Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №2» Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03 «ОСНОВЫ СКУЛЬПТУРЫ» по дополнительной общеразвивающей программе в области декоративно – прикладного искусства «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ» с нормативным сроком обучения 1 год (возраст поступающих 7-10лет) Нижний Тагил 2022 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Основы скульптуры» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ) Предметы программы эстетического развития «Основы изобразительного искусства», «Декоративно-прикладное искусство», «Основы скульптуры» взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения по данной программе, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура». Лепка- это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются круглая скульптура, рельефные образы и целые композиции. Для учащихся в младшем школьном возрасте занятия лепкой представляют собой активное развивающее начало. Возможности лепки невероятно разнообразны и, при этом, доступны. По данной программе большая часть искусственный заданий материал, выполняется специально из пластилина. созданный для Пластилин лепки и моделирования. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Трехмерное изображение предметов помогает ученикам познать объемы в реальной полноте их формы. В дальнейшем данный предмет поможет успешному освоению не только скульптуры, но и освоению академического рисунка. 4 Тематический план программы строится так, чтобы содержание и методы обучения соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка. В занятиях лепкой заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для общего их развития. Для детей этого возраста, характерен не столько результат, сколько сам процесс лепки. От младших школьников нельзя требовать соблюдения абсолютной точности. Основы скульптуры воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Формируются навыки умения изображения предметов в объеме и пространстве, учитывая их пропорции и назначение, умения создавать художественный образ. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, работа с материалами, контролю времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно – пространственных свойств действительности. Занятия приводятся в группах (в среднем – 10 учащихся) по 2 учебных часа в неделю. Распределение учебных часов по годам произведено согласно учебному плану: 1 класс – 68 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов. Обучение основам скульптуры опирается на следующие принципы: - связь с реальной жизнью, с традициями скульптуры, народного искусства. - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - формирование понятия о соотношении форма, массы, пропорций и фактуры; 5 - развить познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию, пространственное представление и цветовое восприятие - знакомство с разнообразными приемами лепки. Задачи данной программы: - сформировать способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, собственной и окружающих; - формировать навыки сотрудничества; - сформировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. - формирование художественно – эстетического вкуса; - приобретение детьми некоторых профессиональных умений, навыков и знаний в области пространственного мышления; - развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения; освоение начальных сведений об изобразительном искусстве и «Скульптуре» и его художественном языке; - сформировать у детей практические приемы и навыки; - воспитывать аккуратность в работе с пластилином, трудолюбие и старание, бережное отношение к продукту труда, развивать мелкую моторику кистей рук; - подготовка к изучению предмета «Скульптура». 6 Задание для самостояте льной работы Аудиторно е задание Наименование темы Вид учебного занятия № Максималь ная учебная нагрузка УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Нечетный год поступления I полугодие Урок 1 - 1 Урок 4 - 4 Урок 3 - 3 Урок 2 - 2 Урок 4 - 4 Урок 2 - 2 7. Вводная беседа о предмете, материалах, инструментах, технике безопасности. Свободная лепка. Исходная форма шар. Игрушки «Слон», «Поросенок», «Лошарик», «Баран». Исходная форма цилиндр. Игрушка «Жираф», «Зебра», «Дельфин» Исходная форма конус(капля). Игрушка: «Пингвин», «Кенгуру» Комбинированная форма. Игрушки: «Цветущее дерево», «Медведь», «Гусь», «Дед Мороз» Исходная форма: жгут цилиндрический. Игрушка. Упражнения на смешивание цветов. Урок 4 - 4 8. Пластилиновая живопись Урок 6 - 6 9 Новогодняя елка Урок 4 - 4 10 Открытка новогодняя Урок 2 - 2 - 32 1. 2. 3. 4. 5. 6. Итого: 32 II полугодие Урок 4 - 4 12. Мое любимое животное Урок 4 - 4 13. Натюрморт художника Урок 4 - 4 14. Сувенир к празднику Урок 2 - 2 15. Ваза с цветами Урок 2 - 2 16. Птичка-заботливая мама Урок 6 - 6 11. Несуществующее животное 17 Космонавт Урок 2 - 2 18 Матрешка Урок 4 - 4 19 День победы. Открытка на картоне. Урок 2 - 2 20 Волшебный замок Урок 2 - 2 21 Черепашка урок 4 - 4 Итого: 36 - 36 Итого общее: 68 - 68 7 Аудиторное задание Задание для самостоятель ной работы Наименование темы Максимальна учебная я нагрузка № Вид учебного занятия Четный год поступления I полугодие 1. «Листопад». Рельеф. Урок 4 - 4 2. Чайный сервиз Урок 2 - 2 3. «Замок». Рельеф. Урок 4 - 4 4 Буквица Урок 4 - 4 5 Осенний букет Урок 2 - 2 6. Пластилиновая живопись. Пейзаж Урок 4 - 4 7 Животные разных континентов. Урок 2 - 2 8. Парад геометрических фигур. Урок 8 - 8 9. Сувенир. Новогодняя игрушка Урок 2 - 2 - 32 Итого: 32 II полугодие 6. Освоение пространства. Урок 6 - 6 7. Военная техника. Круглая скульптура Урок 6 - 6 8. 