Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа № 2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО.01. УП.03. «ОСНОВЫ СКУЛЬПТУРЫ» дополнительной общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства с нормативным сроком обучения 1 год «Эстетическое развитие детей 7-10 лет» Нижний Тагил 2022 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……16 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Основы скульптуры» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ). Данная программа входит в учебный план общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства для учащихся в возрасте 7-10 лет и представляет собой пропедевтический курс к изучению предмета изобразительного искусства «Скульптура» для учащихся ДХШ. Для учащихся в младшем школьном возрасте занятия скульптурой представляют собой активное развивающее начало. Трехмерное изображение предметов помогает ученикам познать объемы в реальной полноте их формы. В дальнейшем данный предмет поможет успешному освоению не только скульптуры, но и освоению академического рисунка. Задания связаны с развитием мелкой моторики пальцев: осязая, ребенок познает структуру предметов. В занятиях скульптурой заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для общего их развития. Для детей этого возраста, характерен не столько результат, сколько сам процесс скульптуры. От младших школьников нельзя требовать соблюдения абсолютной точности. В этом возрасте дети обычно начинают лепить от частности к целому. Поэтому с первых же шагов обучения задача учителя – дать установку лепить от целого к частному. Задания рассчитаны на освоение различных способов формообразования. На уроках «Основы скульптуры» учащиеся постигают язык изобразительных видов искусства. Осваивают различные технологии работы с пластилином, лепят рельефы, круглую пластику знакомятся со способами стилизации и декорирования. Формируют навыки умения 4 изображения предметов в объеме и пространстве, учитывая их пропорции и назначение, умение создавать художественный образ. Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно – пространственных свойств действительности. Занятия приводятся в группах (в среднем – 10 учащихся) по 2 учебных часа в неделю, 68 часа в год. Обучение основам скульптуры опирается на следующие принципы: - связь с реальной жизнью, с традициями скульптуры, народного искусства. - развитие умения воспринимать трехмерную форму предметов окружающей действительности и искусства; - формирование понятия о соотношении форма, массы, пропорций и фактуры; - формирование посильного умения создавать художественный объем; - знакомство с разнообразными приемами лепки. Задачи данной программы: - формирование художественно – эстетического вкуса; - приобретение детьми некоторых профессиональных умений, навыков и знаний в области пространственного мышления; - развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения; - освоение начальных сведений об изобразительном искусстве и скульптуре и его художественном языке. - освоение навыков работы с пластилином; 5 - раскрытие уникальных способностей каждого, радость от созидания, формирование своего собственного пути. - подготовка к изучению предмета «Скульптура». 6 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Эстетическое развитие детей 7-10 лет» (нечетный год поступления) «Скульптура – вид изобразительного искусства». Лепка овощей. 3 1 2 2. Исходная форма шар. Лепка «Смешарика». Круглая скульптура. 6 2 4 3. Исходная форма цилиндр. Лепка осеннего дерева. Рельеф. 6 2 4 4. «Рыба-еж». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка шара. Круглая скульптура. 9 3 6 «Праздничный торт». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка цилиндра. Круглая скульптура. 9 3 6 «Новогодняя игрушка». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка конуса-елки. Круглая скульптура. 6 2 4 «Зимний городок». Круглая скульптура. 10 4 6 49 17 32 Аудиторное задание 1. Вид учебного занятия Задание для самостоятельн ой работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № I полугодие 5. 6. 7. Итого: II полугодие 8. «Узоры на окне». Рельеф. 5 1 4 9. «Праздничная открытка». Рельеф. 6 2 4 10. «Корзинка цветов». Рельеф. 6 2 4 11. «Кто на листике живет». Круглая скульптура. 9 3 6 12. «Белка и стрелка». Рельеф. 9 3 6 13. «Веселый кот». Рельеф. 9 3 6 14. «Весенняя композиция». Рельеф. 9 3 6 Итого: 53 17 36 Итого общее: 102 34 68 7 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Эстетическое развитие детей 7-10 лет» (четный год поступления) 6 2 4 2. «Бабочка». Барельеф. 