (уже
относительно не белого листа, а самого светлого цветового пятна).
Найти рефлексные связи. Не забывать о бликах.
Домашнее задание: Этюд стеклянного стакана.
4. Тема: Натюрморт с крупным предметом быта (комнатное растение).
Контрастные цветовые отношения. Возможно использование
акварельных карандашей с последующей размывкой.
Цель: Отработка навыков работы акварелью.
Задачи: Композиционное решение натюрморта. Решить форму, объём,
пространственную среду. Использовать разнообразие технических
приёмов. Добиться сочетания цветовых отношений. Не следует

17

перечислять все мелкие цветочки. Меняя технику кладки мазка,
создавать впечатление большой массы мелких цветов.
5. Тема: Тематический натюрморт. Включение элементов интерьера
(окно, стул). Зачёт.
Цель: Применение в работе практических навыков.
Задачи:
Связь со станковой композицией. Передача глубины.
Гармонизация цвета. Создание колорита в работе. Чёткие тональные
отношения. Решение фактуры предметов. Выполнение задания
самостоятельно.
2 полугодие
1. Тема: Творческий натюрморт. Гуашь.
Цель: Развитие образного абстрактного мышления. Знакомство с
деформацией и трансформацией предметов и плоскости.
Задачи: Композиционные поиски решения натюрморта с натуры.
Выполнение
упражнений
на
стилизацию,
деформацию
и
трансформацию одного заданного предмета. Попытка создать образ
натюрморта через нетрадиционные композиционные приёмы, используя
стилизацию, деформацию и трансформацию форм. Создать целостную
образную композицию с выраженным композиционным центром.
Домашнее задание: Поиск интересных, выразительных форм предметов,
контрастных между собой по форме и величине.
2. Тема: Создание творческой живописной одно(двух)фигурной
композиции в интерьере, экстерьере.
Цель: Знакомство с жанром «интерьер». Введение понятий «статика,
динамика». Закрепление понятий «неделимость, целостность
композиции».
Задачи: Выбор точки зрения. Попытка организации движения в
композиции. Выделение композиционного центра. Выполнение
живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов
работы: композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей,
выполнение выкрасок с использованием родственно-контрастной
группы цветов. Передача 2-3-х планового пространства. Гуашь.
Домашнее задание: Композиционные зарисовки с двумя фигурами во
взаимодействии. Выполнение трёх эскизов по теме.

18

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны успешно, творчески осознанно решать живописнокомпозиционные задачи. В работе показывать освоение ремесленной стороны
искусства - смешение красок, добиваясь сложных цветов, тонких отношений;
а также активных, насыщенных цветов, и уметь их сочетать. Освоить
сложности техники акварельной живописи, её разнообразные приёмы и
возможности: заливку на крупных предметах и на фоне, в том числе заливку с
изменением тона, лессировку, приёмы вливания цвета в цвет, письмо посырому, а также работу мазком для лепки формы предметов первого плана.
Освоить
сложности
гуашевой
живописи.
Уметь
пользоваться
художественными материалами.
Учащийся должен уметь решать основные учебные задачи:
- закомпоновать изображение в формате;
- выявить большие тональные и цветовые отношения в натюрморте;
- передать цветом характер освещиения постановки;
- вылепить форму предметов средствами светотени;
- передать пространственное расположение предметов в натюрморте.
Учащийся должен: решать форму, объём предметов в
пространственной среде с учётом особенностей цветовых отношений и
взаимовлияний; добиваться цельности и единства цветового строя в работе,
колористического решения; свободно, эмоционально передавать ощущение от
натуры.

19

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки
самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над
композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам
программ.
Формы промежуточной аттестации:
ЗАЧЁТ - творческий просмотр
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
сёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании каждого полугодия.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих
умений и навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к
фону;
грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых
предметов.
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно предавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональнве отношения между
предметами;
- грамотно передавать пропорции и объём простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей.
3 год обучения
- грамотно компоновать натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать световоздушную среду и особенности
освещения;
20

- грамотно передавать пропорции и объём предметов в пространстве,
плановость;
грамотно передавать материальность различных фактур во
взаимосвязи.

21

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
I.
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи
следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в
основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить,
руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают
наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий
по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у
художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным
решением.
5. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведётся акварельными красками и гуашью.
Техника исполнения и формат работы обсуждаются с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия
для самостоятельного обучения, которые включают в себя:
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
II. Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные:
слайд-фильмы, видеофильмы, учебные
кинофильмы.
22

VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акварель. Мастерство художника. / Пер. с фр. Жака Петивера.Лозанна: IRL, 1995.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог.
Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
3. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: учебное
пособие. – М.: Владос, 2004.
4. Визер. В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном
искусстве. – СПб.: Питер, 2007.
5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1985.
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. –
М.: Арт-Родник, 2002.
7. Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник,
2002.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:
СОЮЗ, 1997.
9. Гармония цвета. / Ответств. за вып. Ю.Г. Хацкевич – Мн.: Харвест,
2004.
10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
11.Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. в немецкого; 3-е изд.;
Предисловие Л.Монаховой. – М.: Д. Аронов, 2004.
12.Миронова Л.Н. Цветоведение: Учеб. пособие для спец. 2229
«Интерьер и оборудование», 2230 «Пром. искусство», 2231
«Монумент.-декор. Искусство». – Мн.: Выш. шк., 1984.
13.Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие. – М.:
Изобразительное искусство, 1995.
14. Панюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:
колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
15.Сельчёнок К.В.Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест, 2007.
23

16.Советы мастеров. Сборник. / Сост. Зайцев А.С. – Ленинград:
Художник РСФСР, 1979.
17.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы
живописи. – Обнинск: Титул, 1996.
18.Уилкокс М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет,
который действительно нужен/ Пер. с англ. А. Сидорова. – М.:
Астрель, 2004.
19.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
20.Чидзиива Хидеяки. Гармония цвета: Руководство по созданию
цветовых комбинаций/ Пер. с англ. И.А. Бочкова. – М.: Астрель, 2003.
21.Школа изобразительного искусства (в 10 томах) / т. 6. – М.:
Искусство, 1966. – 204 с.: ил.
22.Щипанов А.С. Художнику-любителю. – М.: Советский художник,
1970
23.Энциклопедический

словарь

юного

художника/

Сост.

Н.И.

Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с.: ил.
24.Яшухин

А.П.

Живопись:

Учеб.

пособие

для

учащихся

педагогических училищ по спец. №2003 «Преподавание черчения и
изобразит. искусства». – М.: Просвещение, 1985.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».