Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО.01. УП.03.
«ОСНОВЫ СКУЛЬПТУРЫ»
дополнительной общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства
с нормативным сроком обучения 1 год
«Эстетическое развитие детей»
Нижний Тагил
2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……12
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы скульптуры» разработана на
основе и с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ).
Данная
программа входит
в
учебный
план
общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства для учащихся в
возрасте 7-10 лет и представляет собой пропедевтический курс к изучению
предмета изобразительного искусства «Скульптура» для учащихся ДХШ.
Для учащихся в младшем школьном возрасте занятия скульптурой
представляют собой активное развивающее начало. Трехмерное изображение
предметов помогает ученикам познать объемы в реальной полноте их формы.
В дальнейшем данный предмет поможет успешному освоению не только
скульптуры, но и освоению академического рисунка.
Задания связаны с развитием мелкой моторики пальцев: осязая, ребенок
познает структуру предметов. В занятиях скульптурой заложены большие
возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а
также для общего их развития. Для детей этого возраста, характерен не
столько результат, сколько сам процесс скульптуры. От младших школьников
нельзя требовать соблюдения абсолютной точности. В этом возрасте дети
обычно начинают лепить от частности к целому. Поэтому с первых же шагов
обучения задача учителя – дать установку лепить от целого к частному.
Задания рассчитаны на освоение различных способов формообразования. На
уроках «Основы скульптуры» учащиеся постигают язык изобразительных
видов искусства. Осваивают различные технологии работы с пластилином,
лепят рельефы, круглую пластику знакомятся со способами стилизации и
декорирования. Формируют навыки умения изображения предметов в объеме
4
и пространстве, учитывая их пропорции и назначение, умение создавать
художественный образ.
Занятие лепкой является эффективным средством познания
объемно – пространственных свойств действительности.
Занятия приводятся в группах (в среднем – 10 учащихся) по 2
учебных часа в неделю, 68 часа в год.
Обучение основам скульптуры опирается на следующие принципы:
- связь с реальной жизнью, с традициями скульптуры, народного
искусства.
- развитие умения воспринимать трехмерную форму предметов
окружающей действительности и искусства;
- формирование понятия о соотношении форма, массы, пропорций и
фактуры;
- формирование посильного умения создавать художественный объем;
- знакомство с разнообразными приемами лепки.
Задачи данной программы:
- формирование художественно – эстетического вкуса;
- приобретение детьми некоторых профессиональных умений, навыков
и знаний в области пространственного мышления;
- развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности,
фантазии, воображения;
-
освоение начальных сведений об изобразительном искусстве и
скульптуре и его художественном языке.
- освоение навыков работы с пластилином;
5
- раскрытие уникальных способностей каждого, радость от созидания,
формирование своего собственного пути.
- подготовка к изучению предмета «Скульптура».
6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Эстетическое развитие детей»
1.
«Скульптура – вид изобразительного
искусства». «Дары осени». Круглая
скульптура.
урок
2.
«Бабочка». Барельеф.
3.
4
4
урок
4
4
Домашнее животное. Горельеф
урок
6
6
4.
«Веселая черепашка». Круглая
скульптура.
урок
6
6
5.
Дымковская игрушка. Круглая
скульптура.
урок
6
6
6.
«Новогодний сувенир». Круглая
скульптура.
урок
6
6
Итого:
32
32
4
4
6
6
Вид учебного
занятия
Аудиторное
задание
Наименование темы
Максимальная
учебная нагрузка
№
7.
«Узор на окне». Контррельеф.
урок
8.
Каргопольская игрушка. Круглая
скульптура.
урок
9.
«Танк». Круглая скульптура.
урок
4
4
10.
«Цветочная композиция». Рельеф.
урок
4
4
11.
Филимоновская игрушка. Круглая
скульптура.
урок
6
6
12.
Рыбы из «глыбы». Круглая скульптура.
урок
4
4
13.
«Подводное царство». Рельеф.
урок
8
8
Итого:
36
36
Итого общее:
68
68
7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. «Скульптура – вид изобразительного искусства». «Дары
осени». Круглая скульптура.
Создание композиции: «Корзина с овощами». Повторение основных
принципов лепки, изученных в предыдущем году (шар, конус, цилиндр и
различные виды жгутов).
Тема 2. «Бабочка». Барельеф.
Знакомство с различными видами рельефа: горельеф, барельеф,
контррельеф.