6 - 6 9. Фигура человека. Знакомство с Урок пропорциями. Животное из жгута. Круглая скульптура Урок 4 - 4 10. Клоун. Рельеф Урок 6 - 6 11. «По мотивам народных сказок» Урок 8 - 8 Итого: 36 - 36 Итого общее: 68 - 68 8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Нечетный год поступления Тема 1 . Беседа об одном из видов изобразительного искусства - скульптуре. Разные способы (скульптурный, комбинированный) и приёмы лепки (вытягивание, прищипывание, загибание, проработка деталей стекой). Знакомство с материалами и инструментами. Тема 2. Анализ формы шара. Показ предметов округлой формы. Лепка формы шара «мяч» двумя способами: «в руках» «на плоскости». Изготовление разных мячей больших средних и малых форм. (например 2-3 больших, 5 средних 7 малых) для изготовления игрушки «слон», «поросенок», «лошарик»и тд. Дать понятие о круговом обзоре скульптуры (любую объёмную работу в процессе её создания необходимо смотреть со всех сторон, лепить обеими руками). Тема 3. Анализ формы цилиндра. Показ предмета цилиндрической формы. Лепка формы цилиндра разной толщины и длинны способом «из шара». Изготовление игрушки «Жираф», «Зебра», «Дельфин» из цилиндров. Выполнение налепов для придания схожести: пятна на жирафе, полосы на зебре и т.д. Тема 4. Анализ формы конуса. Показ предметов конической формы. Лепка конуса и шара. Изготовление игрушки «Пингвин», «Кенгуру». Украшение конической изделий в виде налепов и оттисков. Тема 5. Комбинированная форма. Совмещение изученных ранее форм. Создание игрушек: «Цветущее дерево», «Медведь», «Гусь», «Дед Мороз». Совершенствование навыков лепки, использование разных методов. Тема 6. Анализ формы жгут цилиндрический. Формирование навыков раскатывания цилиндрического жгута. Наращивание массы. Закрепление навыков примазывания, отщипывания для качественной лепки. Создание «Игрушки». Использование дополнительных элементов, форм при лепке. Тема 7. Упражнение на смешивание цветов. Создание детьми своей «пластилиновой палитры». Смешение двух и более разных цветов пластилина. А также полное и частичное смешение цветов как разные способы лепки и декорирования. Тема 8. Пластилиновая живопись. Закрепление знаний, умений, навыков лепки с помощью смешивания цветов. Формирование навыков лепки по контуру, размазывать по всей форме. Формирование навыков подбора цвета. Развитие индивидуальных способностей. 9 Тема 9. Лепка «Новогодней елки» из цилиндрического жгута. Закрепление навыков. Познакомить с принципами декорирования с помощью налепа и продавливания при создании образа. Тема 10. Создание новогодней открытки. Обучающийся сам выбирает при помощи каких ранее изученных методов лепки будет выполнена работа. Методы могут быть как совмещены, так и использован какой-то конкретный. С подбором цвета и применением смешения цветов. Тема 11. Создание игрушки «Несуществующее животное». Задание предполагает фантазирование, лепку по представлению, применяя различные средства выразительности - форму, цвет, композицию. Тема 12. «Мое любимое животное», лепка по представлению. Умение передавать основные признаки и характерные особенности животных. Закрепление навыков лепки и декорирования. Тема 13. «Натюрморт художника» - задание, которое предполагает создание композиции, грамотное размещение предметов на плоскости. Подбор предметов, которые могли бы оказаться на столе или мольберте художника, а также продумывание соразмерности предметов. Тема 14. «Сувенир к празднику», задание, связанное с чтением традиции празднования «Дня Защитника Отечества». Создание выразительного ассоциативного образа через форму, пропорцию, позу, существенные детали. Тема 15. «Ваза с цветами», задание, связанное с чтением традиции празднования «Международного женского дня». Закрепление навыков лепки, при помощи цилиндрического жгута вазы сложной формы. Лепка цветов, методом вытягивания. Передача основных черт и признаков цветов: тюльпан, роза. Тема 16. Данная работа предполагает лепку многофигурной композиции. Грамотное расположение птиц в среде обитания. Вид птицы выбирается обучающимися, по желанию. Передача основных особенностей, конкретных видов птиц. Закрепление навыков комбинированной лепки. Тема 17. Работа «Космонавт» приурочена к празднованию «Дня Космонавтики», первая попытка лепки фигуры человека. Общая анатомия. Изучение скафандра, основных элементов. Тема 18. Изучение русского народного промысла деревянной игрушки, в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы 10 меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Попытка передачи основных черт, характерных узоров, присущих данному промыслу. Тема 19. Работа приурочена празднованию «Дня Победы», создание открытки на картоне. Закрепление навыков лепки по контуру, равномерного распределения по всей форме. Закрепление навыков подбора цвета. Тема 20. Небольшая круглая скульптура, лепка фантазийной архитектуры. Закрепление всех изученных навыков лепки. Совершенствование навыков декорирования: использование фактурных тканей, штампов. Тема 21. Итоговая работа. Создание работы на основе всех изученных ранее тем. Передача основных характерных особенностей. Методы лепки и декорирование на усмотрение обучающегося. Проверка навыков и качества лепки, подбора цветового решения. 