Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01.УП.01.
«ГРАФИКА»
дополнительной общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства
с нормативным сроком обучения 3 года
Нижний Тагил
2024 год
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
2.
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
3.
Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4.
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . .
5.
Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . 33
6.
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . .
35
7.
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
32
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Графика» разработана на основе и с
учетом
рекомендаций
образовательной
и
Министерства
методической
культуры
РФ
деятельности
по
организации
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ)
Данная
программа входит
в
учебный
план
общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства для учащихся в возрасте 1012 лет
Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе
художественного образования рисунок является основополагающим учебным
предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Графика»,
«Живопись», «Скульптура», дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано,
что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Графика» – это определенная система обучения и
воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного
развития умений и навыков. Программа по рисунку и графике включает целый
ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и
осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы
и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Графика» при 3-летнем сроке обучения реализуется
3 года с 1 по 3 класс.
При
реализации
программы
учебного
предмета
«Графика»
продолжительность учебных занятий с первого по третий класс составляет 34
недели ежегодно.
4
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Графика» проводятся в форме
аудиторных
занятий,
самостоятельной
(внеаудиторной)
работы
и
консультаций.
Занятия строятся в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Графика» со
сроком обучения 3 года составляет:
•
аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 2 часа в неделю.
самостоятельная работа:
1 – 2 классы – по 1 час в неделю
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях,
конкурсах
и
культурно-просветительской
деятельности
образовательного учреждения.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
по учебному предмету.
Задачи:
⎯
освоение терминологии предмета "Графика";
⎯
приобретение
умений
грамотно
изображать
графическими
средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
⎯
формирование умения создавать художественный образ в рисунке
на основе решения технических и творческих задач;
5
⎯
приобретение
навыков
работы
с
подготовительными
материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
⎯
формирование навыков передачи объема и формы, четкой
конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением
планов, на которых они расположены.
Обоснование структуры программы
Обоснованием
структуры
программы
являются
рекомендации
Министерства культуры РФ по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств
(21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ)
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки обучающихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
6
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Оборудование и учебно-наглядные пособия:
•
Мольберты;
•
Планшеты;
•
Стулья;
•
Натюрмортные столики;
•
Доска ученическая;
•
Софиты;
•
Таблицы по перспективе;
•
Лучшие работы учащихся прошлых лет;
•
Натюрмортный фонд.
7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
задание
Аудиторное
работы
самостоятель-ной
Задание для
учебная нагрузка
Максимальная
Наименование темы
занятия
№
Вид учебного
Первый год обучения
I полугодие
1
Вводная беседа о рисунке. Графические
изобразительные средства
2
Рисунок простых плоских предметов.
Симметрия, тон.
3
Тональный композиционный рисунок.
"Геометрический город".
4
Зарисовка чучела птицы
5
Плоскостной натюрморт "Мир вещей".
Тональная шкала.
урок
6
2
4
урок
8
2
6
урок
8
2
6
урок
4
2
2
урок
10
4
6
урок
4
2
2
урок
8
2
6
48
16
32
урок
6
2
4
урок
6
2
4
урок
9
3
6
урок
6
2
4
урок
9
3
6
урок
6
2
4
урок
12
4
8
54
18
36
102
34
68
Задание на просмотр.
6
Зарисовки фигуры человека
7
Абстрактный рисунок "Перекресток".
Композиционный штрих. Задание на
просмотр.
Итого:
II полугодие
8
Линейная перспектива.
9
Перспектива куба:
-линейно-конструктивный рисунок;
-тональный рисунок.
10
Рисунок предмета быта призматической
формы (ящик).
11
Перспектива цилиндра:
-линейно-конструктивный рисунок;
-тональный рисунок.
12
Рисунок предмета быта цилиндрической
формы (кружка). Задание на просмотр.
13
Зарисовки фигуры человека
- по памяти;
- по представлению.
14
Плоскостная многофигурная композиция
"Спорт". Задание на просмотр.
Итого:
8
задание
Аудиторное
ной работы
самостоятель-
Задание для
нагрузка
Учебная
Максимальная
Наименование темы
занятия
Вид
№
учебного
Второй год обучения
I полугодие
1
Графическая композиция "Мир животных".
Формат, пятно, контраст
2
Натюрморт из двух предметов быта,
геометрической и цилиндрической формы.