6 2 4 3. Домашнее животное. Горельеф 9 3 6 4. «Веселая черепашка». Круглая скульптура. 9 3 6 5. Дымковская игрушка. Круглая скульптура. 9 3 6 6. «Новогодний сувенир». Круглая скульптура. 10 4 6 49 17 32 Аудиторное задание «Скульптура – вид изобразительного искусства». «Дары осени». Круглая скульптура. Вид учебного занятия Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № I полугодие 1. Итого: II полугодие 7. «Узор на окне». Контррельеф. 6 2 4 8. Тверская игрушка. Круглая скульптура. 9 3 6 9. «Танк». Круглая скульптура. 6 2 4 10. «Цветочная композиция». Рельеф. 6 2 4 11. Филимоновская игрушка. Круглая скульптура. 9 3 6 12. Рыбы из «глыбы». Круглая скульптура. 6 2 4 13. «Подводное царство». Рельеф. 11 3 8 Итого: 53 17 36 Итого общее: 102 34 68 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (нечетный год поступления) Тема 1. «Скульптура - вид изобразительного искусства». Лепка овощей. Вводная беседа о предмете, материалах, инструментах. Разные способы и приемы лепки (вытягивание, прищипывание, загибание, проработка стекой). Самостоятельная работа: повторение пройденного материала. Тема 2. Исходная форма шар. Лепка «Смешарика». Круглая скульптура. Анализ формы шара. Лепка шара двумя способами: «в руках», «на плоскости». Эскизирование и создание Смешарика. Самостоятельная работа: поиск идей. Тема 3. Исходная форма цилиндр. Лепка осеннего дерева. Рельеф. Анализ формы цилиндра. Лепка различных цилиндров способом «из шара». Эскизирование и создание осеннего дерева, рельеф, декорирование. Самостоятельная работа: работа над осенним деревом. Тема 4. «Рыба-еж». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка шара, круглая скульптура. Анализ жгута цилиндрического. Изготовление рыбы-ёж из жгута, декорирование. Самостоятельная работа: поиск идей. Тема 5. «Праздничный торт». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка цилиндра. Круглая скульптура. Изготовление цилиндра из жгута, с последующим преобразованием в праздничный торт, декорирование. Самостоятельная работа: поиск идей. 9 Тема 6. «Новогодняя игрушка». Исходная форма жгут цилиндрический. Лепка конуса-елки. Круглая скульптура. Анализ формы конуса. Изготовление конуса из жгута с последующим преобразованием в новогоднюю игрушку-елку, декорирование. Самостоятельная работа: поиск идей. Тема 7. «Зимний городок». Круглая скульптура. Создание снеговика и елки из геометрических фигур: шар и конус. Декорирование. Самостоятельная работа: поиск идей, закрепление изученного материала. Тема 8. «Узоры на окне». Рельеф. Эскизирование и создание рельефа узоров на окне. Использование жгута как способ декора. Работа со стекой. Самостоятельная работа: поиск идей – наблюдение за природой. Тема 9. «Праздничная открытка». Рельеф. Эскизирование и создание открытки на 8 Марта с помощью налепов, жгутов и т.д. Самостоятельная работа: поиск поздравлений. Тема 10. «Корзинка цветов». Рельеф. Эскизирование и создание корзинки с цветами на картонке. Знакомство с технологией изготовления цветов. Самостоятельная работа: поиск интересных идей цветов. Тема 11. «Кто на листике живет». Круглая скульптура. Лепка гусеницы или жука на листочке. Самостоятельная работа: поиск интересной формы насекомого и листочка. 10 Тема 12. «Белка и стрелка». Рельеф. Эскизирование и создание открытки ко Дню Космонавтики. Использование налепов и жгута. Самостоятельная работа: поиск информации о Дне Космонавтики и Белке и Стрелке. Тема 13. «Веселый кот». Рельеф. Эскизирование и создание рельефа «Веселый кот». Использование изученных способов декорирования. Самостоятельная работа: поиск идей. Тема 14. «Весенняя композиция». Рельеф. Эскизирование и создание композиции из гнезда, ветки, дерева и птиц. Лепка из шара, конуса, цилиндра, жгутов, использование декорирования. Самостоятельная работа: поиск интересной формы веток, животных, листочков. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (чётный год поступления) Тема 1. «Скульптура – вид изобразительного искусства». «Дары осени». Круглая скульптура. Создание композиции: «Корзина с овощами». Повторение основных принципов лепки, изученных в предыдущем году (шар, конус, цилиндр и различные виды жгутов). Самостоятельная работа: поиск интересной формы овощей. Тема 2. «Бабочка». Барельеф. Знакомство с различными видами рельефа: горельеф, барельеф, контррельеф. Выполнение барельефа: «Бабочка» с элементами декорирования. Самостоятельная работа: поиск интересной формы бабочки. 