11 Четный год поступления Тема 1. Знакомство с пластикой живого листа (натурный материал). Ритмизация плоскости для создание ощущения движения (по кругу, диагонали и т. д.) Повторение знания, умение, навыков предыдущего года обучения. Создание рельефа из 3- 4 листьев. Тема 2. Создание дизайна чайного сервиза. Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии, способности добиваться выразительности композиции. Использование всех ранее изученных методов декорирования. Тема 3. Создание эскиза архитектурной композиции с помощью геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) аппликационно и трехуровневого рельефа. Тема 4. Изучение глубинного образа Родного языка. Создание фантазийной композиции «Буквица». Рельеф. Тема 5. «Осенний букет», творческое задание. Создание композиции букета из присущих осени даров: цветы, листья, фрукты, овощи. Выбор цветового решения, смешивание цветов. Тема 6. Пластилиновая живопись. Пейзаж. Понятие пейзаж, виды пейзажа. Закрепление знаний, умений, навыков лепки с помощью смешивания цветов. Формирование навыков лепки по контуру, размазывать по всей форме. Формирование навыков подбора цвета. Развитие индивидуальных способностей. Тема 7. Животные разных континентов. Изучение основных анатомических особенностей разных животных. Понятие мелкой пластики. Лепка из цельного куска. Тема 8. Создание эскиза композиции с помощью шаблонов (квадрат, круг, треугольник) аппликационно и трехуровневого рельефа Тема 9. Знакомство с сувенирной продукцией. Разработка сувенира по мотивам символа восточного календаря. Стилизация формы и ее декорирование. (круглая скульптура). Тема 10 Создание интерьера (угол комнаты). Создание мебели, предметов быта. Правильно заполнить пространство. Тема 11. Задание приуроченное «Дню Защитника Отечества». Изучение основной военной техники. Лепка круглой скульптуры. 12 Тема 12. Изучение основной анатомии человеческого тела, пластических свойств. Лепка с фигуры человека с натуры, поочередное позирование учащихся. Тема 13. Животное из цилиндрического жгута. Лепка пустотелого изделия. Создание любого животного на выбор обучающегося. Передача основных характерных особенностей. Тема 14. Создание рельефной композиции «Клоун». Знакомство с пластикой человеческого тела. Создание фигурки «куклы», «клоуна», и т. д. по замыслу учащегося с использованием формы шара, конуса, цилиндра, жгутов. Декорирование образа. Тема 15. Итоговая работа. Выполнение рельефа по мотивам народных сказок. Самостоятельно выбрать отдельного героя или сюжет, определить способы и приёмы лепки, в зависимости от характера образа придать персонажам сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма). Выставка работ на которой демонстрируются знание умение и навыки, полученными учащимися при изучении предмета «Лепка». 13 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учащиеся, освоившие программу «Лепка» должны: • свободно владеть лепным материалом (пластилин); • знать исходные формы и уметь выполнять их в любых размерах и пропорциях; • знать и правильно использовать приемы декорирования; • уметь использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; • знать терминологию скульптуры в рамках программы; • уметь выполнять работы в барельефе, горельефе, контррельефе; • сформировать пространственное мышление. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Оборудование и учебно-наглядные пособия: • Столы, стулья; • Натюрмортные столики; • Демонстрационные полки; • Доска ученическая; • Лучшие работы учащихся прошлых лет; • Работы тагильских скульпторов (подлинники); • Ножи, стеки; • Гипсовые образцы рельефов и круглой скульптуры; • Доски для создания рельефов; • Инструменты для декорирования; • Демонстрационные пособия. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воронова О. П. Искусство скульптуры (нар. университет, факультета литер. и искусства) – М.: Знание, 1981 2. Глазова М. газета «Начальная школа» Учителю на заметку Я леплю из пластилина. № 27 – 28 2003 с. 1 – 64. 3. Горяева Н. А. Островская Декоративно прикладное искусство в жизни человека М. 2000 4. Горичева В. С. Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль 1998 5. Кнабе Г. Искусство № 11 – 2003; с 2 – 3 6. Конышева Н. М. Чудесная мастерская Ассоциация XXI века 2001 7. Конышева Н. М. Наш рукотворный мир Ассоциация XXI века 2001 8. Конышева Н. М. Секреты мастеров Ассоциация XXI века М. 2001 9. Левин В. А. Воспитание творчества № 12 – 2003, с 5 – 20; № 13 – 2003 с. 9 – 16 10. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное пособие 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство 1982. 11. Петров В. Ф. Юрий Чернов. Скульптор и его герои. – М.: Советский художник, 1988. 12.Скульптура малых форм. Альбом. Бабурина Надежда. – М.: Советский художник, 1982 13.Скульптура. История искусств для детей. - М.: 2002 14.Эпельбаум- Марченко Б. Реальность и фантазия. Скульптура Альбом – М.: Советский художник, 1986 15