ДПИ Э(6)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО.01. УП. 02
«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
дополнительной общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного искусства
«Эстетическое развитие детей»
(возраст поступления 7-10 лет)

Нижний Тагил
2022

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.................................................................................. 4
Учебно-тематический план............................................................................ 8
Содержание учебного предмета.................................................................... 12
Требования к уровню подготовки обучающихся........................................ 20
Формы и методы контроля. Система оценок.............................................. 21
Методическое обеспечение учебного процесса.......................................... 22
Список литературы........................................................................................

25

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

учебного

предмета

«Основы

декоративно-прикладного

творчества» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства
Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ)
Учебный предмет «Основы декоративно-прикладного творчества» входит
в состав предметной области «Учебные предметы художественно-творческой
подготовки» учебного плана общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного искусства для учащихся в возрасте 8-10 лет.
Программа

учебного

предмета

«Основы

декоративно-прикладного

творчества» направлена на создание условий для познания обучающимися
приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие
потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование
основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение
интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя три раздела, каждый раздел объединен одной
темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из
возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных
форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание
музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных
работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают
особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со
специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

4

Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебных
занятий составляет 34 недели.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме,
численность группы – от 11. Для развития навыков творческой работы
учащихся,

программой

предусмотрены

методы

дифференциации

и

индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.
Цель учебного предмета: формирование у детей младшего школьного
возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области
декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1. Обучающие:
– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
– овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и
основами художественного мастерства;
– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
– научить приемам составления и использования композиции в различных
материалах и техниках;
– научить творчески использовать полученные умения и практические
навыки;
– научить
действий

планировать

последовательность

выполнения

и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

2. Воспитательно-развивающие:
– пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству;
– раскрыть и развить потенциальные
каждого ребенка;
5

творческие

способности

– формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
– приобщить к народным традициям;
– воспитать внимание, аккуратность,

трудолюбие, доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество.
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. Объяснительно-иллюстративные

(демонстрация

методических

пособий, иллюстраций);
2. Творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
3. Исследовательские

(исследование

свойств

бумаги,

а

также

возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических

занятий,

самостоятельной

работы

по

сбору

натурного

материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения
работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Каждый

обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел,
6

техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных
умельцах.
Библиотечный

фонд

укомплектован

печатными

и

электронными

изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству. Кабинет оборудован удобной мебелью,
наглядными пособиями.

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторное
задание

Задание для
самост. работы

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

№

Вид учебного
занятия

(чётный год поступления)

I полугодие
Раздел 1. Работа с бумагой
1.1 Виды бумаги. Пластические и
художественные свойства бумаги.
1.2. Приемы и виды аппликации из

урок

6

2

2

6

2

4

6

2

4

6

2

6

3

1

6

6

2

6

2

4

6

2

2

48

16

32

урок

бумаги. Технология обрывной и
мозаичной аппликации.
1.3. Способы создания различных

урок

объемов из бумаги (сгибание,
тиснение, сжимание и др.)
1.4. Приемы объемной аппликации.

урок

1.5. Квиллинг. Технология

урок

выполнения квиллинга
1.6. Знакомство с историей техники

урок

декупаж. Виды декупажа, его

4

стили и декоративные эффекты.
1.7. Конструирование из бумаги

урок

1.8. Фигурное вырезывание из бумаги.

урок

Снежинка.
Итого:
II полугодие
Раздел II. Работа с тканью
8

2.1. Виды тканей, их свойства и
применение. Техника
безопасности при работе с тканью
Основные приемы работы с
тканью.
2.2. Клеевая плоская лоскутная

урок
4

6

2

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

6

6

2

4

6

2

6

2

6

Итого:

54

18

36

Итого общее:

102

34

68

урок

аппликация
2.3. Отработка навыков резания по

урок

ткани. Нарезка лоскутиков для
изготовления куклы-закрутки
Раздел III. Плетение
3.1. Плетение. Инструменты и

Урок

материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего
места. Правила техники
безопасности.
3.2. Плетение на проволоке.

Урок

Знакомство со схемами.
Изготовление плоских фигурок
насекомых, животных и птиц.
3.3. Макраме. История возникновения

Урок

макраме.
3.4. Знакомство с нитями. Кукла из

Урок

ниток (куколки-талисманчики)
3.5. Основные узлы макраме: плоские

4

Урок

узлы, левосторонние,
правосторонние, цепочки из них.
Плетение браслета.