3
Перспектива цилиндра в горизонтальном
урок
12
4
8
урок
9
3
6
6
2
4
9
3
6
12
4
8
48
16
32
урок
2
-
2
урок
6
2
4
урок
6
2
4
урок
8
2
6
урок
16
6
10
урок
16
6
10
Итого:
54
18
36
Итого общее:
102
34
68
урок
положении.
4
Предмет быта цилиндрической формы в
горизонтальном положении. Задание на
урок
просмотр
5
Зарисовка комнатного растения.
урок
Тональный рисунок. Задание на просмотр.
Итого:
II полугодие
6
Зарисовки фигуры человека. Мягкий материал
7
Зарисовки героев произведений:
-по памяти;
-по воображению.
8
Рисунок драпировки с простыми складками.
9
Натюрморт из крупного предмета быта и
драпировки со складками. Тональный рисунок.
10
Графическая композиция «Натюрморт»:
-монотипия.
-гравюра на картоне. Задание на просмотр.
11
Графическая композиция "Букет".
Ритм, линия, силуэт. Задание на просмотр.
9
задание
Аудиторное
ной работы
самостоятель-
Задание для
нагрузка
учебная
Максимальная
занятия
Наименование темы
учебного
№
Вид
Третий год обучения
I полугодие
1
Рисунок простого гипсового орнамента
урок
12
4
8
урок
16
6
10
урок
16
6
10
урок
4
-
4
48
16
32
урок
18
6
12
урок
14
4
10
урок
22
8
14
Итого:
54
18
36
Итого общее:
102
34
68
Всего за 3 года
306
102
204
«Интерьер»:
2
- схемы построения интерьера;
-тональная зарисовка. Задание на
просмотр.
«Иллюстрация», графический рисунок.
3
Композиционный центр, типизация,
цельность. Задание на просмотр.
4
Зарисовки фигуры человека в движении
Итого:
II полугодие
5
Тематический натюрморт. Мягкий
материал.
"Экстерьер-пейзаж" творческий рисунок
6
Ритм, главное и второстепенное, планы.
Мягкий материал на выбор
7
Натюрморт с чучелом птицы.
Итоговая работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10
1 класс
Первое полугодие
1. Тема: Вводная беседа о рисунке, как о самостоятельной дисциплине в
художественной школе . Знакомство с материалами и рабочими
инструментами, их свойствами и правильным использованием.
Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом.
Воспитание культуры поведения в классе.
Графические изобразительные средства.
Упражнение на проведение различных линий (вертикальных,
горизонтальных , наклонных, дугообразных ) и деление отрезков прямой
на равные части.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 2 час.
Цель: Знакомство с приемами работы графитным карандашом,
постановка руки и глаза учащихся.
Задачи:
• Обучение законам компоновки на листе ;
• Развитие глазомера учащегося;
• Обучение правилам работы за мольбертом;
• Развитие навыков владения карандашом;
• Воспитание культуры поведения в классе .
2. Тема: Рисунок простых плоских предметов. Симметрия, тон.
На листе изображается квадрат, в который учащимся вписывается
сочиненный им орнамент, состоящий из прямых линий и дуг.С помощью
штриха показать тональную разницу элементов орнамента.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
11
Цель: Закрепление предыдущего материала по проведению прямых
линий и делению отрезков на равные части . Знакомство с понятиями
тона и штриха. Развитие руки и глаза учащихся.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Обучение технике работы штрихом;
• Передача тональной разницы элементов орнамента;
• Обучение правилам работы за мольбертом;
• Воспитание культуры поведения в классе .
3. Тема: Тональный композиционный рисунок. "Геометрический
город». Композиция , асимметрия.
На листе компонуется два прямоугольника. Большой - для будущей
композиции города, маленький и узкий - для тональной шкалы из
четырех - пяти градаций тона. Рисунок "города" выполняется из
геометрических элементов ( квадрат, окружность и. д. ) по своему
замыслу. С помощью штриховки и тональной растяжки выполняется
окончательный вариант рисунка.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Закрепление предыдущего материала , понятие "композиция ",
развитие воображения. Развитие руки и глаза учащихся.
Задачи:
• Грамотно за компоновать изображение в листе ;
• Обучение технике работы штрихом;
• Передача тональной разницы элементов композиции;
• Закрепление правил работы за мольбертом
12
• Воспитание усидчивости учащихся, умение доводить начатую работу
до конца.
