Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01. УП.02.
«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
дополнительной общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства
нормативный срок обучения 1 год
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»
Нижний Тагил
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
Формы и методы контроля. Система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы декоративно-прикладного
творчества» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства
Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ)
Учебный предмет «Основы декоративно-прикладного творчества» входит
в состав предметной области «Учебные предметы художественно-творческой
подготовки» учебного плана общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного искусства для учащихся в возрасте 8-10 лет.
Программа учебного предмета «Основы декоративно-прикладного
творчества» направлена на создание условий для познания учащимися приемов
работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие
потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование
основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение
интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой,
содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных
возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях,
связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса
обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с
композиционным
центром
формата,
учатся
обращать
внимание
на
выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии,
учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания
об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел
также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
3
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных
форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание
музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных
работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают
особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со
специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебных
занятий составляет 34 недели.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме,
численность группы – от 11. Для развития навыков творческой работы
учащихся,
программой
предусмотрены
методы
дифференциации
и
индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.
Цели учебного предмета:
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного
творчества;
-
формирование
понимания
художественной
культуры,
как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи
обучающие:
−
научить основам художественной грамоты;
−
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
−
овладеть различными техниками декоративно-прикладного
творчества и основами художественного мастерства;
4
−
научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
−
научить приемам составления и использования композиции в
различных материалах и техниках;
−
научить
творчески
использовать
полученные
умения
и
практические навыки;
−
действий
научить
планировать
последовательность
выполнения
и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
−
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-
прикладному творчеству;
−
раскрыть и развить потенциальные творческие способности
каждого ребенка;
−
формировать творческое отношение к художественной
деятельности; развивать
художественный вкус, фантазию,
пространственное
−
воображение;
−
приобщить к народным традициям;
−
воспитать внимание, аккуратность,
трудолюбие,
доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
5
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти
к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических
занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно
четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает
следующую схему проведения занятий:
1.
Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2.
Освоение приемов работы в материале.
3.
Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Каждый
обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел,
техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных
умельцах.
Библиотечный
фонд
укомплектован
печатными
и
электронными
изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству. Кабинет оборудован удобной
мебелью,
наглядными пособиями.
6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аудиторно
е задание
Наименование темы
Максималь
ная учебная
нагрузка
№
Вид
учебного
занятия
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»
(нечетный год поступления)
I полугодие
1.
Вводная беседа. Способы
урок
6
4
урок
9
6
создания объемов из бумаги.
Осенняя композиция.
2.
Мозаичная аппликация из
бумаги.
3.
Объемная аппликация.
урок
9
6
4.
Коллаж из различных
урок
9
6
материалов.
5.
Фактурная бумага.
урок
6
4
6.
Декоративная тарелка.
урок
10
8
Итого:
51
34
Повторение пройденных приемов
декорирования.
II полугодие
7.
Текстильная аппликация.
урок
9
6
8.
Русская матрешка. Аппликация.
урок
12
8
9.
Монотипия.
урок
9
6
урок
9
6
урок
12
8
Итого:
51
34
Итого общее:
102
68
10. Декоративные приемы. Мое
любимое животное.
11. Итоговая работа. Декоративная
композиция.
7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аудиторное
задание
Наименование темы
Вид
учебного
занятия
№
Максимальн
ая учебная
нагрузка
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»
(четный год поступления)
I полугодие
1.
Вводная беседа. Способы
6
2
6
2
6
2
8
6
6
4
создания объемов из бумаги.
2.
Осенняя композиция в технике
объемной аппликации.
3.
Знакомство с технологическими
приёмами квиллинга.
4.
Творческая композиция в технике
квиллинг на осеннюю тему.
5.
Выполнение композиции с
применением фактурной бумаги.
6.
Монотипия. Изучение видов и
6
4
6
4
6
2
6
4
6
2
49
32
техник.
7.
Изучение приёмов
моделирования из бумаги.
8.
Моделирование. Композиция
“декоративные рыбы”.
9.