11 Тема 3. Домашнее животное. Горельеф. Эскизирование и создание горельефа. Использование геометрических фигур. Декорирование. Самостоятельная работа: поиск интересной формы животных. Тема 4. «Веселая черепашка». Круглая скульптура. Создание черепашки из геометрических форм, оригинальное декорирование. Самостоятельная работа: поиск интересной формы декора. Тема 5. Дымковская игрушка. Круглая скульптура. Знакомство с Дымковской игрушкой (история, показ подлинников). Понятие о стилизации. Эскизирование и создание «дымковской» игрушки. (Лошадка, барышня, индюк и т. д.). Самостоятельная работа: просмотр наглядного материала. Тема 6. Новогодний сувенир. Круглая скульптура. Эскизирование и создание новогоднего сувенира, новогоднего символа и т.д. Самостоятельная работа: просмотр вариантов символов. Тема 7. «Узор на окне». Контррельеф. Изготовление плинта по форме окна с применением шаблона. Создание узора заснеженного окна процарапыванием, продавливанием, вырезанием стекой. Самостоятельная работа: поиск идей – наблюдение за природой. Тема 8. Тверская игрушка. Круглая скульптура. Знакомство с Тверской игрушкой (история, показ подлинников). Понятие о стилизации. Эскизирование и создание игрушки. Самостоятельная работа: просмотр наглядного материала. 12 Тема 9. «Танк». Круглая скульптура. Создание танка. Применение изученных навыков построения формы, декорирование. Самостоятельная работа: просмотр наглядного материала. Тема 10. «Цветочная композиция». Рельеф. Эскизирование и создание открытки на 8 Марта. Использование геометрических форм, жгутов. Самостоятельная работа: поиск поздравления на праздник. Тема 11. Филимоновская игрушка. Круглая скульптура. Знакомство с Филимоновской игрушкой (история, показ подлинников). Понятие о стилизации. Эскизирование и создание игрушки. Самостоятельная работа: просмотр наглядного материала. Тема 12. Рыбы «из глыбы». Круглая скульптура. Знакомство с приемами лепки из целого куска пластилина. Передача характерных особенностей рыбы по плакатам с изображением рыб. Самостоятельная работа: поиск интересной формы рыб. Тема 13. «Подводное царство». Рельеф. Итоговая композиция (рельеф) по мотивам растительного и животного мира с элементами декорирования. Создание законченного образа. Самостоятельная работа: поиск интересных форм животных, водорослей. 13 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учащиеся, освоившие программу «Основы скульптуры», должны: • свободно владеть лепным материалом (пластилин); • знать исходные формы и уметь выполнять их в любых размерах и пропорциях; • знать и правильно использовать приемы декорирования; • уметь использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; • знать терминологию скульптуры в рамках программы; • уметь выполнять работы в барельефе, горельефе, контррельефе; • сформировать пространственное мышление. 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. “5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения в работе с пластилином. “4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции, в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. “3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. 15 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Оборудование и учебно-наглядные пособия: • Столы, стулья; • Натюрмортные столики; • Демонстрационные полки; • Доска ученическая; • Лучшие работы учащихся прошлых лет; • Работы тагильских скульпторов (подлинники); • Ножи, стеки; • Гипсовые образцы рельефов и круглой скульптуры; • Доски для создания рельефов; • Инструменты для декорирования; • Демонстрационные пособия. 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воронова О. П. Искусство скульптуры (нар. университет, факультета литер. и искусства) – М.: Знание, 1981 2. Глазова М. газета «Начальная школа» Учителю на заметку Я леплю из пластилина. № 27 – 28 2003 с. 1 – 64. 3. Горяева Н. А. Островская Декоративно прикладное искусство в жизни человека М. 2000 4. Горичева В. С. Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль 1998 5. Кнабе Г. Искусство № 11 – 2003; с 2 – 3 6. Конышева Н. М. Чудесная мастерская Ассоциация XXI века 2001 7. Конышева Н. М. Наш рукотворный мир Ассоциация XXI века 8. Конышева Н. М. Секреты мастеров Ассоциация XXI века М. 2001 2001 9. Левин В. А. Воспитание творчества № 12 – 2003, с 5 – 20; № 13 – 2003 с. 9 – 16 10. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное пособие 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство 1982. 11. Петров В. Ф. Юрий Чернов. Скульптор и его герои. – М.: Советский художник, 1988. 12. Скульптура малых форм. Альбом. Бабурина Надежда. – М.: Советский художник, 1982 13. Скульптура. История искусств для детей. - М.: 2002 14. Эпельбаум- Марченко Б. Реальность и фантазия. Скульптура Альбом – М.: Советский художник, 1986 17