4. Тема: Зарисовки чучела птицы. Силуэт , пропорция.
На листе закомпоновать две силуэтные зарисовки чучела птицы
различного окраса без фона. Передать пропорции , локальный тон,
характерные особенности птицы.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 2 час.
Цель:
Развитие глазомера учащихся, выработка умения анализировать
натуру.
Задачи:
• Грамотно за компоновать изображение в листе ;
• Передать основные пропорции птицы;
• Передача тональной разницы силуэтов птиц;
• Закрепление правил работы за мольбертом;
• Воспитание культуры поведения в классе.
5.
Тема: Плоскостной натюрморт "Мир вещей".
Грамотно закомпоновать в формате 3-4 предмета быта, различных по
силуэту. Выполнить их симметричное построение. Заштриховать в
разные тона.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 8 час.
Цель: Знакомство с понятием "симметрия" (формообразование осевое,
центральное). Закрепление понятия "тон".
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
13
• Симметричное построение предметов;
• Обучение технике работы штрихом;
• Разбор предметов по тону.
6. Тема: Зарисовки фигуры человека.
На одном листе учащимся выполняется две схематичные зарисовки
взрослого человека в статичном состоянии. На занятии используются
таблицы со схемой построения и пропорций человеческой фигуры.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 2 час.
Цель: Знакомство с основными пропорциями взрослого человека.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Выявить основные пропорции человеческой фигуры;
• Развитие глазомера учащегося;
7. Тема: Абстрактный рисунок "Перекрёсток".
Создать творческую, формально - образную композицию, применяя весь
спектр выразительных средств графики (линия, штрих, пятно). Выполнить
упражнение на виды композиционного штриха.
Материал - графитный карандаш, гелевая ручка. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Понятие "формальная композиция", "композиционный
штрих",создание художественного образа графическими средствами.
Задачи:
• Развитие воображения учащихся;
• Обучение технике работы композиционным штрихом;
Второе полугодие
8. Тема: Линейная перспектива. Линия горизонта, точка схода.
14
Линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в
вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками
схода.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 2 час.
Цель: Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и
двумя точками схода (фронтальная и угловая перспектива ).
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Познакомить со способом визирования, его назначением;
• Понятие об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода;
• Передача выразительности линий;
• Развитие глазомера учащегося;
9.
Тема: Перспектива куба. Линейно-конструктивный
рисунок,
тональный рисунок.
Постановка располагается ниже линии горизонта .Рисунок может
выполнятся без фона. На листе выполняется линейно-конструктивный
рисунок куба (каркас) с последующим переводом его в тональный
рисунок.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Закрепление знаний о линейной перспективе (угловая
перспектива) , знакомство с методом передачи объема куба с помощью
светотени.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Верное построение каркаса куба с учетом перспективных сокращений;
15
• Постановка предмета на плоскость;
• Передача выразительности линий;
• Передача объема куба с помощью светотени (света, полутона, тени
собственной, рефлекса, тени падающей );
• Освоение принципа последовательности ведения рисунка;
10.Тема: Рисунок предмета быта геометрической формы. "Ящик"
Постановка ставится на полу в центре аудитории. Тон вводится только в
области собственных и падающих теней. Линии построения
сохраняются.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Закрепление знаний о линейной перспективе (угловая
перспектива) , линейно-конструктивный рисунок .
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
•
Построение предмета с учетом перспективных сокращений;
• Постановка предмета на плоскость;
• Передача выразительности линий;
• Передача объема предмета с помощью , тени собственной и тени
падающей );
• Применение метода визирования;
11. Тема: Перспектива цилиндра. Линейно-конструктивный рисунок,
тональный рисунок
Постановка располагается ниже линии горизонта .Рисунок может
выполнятся без фона. На листе выполняется линейно-конструктивный
рисунок цилиндра (каркас) с последующим переводом его в тональный
рисунок.
16
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Знакомство с методом построения окружности в перспективе
через нахождение основных осевых линий. Градации светотени на
цилиндре.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Верное построение оснований цилиндра относительно линии
горизонта;
• Постановка предмета на плоскость;
• Передача выразительности линий;
• Передача объема цилиндра с помощью светотени (света, полутона,
тени собственной, рефлекса, тени падающей ), ступенчатый переход
тона, плавный переход тона;
• Освоение принципа последовательности ведения рисунка.
