Основы грамоты и рисование Подготовка

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»

Программа
по учебному предмету

«Основы изобразительной грамоты и рисование»
дополнительной общеразвивающей программы
«Подготовка к получению предпрофессионального образования»
Возраст поступающих 10-11 лет
Срок обучения 1 год

г. Нижний Тагил
2022
1

Разработчик : преподаватель высшей квалификационной категории
Кислицкая Наталья Владимировна

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………..3-7
Учебно-тематический план……………………………………...8
Содержание учебного процесса……………………………...9-13
Список рекомендованной литературы……………………..14-15

3

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисование» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства
Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ)
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»
входит в состав предметной области «Учебные предметы художественнотворческой подготовки» учебного плана общеразвивающей программы в
области декоративно-прикладного искусства для учащихся в возрасте 10-11
лет и рассчитана на 1 год обучения.
Цели программы:
− подготовка учащихся к успешной сдаче экзаменов для
поступления в 1класс ДХШ
− формирование у детей младшего школьного возраста
комплекса начальных знаний, умений и навыков в области
изобразительного искусства.
− формирование понимания основ художественной культуры,
как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
−

Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии,

эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
зрительно-образной памяти).
−

Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на

прекрасное.
−

Воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности.
−

Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства
4

ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
−

Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

−

Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов

мира.
В начале обучения выполняются преимущественно композиционные
задания. Разнообразные по форме и содержанию, они направлены на
развитие творческого потенциала ребенка. В процессе обучения необходимо
сохранить и развить характерные для детей младшего возраста свежесть и
непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность
процессом изображения и умение в самой натуре найти источник
выразительности.
В процессе рисования с натуры нужно приучать детей работать в
определенной

последовательности,

опираясь

на

целостное,

образное

восприятие, сравнивать натуру с рисунком. Чтобы эта работа развивала у
детей художественный вкус, необходимо в качестве натуры подбирать
объекты выразительные, понятные детям.
Занятия по данному предмету проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Основная форма организации деятельности учащихся на занятии –
групповая. В программе инициируются следующие формы проведения
занятий: беседа, вернисаж, обсуждение, ситуативная игра, коллективный
проект, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие, творческая
мастерская, совместный просмотр, экскурсия и др.
По способу организации занятий применяются следующие методы
обучения:
-словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.);
-наглядные

(показ

приемов

исполнения,

видеоматериалов,

иллюстраций; наблюдение);
-практические (практические занятия).

5

Главной

является

практическая

часть,

на

которой

приобретаются

практические навыки по изобразительной деятельности.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
1.Сформирован
изобразительной

устойчивый

деятельностью,

интерес

учащихся

характеризующийся

к

занятиям

положительным

эмоциональным подъемом и соответствующим качеством обучения.
2.В

результате

завершения

обучения

по

предмету

«Основы

изобразительной грамоты и рисование» учащийся должен иметь:
- Знания:
− терминологии изобразительного искусства;
− основ цветоведения;
− разнообразных

техник

и

технологий,

художественных

материалов в изобразительной деятельности и умение их
применять в творческой работе;
− основных выразительных средств изобразительного искусства,
- Навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения;
- Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках;
- Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового
и композиционного решения;
- Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности;
- Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;
- Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной
творческой деятельности.

6

Формы контроля
- контрольные задания
- итоговая аттестация в конце учебного года

7

Аудиторное
задание

Наименование темы

Максимальна
я учебная
нагрузка

№

Вид учебного
занятия

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I полугодие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Линия и штрих.
Основные и составные цвета.
Композиция листа. Масштаб
изображения. Введение тона.
Приемы работы акварелью.
Заливка. Лессировка.
Композиционный штрих. Тон.
Техника работы гуашью.
Шрифтовая композиция.
Контрастные цвета.
Итого
II полугодие
Приёмы работы акварелью.
Живопись по влажной бумаге.
Линия и пятно.
Локальный цвет и его оттенки.
Плоскостной композиционный
рисунок.
Линейная и воздушная
перспектива.
Рисование предметов быта
симметричной формы.
Форма и объём.
Теплохолодность цвета.
Копирование с образца. Графика.
Натюрморт. Колорит. Цветовые
гармонии.