Выполнение
барельефа:
«Бабочка»
с
элементами
декорирования.
Тема 3. Домашнее животное. Горельеф.
Эскизирование и создание горельефа. Использование геометрических
фигур. Декорирование.
Тема 4. «Веселая черепашка». Круглая скульптура.
Создание
черепашки
из
геометрических
форм,
оригинальное
декорирование.
Тема 5. Дымковская игрушка. Круглая скульптура.
Знакомство с Дымковской игрушкой (история, показ подлинников).
Понятие о стилизации. Эскизирование и создание «дымковской» игрушки.
(Лошадка, барышня, индюк и т. д.).
Тема 6. Новогодний сувенир. Круглая скульптура.
Эскизирование и создание новогоднего сувенира, новогоднего символа
и т.д.
Тема 7. «Узор на окне». Контррельеф.
8
Изготовление плинта по форме окна с применением шаблона. Создание
узора заснеженного окна процарапыванием, продавливанием, вырезанием
стекой.
Тема 8. Каргопольская игрушка. Круглая скульптура.
Знакомство с Каргопольской игрушкой (история, показ подлинников).
Понятие о стилизации. Эскизирование и создание игрушки.
Тема 9. «Танк». Круглая скульптура.
Создание танка. Применение изученных навыков построения формы,
декорирование.
Тема 10. «Цветочная композиция». Рельеф.
Эскизирование и создание открытки на 8 Марта. Использование
геометрических форм, жгутов.
Тема 11. Филимоновская игрушка. Круглая скульптура.
Знакомство с Филимоновской игрушкой (история, показ подлинников).
Понятие о стилизации. Эскизирование и создание игрушки.
Тема 12. Рыбы «из глыбы». Круглая скульптура.
Знакомство с приемами лепки из целого куска пластилина. Передача
характерных особенностей рыбы по плакатам с изображением рыб.
Тема 13. «Подводное царство». Рельеф.
Итоговая композиция (рельеф) по мотивам растительного и животного
мира с элементами декорирования. Создание законченного образа.
9
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся, освоившие программу «Основы скульптуры», должны:
•
свободно владеть лепным материалом (пластилин);
•
знать исходные формы и уметь выполнять их в любых размерах и
пропорциях;
•
знать и правильно использовать приемы декорирования;
•
уметь использовать плоские рисованные изображения для
создания объемных форм;
•
знать терминологию скульптуры в рамках программы;
•
уметь выполнять работы в барельефе, горельефе, контррельефе;
•
сформировать пространственное мышление.
10
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения в
работе с пластилином.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции, в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под
неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
11
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и учебно-наглядные пособия:
•
Столы, стулья;
•
Натюрмортные столики;
•
Демонстрационные полки;
•
Доска ученическая;
•
Лучшие работы учащихся прошлых лет;
•
Работы тагильских скульпторов (подлинники);
•
Ножи, стеки;
•
Гипсовые образцы рельефов и круглой скульптуры;
•
Доски для создания рельефов;
•
Инструменты для декорирования;
•
Демонстрационные пособия.
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Воронова О. П. Искусство скульптуры (нар. университет,
факультета литер. и искусства) – М.: Знание, 1981
2.
Глазова М. газета «Начальная школа» Учителю на заметку Я
леплю из пластилина. № 27 – 28 2003 с. 1 – 64.
3.
Горяева Н. А. Островская Декоративно прикладное искусство в
жизни человека М. 2000
4.
Горичева В. С. Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста,
снега, пластилина. Ярославль 1998
5.
Кнабе Г. Искусство № 11 – 2003; с 2 – 3
6.
Конышева Н. М. Чудесная мастерская Ассоциация XXI века 2001
7.
Конышева Н. М. Наш рукотворный мир Ассоциация XXI века 2001
8.
Конышева Н. М. Секреты мастеров Ассоциация XXI века М. 2001
9.
Левин В. А. Воспитание творчества № 12 – 2003, с 5 – 20; № 13 –
2003 с. 9 – 16
10.
Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное
пособие 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство 1982.
11.
Петров В. Ф. Юрий Чернов. Скульптор и его герои. – М.:
Советский художник, 1988.
12. Скульптура малых форм. Альбом. Бабурина Надежда. – М.:
Советский художник, 1982
13.
Скульптура. История искусств для детей. - М.: 2002
14. Эпельбаум- Марченко Б. Реальность и фантазия. Скульптура
Альбом – М.: Советский художник, 1986
13