Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.02.УП.01.
«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»
дополнительной общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства
нормативный срок обучения 3 года
(возраст поступающих 10-13 лет)
Нижний Тагил
2024
2
Содержание учебного предмета
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………4
II.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………7
III.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………..9
IV.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ……9
V.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК………….14
VI.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА……..16
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………18
3
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на
основе и с учетом приказа Министерства культуры Российской Федерации
«Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности
образовательными организациями дополнительного образования детей со
специальными
наименованиями
«детская
школа
искусств»,
«детская
музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная
школа», «»детская хореографическая школа , «детская театральная школа»,
«детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» №754
от 02.07.2021г., письма Минкультуры России от 21.11.2013 № 191-01-39/06ГИ
«О
направлении
Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусства».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об
искусстве»
подразумевает
развитие
ребенка
через
первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через
понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью,
понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о
гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только
тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей
формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в
произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным
опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной
программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими
4
школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует
чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев,
практической работой.
Программа
по
учебному
предмету
«Беседы
предназначена для реализации дополнительной
об
искусстве»,
общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства с нормативным сроком
обучения 3 года и осваивается 1 год.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД
Вид учебной
Годы обучения
Всего
работы
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации
часов
1 полугодие
2 полугодие
16
18
34
8
9
17
24
27
51
З.
З. – зачет
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
. Занятия проводятся в групповой форме, численностью 10-16 человек.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое
развитие
личности
на
основе
формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие
способности
понимать
главное
в
произведениях
искусства, различать средства выразительности, а также соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
5
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование
первичных
навыков
анализа
произведений
искусства.
Программа
«Беседы
об
искусстве»
имеет
один
учебно-
тематический план на 1 год освоения соответственно.
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие
разделы:
1. Общая характеристика видов искусства.
2. Пространственные (пластические) виды искусства.
3. Динамические (временные) виды искусства.
4. Синтетические (зрелищные) виды искусства.
5. Язык изобразительного искусства.
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение
культурного наследия.
Учебный
материал,
предложенный
в
программе,
предполагает
творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной
компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет
закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые
навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
6
II.
№
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»
Наименование
раздела, темы
Вид учебного
занятия
Максимальная
учебная нагрузка
Общий объем времени в часах
Самостоятельная Аудиторные занятия
работа
51
17
34
1 полугодие
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2,7
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
Виды искусства
3
беседа
Вводная беседа о
1
видах искусства
Пространственные (пластические) виды искусства
беседа
Знакомство с
3
1
пространственными
(пластическими)
видами искусства
беседа
Графика и живопись
3
1
как виды
изобразительного
искусства
беседа
Скульптура как вид
3
1
изобразительного
искусства
беседа
Архитектура как вид
3
1
изобразительного
искусства
беседа
Декоративно3
1
прикладное
искусство как вид
изобразительного
искусства
экскурсия
Народные ремесла,
3
1
ремесла родного
края
Контрольный урок
3
1
Итого:
24
8
2 полугодие
Динамические (временные) виды искусства
беседа
Знакомство с
3
1
динамическими
(временными)
видами искусства
беседа
Литература как вид
3
1
искусства
урокМузыка как вид
3
1
прослушивание
искусства
Синтетические (зрелищные) виды искусства
беседа
Знакомство с
3
1
синтетическими
(зрелищными)
7
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
4.3
видами искусства
Танец и виды
танцевального
искусства
Искусство театра
4.4
Искусство кино
4.2
5
5.1
5.2
5.3
«Как работает
художник, чем
пользуется»
Виды изображений в
картине
Жанры
изобразительного
искусства
Контрольный урок
интегрированное
занятие
3
1
2
интегрированное
занятие
интегрированное
занятие
3
1
2
3
1
2
Язык изобразительного искусства
3
1
урок-игра
2
беседа
3
1
2
экскурсия
3
1
2
27
9
18
Итого:
8
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе
обучения детей изобразительному искусству. Этот предмет является базовым
теоретическим предметом для последующего изучения предметов в области
истории изобразительного искусства.
Программа
«Беседы
об
искусстве»
предусматривает
несколько
основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве,
посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и
выполнение
практических
работ
(интерпретация,
изобразительная
деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами
искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия
искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение
различать средства выразительности, а также соотносить содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом.
9
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный
подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия
«виды
искусства».
Изобразительное
искусство
(графика,
живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература,
музыка, танец, кино, театр. Знакомство с произведениями различных видов
искусства.
Самостоятельная
работа:
работа
с
иллюстративным,
аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных
преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков
литературных произведений, просмотр фильмов).
2. Раздел «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ
ИСКУССТВА»
2.1 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими)
видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства».
Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство,
скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с
репродукциями.
2.2 Тема: Графика и живопись как виды изобразительного
искусства. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с
произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная
графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы,
используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных
живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и
живописных упражнений.
2.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и
монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение.
10
Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из
пластилина.
2.4 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и
общественные
сооружения).
Материалы.
Стилевые
особенности.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных
сооружений (здание, храм, постройка).