урок
урок
урок

4
4
4

4
4
4

урок

4

4

урок
урок
урок
урок

4

6
32

4
4
2
6
32

урок

2

2

урок
урок
урок

4
4
4

4
4
4

урок

4

4

урок

6

6

урок

4

4

урок
урок

4
4

4
4

36
68

36
68

Итого:
Итого общее:

4
2

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I полугодие
1. Тема: Линия и штрих. Знакомство с графическими материалами.
Знакомство с пластическим разнообразием линий, их выразительностью.
Изучение формы листьев, соединение их в единую композицию. Освоение
графического языка. Выполнение упражнения на различные виды штриховки
и характер линий. Закономерности изображения объектов, частично
перекрывающих друг друга. Передача пространства толщиной линии
Аудиторное задание: Листопад. Декорирование формы листьев различными
видами линий, штрихов, используя пространственный закон «ближе-ярче,
выразительно; дальше-бледнее, обобщённо»
Использование формата А3, графитных карандашей различной твердости.
2. Тема: Основные и составные цвета. Знакомство с живописными
материалами, их свойствами, приемами работы акварелью. Умение получать
составные цвета из двух основных. Выполнение упражнения на получение
составных цветов путем смешивания красок. Упражнение на проведение
прямых вертикальных, горизонтальных линий, диагоналей. Деление
отрезков на равные части.
Аудиторное задание: Лоскутное одеяло (с применением однослойной
заливки).
Использование формата А3, карандашей, акварельных красок, палитры.
3. Тема: Композиция листа. Масштаб изображения. Введение тона.
Знакомство с понятиями «масштаб», «равновесие», «тон». Компоновка в
листе предметов различной величины.

Выполнение упражнения на

равновесие с применением тона.
Аудиторное задание: Коллекция пуговиц
Использование формата А3, графитных карандашей.

9

4. Тема: Приемы работы акварелью. Заливка, лессировка. Знакомство с
приемами работы акварелью в технике «заливка», «лессировка». Изучение
возможностей цвета. Знакомство с понятием "теплые и холодные цвета».
Аудиторные задания: Выполнение упражнений на отработку приемов
акварельной живописи с применением растяжек от одного цвета к другому
Использование формата А3, акварельных красок, кистей.
5.

Тема: Композиционный штрих. Тон. Знакомство с понятиями

«равновесие», «симметрия», «асимметрия». Знакомство с изображением рыб.
Работа над целостностью в композиции. Выполнение упражнения с
плавными тональными переходами.

Композиционный штрих и его

разнообразие.
Аудиторное задание: Композиция из рыб. Контрольное задание.
Использование формата А3, графитных карандашей разной твердости.
6.

Тема: Техника работы гуашью. Знакомство с понятием "оттенок".

Многообразие

оттенков

цвета.

Составление

оттенков

цвета

путем

смешивания различных красок с белилами. Знакомство с понятием "ритм".
Представление о ритмичной композиции в природе. Изучение особенностей
строения деревьев. Изучение технических приемов в работе с гуашью.
Выполнение упражнения на поиск родственных цветов (акцент делается на
выборе главенствующего цвета в композиции, к которому подбираются
родственные оттенки).
Аудиторное задание: Сказочный лес.
Использование формата А3, гуаши, кистей, палитры
7. Тема: Шрифтовая композиция. Знакомство с различными видами
шрифтов, их разнообразием в зависимости от применения. Элементы
книжной графики. Выполнение упражнения на создание образа в шрифтовой
композиции с подчеркиванием характерных особенностей букв.
Аудиторное задание: Имя и образ.
Использование формата А3, графитных и цветных карандашей, фломастеров.
10

8. Тема: Контрастные цвета. Знакомство с контрастными парами цветов,
их способностью "усиливать" друг друга. Виды контрастов. Знакомство с
понятием "ахроматические цвета". Понятия "контраст по тону и контраст по
цвету". Выполнение упражнения на цветовые гармонии с использованием
растяжек цвета, изменяя цвета по светлоте и насыщенности. Использование
ограниченной палитры цветов (два цвета + ахроматические цвета) в создании
композиции.

Особенности

строения

бабочек,

симметрия

крыльев

относительно вертикальной оси.
Аудиторное задание: Полёт бабочек. Контрольное задание.
Использование формата А3, гуаши, кистей, палитры.

II полугодие
9. Тема: Приемы работы акварелью. Живопись по влажной бумаге.
Знакомство

с

новыми

приемами

работы

акварелью.