Декоративная тарелка. Папьемаше.
10. Новогодняя открытка в технике
объемной аппликации.
Итого:
II полугодие
8
11. Техника безопасности при работе
с инструментами и материалами
4
2
9
6
6
4
8
6
4
2
8
6
6
4
8
6
Итого:
53
36
Итого общее:
102
68
для плетения.
12. Знакомство с приёмами
обработки ткани. Изготовление
куклы- закрутки.
13. Знакомство с основными узлами
макраме: плоские, левосторонние,
правосторонние. Выполнение
упражнений.
14. Знакомство с техникой макраме.
Плетение браслета к 8 марта
(орнамент в полосе).
15. Приёмы работы с нитями.
Выполнение упражнений.
16. Выполнение куклы из нитей
(кукла- талисман).
17. Декоративная звезда в технике
макраме.
18. Итоговая работа. Декоративная
композиция в технике макраме.
9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(нечетный год поступления)
Тема 1. Вводная беседа. Способы создания объемов из бумаги.
Осенняя композиция.
Знакомство
с
физическими,
пластическими
и
художественными
возможностями бумаги в декоративно-прикладном творчестве, создание
осенней композиции.
Тема 2. Мозаичная аппликация из бумаги.
Особенности и приемы выполнения аппликации из бумаги. Технология
выполнения мозаики из бумаги. Создание натюрморта с помощью мозаики.
Эскизирование с натуры.
Тема 3. Объемная аппликация.
Знакомство с приемами создания различных объемов из бумаги
(сжимание, скручивание, тиснение и др.). Создать объемную аппликацию.
Тема 4. Коллаж из различных материалов.
Знакомство с техникой коллаж, способами создания коллажа. Создание
композиции из кусочков журналов, ткани, бумаги и т.д.
Тема 5. Фактурная бумага.
Знакомство с методами получения фактур. Изготовление текстурной
бумаги согласно цветовому эскизу творческой композиции. Создание горного
пейзажа с использованием различных фактур бумаги.
Тема 6. Декоративная маска. Повторение пройденных приемов
декорирования.
Создание декоративной новогодней маски с использованием пройденных
приемов декорирования.
Тема 7. Текстильная аппликация.
Знакомство с технологией создания текстильной аппликации. Создание
композиции с использованием текстильной аппликации.
Тема 8. Русская матрешка. Аппликация.
10
Знакомство с видом народного творчества, с его особенностями, создание
матрешки с помощью аппликации.
Тема 9. Монотипия.
Знакомство с техникой монотипии, создание композиции из фрагментов
монотипии.
Тема 10. Декоративные приемы. Мое любимое животное.
Эскизирование и создание декоративного образа любимого животного.
Тема 11. Итоговая работа. Декоративная композиция.
Создание декоративной итоговой композиции с использованием уже
известных приемов и техник.
11
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(четный год поступления)
Тема 1. Вводная беседа. Способы создания объемов из бумаги.
Знакомство
с
физическими,
пластическими
и
художественными
возможностями бумаги в декоративно-прикладном творчестве.
Тема 2. Осенняя композиция в технике объемной аппликации.
Создание декоративной осенней композиции с применением объемной
аппликации.
Тема 3. Знакомство с технологическими приёмами квиллинга.
Понятие квиллинга-«бумагокручения». Знакомство с материалами,
приёмами и инструментами квиллинга.
Тема 4. Творческая композиция в технике квиллинг на осеннюю
тему.
Создание декоративной композиции осеннего букета в технике квиллинг.
Стилизация природных форм.
Тема 5. Выполнение композиции с применением фактурной бумаги.
Знакомство с методами получения фактур. Изготовление текстурной
бумаги по цветовому эскизу творческой композиции. Создание горного пейзажа
с использованием различных фактур бумаги.
Тема 6. Монотипия. Изучение видов и техник.
Знакомство с техникой монотипии, создание композиции из фрагментов
монотипии.
Тема 7. Изучение приёмов моделирования из бумаги.
Знакомство с декоративными приемами моделирования из бумаги,
изучение пластических свойств и возможностей бумаги.