12. Тема: Рисунок предмета быта цилиндрической формы. "Кружка".
Тональный рисунок. Воздушная перспектива .Плановость.
Постановка ставится ниже линии горизонта. Выполняется тональный
рисунок постановки.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Закрепление материала о построении окружности в перспективе
на примера предмета быта. Тональный рисунок.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
•
Построение предмета с учетом перспективных сокращений;
• Постановка предмета на плоскость;
• Передача выразительности линий;
• Передача объема предмета с помощью градаций светотени;
17
• Большие тональные отношения;
• Последовательность ведения рисунка;
13.Тема: Зарисовки фигуры человека. "По памяти", "по представлению"
На одном листе учащимся выполняется две схематичные зарисовки
взрослого человека в статичном состоянии. На занятии используются
таблицы со схемой построения и пропорций человеческой фигуры.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 3 час.
Цель: Знакомство с основными пропорциями взрослого человека , развитие
зрительной памяти и воображения.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Выявить основные пропорции человеческой фигуры;
• Развитие глазомера учащегося.
14. Тема: Плоскостная многофигурная композиция ."Спорт".
Главное, второстепенное, эскиз.
На основе зарисовок фигур людей по представлению , по памяти на
спортивную тематику выполнить поисковые графические эскизы
композиций. Перевести эскиз на формат. Используя " композиционный
штрих" выполнить плоскостную композицию.
Материал - графитный карандаш, Формат - А 3. Время - 4 час.
Цель: Знакомство с понятием "эскиз",главное и второстепенное ,способы
заполнения поверхности листа различными графическими знаками.
Задачи:
• Эскизирование
темы;
• Увеличение эскиза при переводе на формат;
• Совершенствование техники работы композиционным штрихом;
• Последовательность ведения композиции;
18
2 класс
Первое полугодие
Задание 1 Графическая композиция "Мир животных" Формат,
пятно, контраст.
Выполнить поисковые графические эскизы композиций на тему басен и
сказок о животных применяя контраст величин и содержания. Перевести
эскиз на выбранный формат. Используя пятно "черное на белом " и
"белое на черном" выполнить плоскостную композицию.
Материал - тушь, перо, кисть. Формат - А 3. Время - 8 час.
Цель: Знакомство с понятием контраст , пятно. Создание выразительной
композиции по прочитанному произведению.
Задачи:
• Эскизирование темы;
• Закрепление пройденного материала
• Увеличение эскиза при переводе на формат;
• Освоение техники работы "тушь-перо"
• Последовательность ведения композиции;
• Развитие композиционного мышления
Задание 2
Натюрморт из двух предметов быта цилиндрической и
геометрической формы. Тональный рисунок. Воздушная перспектива.
Плановость.
Постановка ставится ниже линии горизонта. Выполняется тональный
рисунок постановки.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 8 час.
Цель: Закрепление материала о построении окружности и квадрата в
перспективе на примере предметов быта. Тональный рисунок.
19
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Построение предметов с учетом перспективных сокращений;
• Постановка предметов на плоскость;
• Передача пропорций предметов относительно друг друга;
• Передача объема предметов , локального тона
• Большие тональные отношения;
• Цельность изображения;
• Последовательность ведения рисунка;
Задание 3
Перспектива цилиндра в горизонтальном
положении. Линейно-конструктивный рисунок, легкий тон
Постановка располагается ниже линии горизонта .Рисунок может
выполнятся без фона. На листе выполняется линейно-конструктивный
рисунок цилиндра (каркас) с легкой проработкой тона в тенях.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 4 час.
Цель: Знакомство с методом построения окружности в перспективе в
вертикальной плоскости .
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Построение цилиндра с учетом пропорций;
• Передача выразительности линий;
• Передача собственной и падающей тени;
Задание 4
Рисунок предмета быта цилиндрической формы в
горизонтальном положении.
Линейно-конструктивный рисунок,
легкий тон
20
Постановка располагается ниже линии горизонта .Рисунок может
выполнятся без фона. На листе выполняется линейно-конструктивный
рисунок предмета бата (сито ,кастрюля ) с легкой проработкой тона в
тенях.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 4 час.