Тема:
2.5
Декоративно-прикладное
искусство
как
вид
изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное
искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по
материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения
(резьба,
роспись,
вышивка,
набойка,
литьё,
чеканка
и т. д.)
и
по
функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда,
игрушки).
Самостоятельная
работа:
выполнение
эскизов
предметов
декоративно – прикладного искусства.
2.6 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края.
Народное
ремесло как одна из форм народного художественного творчества,
производство художественных изделий. Широко известные промыслы
России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера.
Традиции
и
современность.
Самостоятельная
работа:
посещение
краеведческого музея.
3. Раздел «ДИНАМИЧЕСКИЕ (ВРЕМЕННЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА»
3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами
искусства.
литература.
Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка,
Самостоятельная
работа:
прослушивание
музыкальных
произведений (выбирается преподавателем).
3.2 Тема: Литература как вид искусства. Литературные жанры.
Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные ритмы.
Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка,
сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков
11
художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков
литературных произведений, заданных преподавателем.
3.3 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы
музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни
человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка.
Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов.
Самостоятельная
работа:
прослушивание
отрывков
разнообразных
музыкальных произведений.
4. Раздел «СИНТЕТИЧЕСКИЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ)
ВИДЫ ИСКУССТВА»
4.1 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами
искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография,
театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале
библиотеке:
просмотр
отдельных
фрагментов
кинофильмов,
хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
4.2 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Художественный
образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные
компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая
танца. Балет.
Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные,
спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа:
просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и
репродукций, связанных с танцем).
4.3 Тема: Искусство театра.
самостоятельного
вида
искусства.
История появления театра как
Виды
театральных
постановок.
Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными
атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя,
музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао,
пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра
юного зрителя.
4.4 Тема: Искусство кино. История возникновения и развития
кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино.
12
Профессии
в
известными
кинематографе.
детскими
Актерское
фильмами.
мастерство.
Дети-актеры.
Знакомство
Театр
и
с
кино.
Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
5. Раздел «ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
5.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией
«художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы
(бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа:
рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием
различных художественных материалов.
5.2 Тема: Виды изображений в картине.
различных
изображений
(реалистическое,
Стилевые особенности
декоративное,
абстрактное).
Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.
Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных
художников.
5.3 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр».
Жанры
изобразительного
искусства:
портрет,
пейзаж,
натюрморт,
анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с
работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного
пространства.
13
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве,
его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои
мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование навыков работы с доступными информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах
культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
14
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный
контроль успеваемости обучающихся в форме зачета во 2-м полугодии (при
реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам
программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса,
подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение,
представление творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия
в
рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся
ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ
учащихся
1.
Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется
из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования
к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая
предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств
искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5»
(отлично)
–
учащийся
правильно
отвечает
на
вопросы
преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2
ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на
половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и
умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка
презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
15
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4»
- учащийся ориентируется в пройденном материале, но
недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается
оригинальностью.
16
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме,
численностью 10-16 человек.
Основные методы обучения:
–
объяснительно-иллюстративный,
в
том
числе,
демонстрация
методических пособий, иллюстраций;
– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях,
беседах);
– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой
атмосферы
на
занятии
способствует
появлению
и
укреплению
заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью
педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных
мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные
фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием
творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к
посещению
художественных
экскурсий.
Несмотря
индивидуальных
на
качеств
выставок,
музеев,
направленность
личности
каждого
театров,
программы
ребенка
проведение
к
развитию
рекомендуется
проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение
праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит
объединить и сдружить детский коллектив.
17
Самостоятельная работа обучающихся
Для
полноценного
усвоения
материала
учебной
программой
предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную
работу обучающихся отводится 50% времени от аудиторных занятий,
которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным
темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной
литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск
материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных
пространств, театров).
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-
электронные
учебники,
образовательные
мультимедийные
ресурсы:
мультимедийные
универсальные
энциклопедии,
сетевые
слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
образовательные ресурсы;
-
аудиовизуальные:
кинофильмы, аудио-записи.
18
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.
Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X –
начала XX века – М., 1989
2.
Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993
3.
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы,
проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001
4.
Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного
и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996
5.
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей
народного искусства. – М., 1990
6.
Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на
примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских
садов. – С-П. Государственный русский музей.- 1996
7.
Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986
8.
Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998
9.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.:
«Владос», 2002
10.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995
11.
Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка»,
12.
Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и
1989
поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002
13.
Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981
14.
Русский народный костюм. Государственный исторический
музей. – М., 1989
15.
Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-
усадьбы Останкино. – М., 1995
16.
Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970
17.
Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981
19
18.
Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное
общество», 1983
19.
Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972
Учебная литература
1. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI
век», 2005
2. Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа
плюс», 2005
3. Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике:
Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002
4. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008
5. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как
научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004
6. Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие
картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997
7. Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» М, 1990
8. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983
9. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного
ремесла. – М., 1997
10.
Пономарев
Е.
Пономарева
Т.
Я
познаю
мир.
Детская
энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО
«Издательство Астрель», 2000
11.
Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства.
Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009
12.
Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.:
«Владос», 2001
13.
Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998
14.
Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 2002
20