Тема 8. Моделирование. Композиция “декоративные рыбы”.
Создание декоративных рыб на картонной основе, используя приёмы
моделирования из бумаги.
Тема 9. Декоративная тарелка. Папье-маше.
12
Создание
декоративной
тарелки
с
использованием
приемов
декорирования. Включение элементов Хохломской росписи.
Тема 10. Новогодняя открытка в технике объемной аппликации.
Создание новогодней открытки в технике объемной аппликации.
Тема 11. Техника безопасности при работе с инструментами и
материалами для плетения.
Объяснение техники безопасности при использовании инструментов.
Знакомство с материалами и условным обозначением узлов на схемах.
Тема 12. Знакомство с приёмами обработки ткани. Изготовление
куклы- закрутки.
История развития лоскутного шитья в России, его значение в жизни людей
и применение в быту. Современное искусство лоскутного шитья.
Тема 13. Знакомство с основными узлами макраме: плоские,
левосторонние, правосторонние. Выполнение упражнений.
Узелковая
и
рабочая
нити.
Плоские
узлы: левосторонние,
правосторонние, двойные, выполнение образцов этих узлов. Цепочки из них.
Тема 14. Знакомство с техникой макраме. Плетение браслета к 8
марта (орнамент в полосе).
Плетение браслета в технике макраме на основе изученных видов узлов.
Тема 15. Приёмы работы с нитями. Выполнение упражнений.
Выполнение упражнений для создания куклы из нитей.
Тема 16. Выполнение куклы из нитей (кукла- талисман).
История создания куклы на Руси, некоторые виды обрядовых кукол.
Изучить технологию создания куклы, подбор цветовой палитры нитей.
Тема 17. Декоративная звезда в технике макраме.
Выполнение декоративной звезды- подвески в технике макраме.
Тема 18. Итоговая работа. Декоративная композиция в технике
макраме.
Создание декоративной итоговой композиции с использованием уже
известных приемов в технике макраме.
13
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых
обеспечивает
программа
«Основы
декоративно-прикладного
творчества».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов.
2.
Знание
основных
видов
и
техник
декоративно-прикладной
деятельности.
3.
Знание
основных
признаков
декоративной
композиции
(плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет,
симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь
эскизом.
5.
Умение использовать техники
прикладного
творчества для
воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13.
Навыки
конструирования
и
моделирования
из
различных
материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности
цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной
14
творческой деятельности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
знаний
учащихся
осуществляется
педагогом
практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся,
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров
работ, выполненных учащимися во 2-м, 4-м, полугодиях за счет аудиторного
времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной
из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок
творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий
контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения
тематических кроссвордов, тестирования.
Итоговая аттестация в форме
творческого просмотра работ учащихся предусмотрена в 6 полугодии. Оценка
итоговой аттестации выставляется в свидетельство об окончании ДХШ № 2 по
общеразвивающей программе в области декоративно-прикладного искусства.
15
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под
неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
16
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся, программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
задачей
дифференциации
и
индивидуализации
при
объяснении материала является формирование умения у учеников применять
полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
17
ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
18
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог
ознакомить
учащихся
со
способами
изготовления
изделий,
с
инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над
заданием. Типы пособий:
•
натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого
предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты,
применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала
используются
детали увеличенного размера. Возможно использование
предметно-технологической карты;
•
образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении
будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший
анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для
изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно
на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых
для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
•
устное описание внешнего вида предмета и его конструкции -
способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
•
электронные
учебники,
образовательные
мультимедийные
ресурсы
универсальные
-
мультимедийные
энциклопедии,
сетевые
образовательные ресурсы;
•
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого
раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны
всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для
батика), бумагой разных видов, материалами для изготовления кукол и др.
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная
кукла своими руками. Белый город, 2010
5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
7. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
8. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
9. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:
10.«Изобразительное
искусство»,1984
11.Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
12.Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
13.Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова
И.И., 2007
14.Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
15.Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
20