Цель: Закрепление материала построения окружности в перспективе в
вертикальной плоскости на предмете быта.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Построение предмета быта с учетом пропорций;
• Передача выразительности линий;
• Передача собственной и падающей тени;
Задание 5 Зарисовка комнатного растения . Тональный рисунок.
Рисование с натуры тематического натюрморта с комнатным растением
на светлом фоне.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Знакомство с перспективными явлениями при рисовании с натуры
растительных форм.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Рисунок листьев с учетом пропорций;
• Выразительность линий ;
• Поэтапное светотеневое изображение листьев;
• Особенности выполнения фона;
Задание 6 Зарисовки чучела птицы. Живописный рисунок
.Фактура и материальность
21
На листе закомпоновать две силуэтные зарисовки чучела птицы
различного окраса без фона. Передать пропорции ,материальность перьев
птицы.
Материал - мягкий материал. Формат - А 3. Время - 3 час.
Цель: Понятие о живописном рисунке, развитие глазомера учащихся,
выработка умения анализировать натуру.
Задачи:
• Грамотно за компоновать изображение в листе ;
• Передать основные пропорции птицы;
• Знакомство с приемами работы мягким материалом;
Второе полугодие
Задание 7 Графическая композиция "Натюрморт" Монотипия,
гравюра ,на картоне.
Выполнить поисковые графические эскизы композиций на тему "Мир
старых вещей" . Перевести эскиз на выбранный формат, выполнить
плоскостную композицию в технике гравюры на картоне и монотипии.
Материал - монотипия, гравюра. Формат - А 3. Время - 9 час.
Цель: Знакомство с графическими техниками, Расширение
композиционных понятий. Создание выразительной композиции
Задачи:
• Эскизирование темы;
• Закрепление пройденного материала
• Увеличение эскиза при переводе на формат;
• Освоение техники монотипии, гравюры на картоне;
• Последовательность ведения композиции;
22
• Развитие композиционного мышления
Задание 8 Рисунок драпировки с простыми складками. Тональный
рисунок.
Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми
складками. Освещение четко направленное.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 4 час.
Цель: Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их
изображения.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Рисунок складок драпировки с учетом пространства, ритма и
воздушной перспективы .
• Выявление объема складок при помощи светотени.
Задание 9 Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки
со складками. Тональный рисунок.
Тональный рисунок натюрморта с простыми складками. Освещение
четко направленное.
Материал - графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
Цель: Закрепление материала с формообразованием складок ткани и
методом их изображения. Совершенствование техники тонального
рисунка.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки
• Передача пространства в натюрморте;
23
• Выявление объема предмета и складок с помощью светотени;
• Цельность изображения натюрморта.
Задание 10 Зарисовки фигуры человека в интерьере. Мягкий
материал.
На одном листе учащимся выполняется две зарисовки фигуры человека в
интерьере ,с передачей его рода деятельности.
Материал - Соус, сангина. Формат - А 3. Время - 2 час.
Цель: Передача пропорций взрослого человека , развитие зрительной
памяти ,взаимосвязь фигуры с интерьером.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Выявить основные пропорции человеческой фигуры;
• Раскрыть образ через тематическую постановку;
• Совершенствование навыков работы мягким материалом.
Задание 11
Зарисовки литературных героев из произведений.
На одном листе учащимся выполняется две зарисовки любимых героев
литературных произведений.
Материал - Тушь, перо, гелевая ручка. Формат - А 3. Время - 4 час.
Цель: Создание художественного образа героя.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Выявить характерные особенности героя;
• Раскрыть образ графическими средствами ;
• Совершенствование навыков работы тушью, пером;.
• Развитие воображения.
24
Задание 12 Графическая композиция "Букет". Ритм, линия,
пятно.
Выполнить поисковые графические эскизы композиций на тему "Букет".
Найти ритмы линий и пятен. Силуэтное решение формы от пятна. Перевести
эскиз на выбранный формат, выполнить плоскостную композицию в
технике тушь, кисть.
Материал - Тушь, кисть. Формат - А 3. Время - 8 час.
Цель: Закрепление материала предыдущих заданий. Знакомство с понятием
"стилизация".
Задачи:
• Грамотно закомпоновать изображение в листе ;
• Умение определять главное и второстепенное;
• Развитие фантазии в образном решении пятна ;
• Совершенствование навыков работы тушью, пером;.