9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторное
задание

Задание для
самост. работы

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

№

Вид учебного
занятия

(нечётный год поступления)

I полугодие
Раздел 1. Работа с бумагой
1.1 Виды бумаги. Пластические и
художественные свойства бумаги.
1.2. Приемы и виды аппликации из

урок

6

2

4

6

2

4

6

2

4

урок

бумаги. Технология обрывной и
мозаичной аппликации.
1.3. Способы создания различных

урок

объемов из бумаги (сгибание,
тиснение, сжимание и др.)
1.4. Приемы объемной аппликации.

урок

6

2

4

1.5. Приемы вырезание из бумаги.

урок

3

1

2

1.6. Конструирование из бумаги.

урок

3

1

2

1.7. Квилинг. Технология выполнения

урок

6

2

6

2

4

6

2

4

48

16

32

квилинга
1.8. Знакомство с историей техники

4

урок

декупаж. Виды декупажа, его
стили и декоративные эффекты.
1.9. Фигурное вырезывание из бумаги.

урок

Снежинка.
Итого:
II полугодие
10

Раздел II. Работа с тканью
2.1. Виды тканей, их свойства и
применение. Техника
безопасности при работе с тканью
Основные приемы работы с
тканью.
2.2. Клеевая плоская лоскутная

урок
4

6

2

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

6

6

2

4

6

2

6

2

6

Итого:

54

18

36

Итого общее:

102

34

68

урок

аппликация
2.3. Отработка навыков резания по

урок

ткани. Нарезка лоскутиков для
изготовления куклы-закрутки
Раздел III. Плетение
3.1. Плетение. Инструменты и

урок

материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего
места. Правила техники
безопасности.
3.2. Плетение на проволоке.

урок

Знакомство со схемами.
Изготовление плоских фигурок
насекомых, животных и птиц.
3.3. Макраме. История возникновения

урок

макраме.
3.4. Знакомство с нитями. Кукла из

урок

ниток (куколки-талисманчики)
3.5. Основные узлы макраме: плоские

4

урок

узлы, левосторонние,
правосторонние, цепочки из них.
Плетение браслета.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(чётный год поступления)
Раздел 1. Работа с бумагой.
1.1 Тема: Виды бумаги. Пластические и художественные свойства
бумаги.

Своеобразие

видов

бумаги.

Познакомить

с

физическими,

пластическими и художественными возможностями бумаги в декоративноприкладном творчестве.
Самостоятельная работа. Создать коллекции различных видов бумаги.
1.2 Тема: Приемы и виды аппликации из бумаги. Технология
мозаичной аппликации. Особенности и приемы выполнения аппликации из
бумаги. Ознакомить с видами аппликации из бумаги. Технология выполнения
мозаики из бумаги.
Самостоятельная работа. Выполнить плоскостную композицию в технике
аппликации («Пейзаж», «Осенний лист», «Натюрморт»)
1.3 Тема: Способы создания различных объемов из бумаги. Оригами.
Познакомить с приемами создания различных объемов из бумаги
(сжимание, скручивание, тиснение и др.).
Самостоятельная работа. Выполнить упражнения по освоению приемов
создания различных объемов из бумаги. Оригами рыбка, лиса.
1.4 Тема: Приемы объемной аппликации. Разнообразие пластического
решения объемной аппликации. Познакомить с технологическими приемами
выполнения объемной аппликации.
Самостоятельная работа. Создать объемную аппликацию «Букетов
цветов».
1.5 Тема: Квиллинг. Технология выполнения квиллинга. Понятие
квиллинга-«бумагокручения». Познакомить с историей появления данного
вида декоративного творчества. Квиллинг как хобби и искусство бумажной
пластики. Ознакомить с материалами и инструментами квиллинга. Освоить
основные технологические приемы квиллинга.
12

Самостоятельная работа. Просмотр видеоматериалов и литературы о
квиллинге. Выполнить различные декоративные элементы квиллинга.
1.6 Тема: Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа,
его стили и декоративные эффекты.

Понятие техники "Декупаж".

Познакомить с историей декупажа. Продемонстрировать материалы и
инструменты, применяемые в декупаже, их свойства, способы использования и
методы работы с ними. Изучить виды и стили декупажа, декоративные
эффекты.
Самостоятельная работа. Просмотр видеоматериалов и литературы о
декупаже. Выполнение декорирования различных поверхностей.
1.7 Тема: Конструирование из бумаги. Технология конструирования из
бумаги. Ознакомить с основными приемами конструирования. Выполнить
упражнения по конструированию. Понятие овала. Ознакомить с приемами
деления окружности на равные части.
Самостоятельная работа. Выполнить различные упражнения по освоению
приемов конструирования из бумаги.
1.8 Тема: Фигурное вырезывание из бумаги. