ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки программ Общие положения I. 1.1. Настоящее Положение «О порядке разработки и утверждении образовательных программ (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», Уставом МБУ ДО «Детская художественная школа № 2» (далее - Школа), приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.06.2021 года № образовательной 754 «Об утверждении деятельности Порядка образовательными осуществления организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел». 1.2. Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы в области искусств с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 1.3. Школа реализует образовательные программы дополнительные в области предпрофессиональные искусств и дополнительные общеразвивающие образовательные программы в области искусств. II. Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств 2.1. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств разрабатываются в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структурам и условиям реализации предпрофессиональных программ в области искусств. 2.2. Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств должны определять организацию и основное содержание образовательного процесса в детских школах искусств с учётом: -обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области искусств); - сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в области искусств. 2.3. Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств должны быть ориентированы на: - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости; - выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 2.3. Структура дополнительной предпрофессиональной программы: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы; - учебный план; - график образовательного процесса; - программы учебных предметов; - система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися; - программа творческой, методической и просветительской деятельности. III. 3.1. Структура и содержание образовательной программы Титульный лист – содержит информацию: полное наименование Школы в соответствии с Уставом, дата и номер протокола Педагогического совета, дата и номер приказа, которым утверждена программа, наименование программы срок её действия и составитель. Содержание программы – включает перечень разделов. Пояснительная записка – раскрывает цели и задачи образовательной программы, методическое сопровождение, материально – техническое обеспечение программы, кадровое обеспечение программы. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы и приобретенные обучающимися знания, умения и навыки по предметным областям в соответствии с учебным планом. Учебный план – определяет трудоёмкость программы, выраженную в количестве часов аудиторных и самостоятельных занятий, включает перечень учебных предметов, их последовательность и распределение по периодам обучения, консультационные и иные виды занятий, наличие которых определяется соответствующими Федеральными требованиями, промежуточную аттестацию. государственными Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части. Обязательная часть учебного плана разрабатывается на основании объемов учебной нагрузки, установленных для учебных предметов Федеральными государственными требованиями. Вариативная часть учебного плана разрабатывается Школой самостоятельно с учётом верхнего предела нагрузки, установленного Федеральными государственными требованиями. Учебный план также включает в себя раздел «Аттестация», который отражает содержание итоговой аттестации и её годовой объём в неделях. График образовательного процесса – утверждается Школой ежегодно. Является круглогодичным и включает в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной (при наличии) и итоговой аттестации. В графике фиксируются сроки начала и окончания учебного года, продолжительность учебных занятий, сроки каникул, сроки резервной недели. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области устанавливается в искусств соответствии продолжительность с Федеральными учебного года государственными требованиями. Программы учебных предметов – являются неотъемлемой частью образовательной программы. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы – включает в себя: текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, итоговую аттестацию обучающихся и фонды оценочных средств. Программа творческой, методической и просветительской деятельности – разрабатывается ежегодно. 3.2. Образовательные программы Школы по рассматриваются на Педагогическом совете ежегодно. Ежегодно вносятся изменения в следующие разделы: видам искусств - учебный клан; -график образовательного процесса; - программа творческой, методической и просветительской деятельности. При изменениях в другие разделы дополнительно к образовательной программе прикладывается «Лист фиксирования изменений и дополнений». IV. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств 4.1. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств должны быть ориентированы на: - удовлетворение потребностей обучающихся в приобретении знаний, умений и навыков в области искусств; - реализацию личностно – ориентированного подхода, обеспечивающего творческое и духовно – нравственное развитие ребенка, воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; - обеспечение возможности продолжения обучения по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств при наличии достаточного уровня развития творческих способностей и физических (при необходимости) данных. 4.2 При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств Школа устанавливает самостоятельно: - сроки реализации дополнительных общеразвивающих программ и возраст поступающих; - минимум содержания и структуру дополнительной общеразвивающей программы; - условия реализации дополнительной общеразвивающей программы, в том числе наполняемость групп обучающихся по учебным предметам; - планируемы результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы; - календарный учебный график и учебный план; - систему и критерии оценок, в том числе критерии оценок итоговой аттестации. V. Программы учебных предметов 5.1. Программы учебных предметов разрабатываются Школой самостоятельно: - по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям их реализации и учебными планами Школы; - по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств в соответствии с требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям их реализации и учебными планами, разработанными Школой самостоятельно; Программы учебных предметов являются частью дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств и дополнительной общеразвивающей программы в области искусств. Программы учебных предметов разрабатываются педагогическим работником или группой педагогических работников Школы, рассматриваются и принимаются Педагогическим советом ежегодно. 5.2. Программы учебных предметов содержат: Титульный лист – содержит информацию: Полное наименование Школы, наименование учебного предмета с указанием наименования образовательной программы, год разработки. Пояснительная записка - дается характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, указывается срок реализации учебного предмета, объём учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, при необходимости объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), фиксируется форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), формулируются цели и задачи учебного предмета, могут быть отражены связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана (межпредметные связи), краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально – технических условий реализации учебного предмета и др. Учебно – тематический план – должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчёта максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося (при необходимости), а также аудиторных занятий. Учебно – тематический план может быть представлен следующим образом: №п/п Наименование Вид раздела, темы учебного занятия Общий объём времени (в часах) Максимальная Самостоятельная Аудиторные учебная нагрузка работа занятия (при необходимости) Содержание учебного предмета – данный раздел должен отражать: Объём знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися в процессе освоения учебного предмета. При реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств, устанавливаемый программой учебного предмета объём знаний, умений и навыков по учебному предмету основной части должен быть не ниже уровня, предусмотренного Федеральными государственными требованиями. Распределение учебного материала по годам обучения, содержать описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета, а также сведения о затратах учебного времени. Названия разделов и тем учебного предмета должны соответствовать учебно – тематическому плану. Сведения о затратах учебного времени (с учётом распределения объёма учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия (при необходимости)). При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части распределяется по годам обучения с учётом общего объёма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет Федеральными государственными требованиями. Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учётом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеаудиторной работы, в число которых могут входить выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.) участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности образовательной организации. Согласно Федеральным государственным требованиям в программах учебных предметов должно быть отражено обоснование объёма времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания. Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в том числе: - создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно – нравственного развития детей; - овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира; - выявления одарённых детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональное образование в области искусств. Требования к уровню подготовки обучающихся – по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств формулируются результаты учебного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечить программа учебного предмета. Формы и методы контроля, система оценок – контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующие функции. Содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения должны быть отражены в программе учебного предмета. Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, экзамен, творческий просмотр и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, экзамен, творческий просмотр и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, а также итоговою аттестацию обучающихся в случае, если по данному учебному предмету она предусмотрена Федеральными государственными требованиями. В соответствии с Федеральными государственными требованиями разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также создаются Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Разрабатываемые Школой критерии и Фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета. В случае если Федеральными государственными требованиями по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к её содержанию определяются на основании соответствующих Федеральных государственных стандартов и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается Школой самостоятельно. Методическое обеспечение учебного процесса – данный раздел содержит методические обоснование методов рекомендации педагогическим организации образовательного работникам, процесса, самостоятельной работы обучающихся (при необходимости), способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала. Список литературы и средств обучения – должен содержать перечень учебной, учебно – методической и другой литературы, а также учебно – методических материалов, используемых при реализации и освоении учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимися домашнего задания.