3 класс
Первое полугодие
Задание 1
Иллюстрация. Графический рисунок.
Создать целостную образную композицию на основе
произведения
с
выраженным
композиционным
прочитанного
центром.
Выполнить
поисковые графические эскизы композиции. Перевести эскиз на выбранный
формат, выполнить творческую композицию в выбранной технике.
Материал - Цветной карандаш, фломастеры. Формат - А 3. Время -14 час.
Цель: Закрепление понятий: композиционный центр, контраст по величине и
форме. Изучение композиционных схем.
Задачи:
25
• Композиционное решение листа ;
• Выделение главного;
• Передача характера силуэта предметов ;
• Применение фактуры штриха;
Задание 2
Интерьер. Тональная зарисовка, композиционный
рисунок.
Выполнить две зарисовки интерьера с натуры (угловая и фронтальная
перспектива).Создать статичную или динамичную образную композицию
интерьера с применением композиционного штриха с предварительными
эскизами.
Материал - Графитный карандаш, гелиевая ручка Формат - А 3. Время -14
час.
Цель: Знакомство с понятием "интерьер", особенностями его построения.
Введение понятий: статика, динамика.
Задачи:
• Композиционное решение листа ;
• Применение в композиции предметной среды;
• Передача 2-3-х планового пространства ;
• Применение фактуры штриха;
• Поэтапное ведение работы.
Задание 3
Рисунок простого гипсового орнамента. Линейно-
конструктивный рисунок.
Гипсовый орнамент располагается на натюрмортном столе в горизонтальном
положении под углом 45 градусов. Тон вводится только в собственных и
падающих тенях.
Материал - Графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 6 час.
26
Цель: Знакомство с методом построения несложного гипсового орнамента.
Закрепление пройденного материала.
Задачи:
• Композиционное решение листа ;
• Построение орнамента с учётом перспективных сокращений;
• Выявление большой формы;
• Выразительность линий;
• Поэтапное ведение работы.
Задание 4
Зарисовка фигуры человека в движении.
Линейный рисунок.
Выполнить две зарисовки фигуры с натуры в разных положениях.
Материал - Графитный карандаш. Формат - А 3. Время - 2 час.
Цель: Изучение пропорций. Знакомство с пластической формой .
Задачи:
• Композиционное решение листа ;
• Пластика и выразительность линий;
• Передача характера движения ;
• Развитие глазомера.
Второе полугодие
Задание 5
Экстерьер - пейзаж. Линогравюра.
Выполнить несколько зарисовок пейзажа с натуры (можно использовать
фотографии). На основе эскизов создать композицию. Выполнить
линогравюру.
Материал - Линогравюра. Формат - А-5. Время - 10 час.
Цель: Знакомство с техникой линогравюры и её особенностями.
27
Задачи:
• Композиционное решение листа ;
• Пластика и выразительность штриха;
• Передача 2-3 планового пространства;
• Гармоничное соотношение белого и чёрного;
• Приобретение навыков в резке гравюры;
• Последовательность выполнения линогравюры .
Задание 6
Рисунок гипсовой головы (обрубовка).
В качестве наглядных пособий в данном задании используются таблицы со
схемой рисования головы человека в разных поворотах (фас, три четверти,
профиль).
Материал - Графитный карандаш. Формат - А-3. Время - 6 час.
Цель: Знакомство с конструкцией и пропорциями головы человека при
различных её поворотах.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать в листе ;
• Верно передать основные пропорции и конструкцию головы;
• Тональное решение большой формы и частей лица ;
• Применение техники "растира".
Задание 7
Зарисовки портрета с натуры. Мимика лица.
В качестве наглядных пособий в данном задании используются таблицы со
схемой мимики лица. Выполнить две зарисовки портрета с натуры с лёгким
тоном.
Материал - Графитный карандаш, тушь, перо. Формат - А-3. Время - 4 час.
28
Цель: Знакомство с жанром "портрет". Особенности решения портрета в
графике.
Задачи:
• Грамотно закомпоновать в листе ;
• Передача характерных особенностей портретируемого;
• Использование разных технических приёмов.
Задание 8
Творческая тематическая композиция.
Графическое решение.
По предложенным темам учащиеся выполняют серию графических эскизов
композиции.