Особенности

изображения птиц. Отработка умения создать среду вокруг композиционного
центра. Работа с форматом листа.
Аудиторное задание: Жар – птица (в технике письма по влажной бумаге).
Использование формата А3, акварельных красок, кистей.
10. Тема: Линия и пятно. Знакомство с понятием "силуэт". Пятно, как
выразительное средство композиции (белое на чёрном, чёрное на белом).
Создание интересного, выразительного контура силуэта из различных
геометрических форм (детали, составляющие единое целое). Выявление
главного и второстепенного. Формирование умения работать над сложной
графической композицией. Развитие пространственного мышления.
Аудиторное задание: Замок сказочного героя с отражением в воде.
Использование формата А3, маркера, чёрной гелиевой ручки.
11. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Знакомство с понятиями
"локальный цвет", "родственные цвета", "нюанс". Развитие способности
11

видения градаций цвета. Использование в акварельной живописи техник
лессировки, заливки, мазка. Распределение света и тени на предмете. Поиск
теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета. Техника составления
цвета.
Аудиторное задание: Овощи, фрукты (работа с натуры)
Использование формата А3, акварельных красок, кистей.
12. Тема: Плоскостной композиционный рисунок. Наблюдение за
природными
характерные,

формами.
узнаваемые

Понятие

"стилизация".

особенности

Умение

растений.

выделить

Преобразование

пластичных форм в геометризированные. Выразительные возможности
цветных карандашей. Выполнение упражнения с цветовыми переходами.
Освоение навыков рисования, изучение технологических особенностей
работы (растушевка, штриховка)
Аудиторное задание: Фантазийный букет.
Использование формата А3, цветных карандашей.
13. Тема: Линейная и воздушная перспектива. Знакомство с понятиями
"линия горизонта", "плановость в пейзаже", "линейная и воздушная
перспектива ". Этюд несложного по сюжету пейзажа в технике лессировки.
Отработка полученных навыков работы акварелью.
Аудиторное задание: Пейзаж «Времена года» с двух-трёхплановым
пространством.
Использование формата А3, акварели, кистей
14. Тема: Рисование предметов быта симметричной формы. Знакомство
с понятием "осевая симметрия", «объём предметов». Переход от плоского
изображения предметов к объёмному. Выполнение зарисовок предметов
быта сложной формы с натуры и по представлению. Способ использования
вспомогательных линий построения. Создание уравновешенной композиции
с использованием трех различных силуэтов. Тональный разбор. Отработка
ровного тона с помощью штриховки.
12

Аудиторное задание: Посуда.
Использование формата А3, графитных карандашей.
15. Тема: Форма и объём. Теплохолодность цвета. Пространственная
организация элементов композиции на листе. Понятие о форме и объёме.
Распределение

света

и

тени

на

форме

предмета.

Развитие

и

совершенствование навыков работы акварелью. Изменение оттенка цвета в
зависимости от освещения.
Аудиторное задание: Игрушка. Зверёк.
Использование формата А3, акварели, кистей.
16. Тема: Копирование с образца. Графика. Изучение материала для
копирования (пропорции предметов и их частей). Метод визирования.
Компоновка в листе. Выполнение копии с аппликации в несколько тонов с
сохранением пропорций и тональных отношений. Отработка навыка
построения предметов относительно вертикальных и горизонтальных осей.
Аудиторное задание: Копия тонального плоскостного рисунка с элементами
объёма. Контрольное задание.
Использование формата А3, графитных карандашей различной твёрдости.
17. Тема: Натюрморт. Колорит. Цветовые гармонии. Изучение
натурной постановки. Формирование умения сравнивать,
анализировать. Использование изученных приемов работы акварелью.
Компоновка в формате. Постановка предметов на плоскость. Передача
объёма предметов, влияние среды на цвет предметов в натюрморте.
Аудиторное задание: Тематический натюрморт. Контрольное задание.
Использование формата А3, акварельных красок, кистей, палитры.

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е
изд.- М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
4. Давыдов

В.В.

Проблемы

развивающего

обучения.

Опыт

теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:
Просвещение, 1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.: Просвещение, 1985
10. Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. –
М.: Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.:
Просвещение, 1982
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. – М.: Просвещение, 1985
14

15. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные
работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный
рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание
ВЛАДОС, 2008
3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. –
М.: Просвещение, 1998
4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 1998
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для
студентов

вузов,

обучающихся

по

специальности

"Изобразительное

искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель:
АСТ, 2006
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2009
8. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».