Материал - По выбору учащегося. Формат - А-3. Время - 13 час.
Цель: Закрепление понятия "цельность, неделимость композиции".
Задачи:
• Выделение композиционного центра;
• Соблюдение поэтапности в работе;
• Самостоятельность выполнения работы;
• Использование разных технических приёмов.
29
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом
освоения
учебного
предмета
«Графика»
является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• знание законов перспективы;
• умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму сложных предметов тоном;
• умение последовательно вести длительную постановку;
• умение рисовать по памяти предметы в разных несложных
положениях;
• умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
• навыки передачи фактуры и материала предмета;
• навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
30
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оперативное
управление
учебным
процессом
невозможно
без
осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно
через
контроль
осуществляется
проверочная,
воспитательная
и
корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Графика» являются текущая и
промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля
качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету.
Текущая аттестация проводится по полугодиям в форме просмотра учебных
и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный
журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного
времени);
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в
форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Итоговая аттестация
провоится в форме творческого просмотра работ обучающихся в счет
аудиторного времени.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются
оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
31
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
•
самостоятельный выбор формата;
•
правильную компоновку изображения в листе;
•
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
•
умелое
использование
выразительных
особенностей
применяемого графического материала;
•
владение линией, штрихом, тоном;
•
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
•
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
•
творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
•
некоторую неточность в компоновке;
•
небольшие недочеты в конструктивном построении;
•
незначительные нарушения в последовательности работы тоном,
как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
•
некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
•
грубые ошибки в компоновке;
•
неумение самостоятельно вести рисунок;
•
неумение
самостоятельно
анализировать
и
исправлять
допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
•
однообразное использование графических приемов для решения
разных задач;
•
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
32
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Графика» проходит в форме
практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением
теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры
дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого
задания
желательно
сопровождать
демонстрацией
лучших
образцов
аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений
мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится
показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное
изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения,
что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших
классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль
преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка,
несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые
дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно
стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое
задание
предполагает
решение
определенных
учебно-
творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом
выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет
определяться степенью решения поставленных задач.
33
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только
отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к
выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает
наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений
по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению
учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо
обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные
пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео
фрагменты);
учебно-методические
разработки
для
преподавателей
(рекомендации, пособия, указания); учебно-методические
разработки
(рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебнометодические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты
и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных
работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники
и учебные пособия, видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы;
справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение);
альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы
для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебнометодических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное
руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и
навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
34
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних
(самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает
выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания
должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность
выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и
влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом
с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических
способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание
оценивается соответствующей оценкой.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудиовизуальные:
слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
кинофильмы, аудиозаписи.
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок.
Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М.,
2003.
2.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог.
Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
3.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.:
Издательство Академии художеств СССР, 1963.
4.
Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
5.
Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961.
6.
Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед.
уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол.
учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984.
7.
Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции: Учебник для
средн. проф.-техн. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк, 1983.
8.
Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка:
Учебник. - М.: Эксмо, 2010.
9.
Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства:
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз.
искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006.
10.
Медведев Л. Формирование графического художественного
образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф.
фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986.
11.
Популярная
художественная
энциклопедия:
Архитектура.
Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство/Гл. ред. В.М.
Полевой; Ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюков (зам. гл.
ред.). Изд в 2 кн. – М.: Советская Энциклопедия, 1986.
12.
Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и
секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010.
36
13.
Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-
тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975.
14.
Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учеб. пособие. – М.:
Изобразительное искусство, 1989.
15.
Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ
по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». – 2-е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 1985.
16.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Астрель, 2003.
17.
Советы мастеров. Сборник. / Сост. Зайцев А.С. – Ленинград:
Художник РСФСР, 1979.
18.
Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – Ленинградское отделение:
Искусство, 1989.
19.
Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом / Под ред. Б.С.
Угарова; Авт.-сост. Д.А. Сафаралиева. – М.: Изобраз. искусство, 1990.
20.
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре
России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.
21.
Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение
пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников:
пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006.
22.
Школа изобразительного искусства (в 10 томах) / т. 6. – М.:
Искусство, 1966.
23.
Щипанов А.С. Художнику-любителю. – М.: Советский художник,
1970.
37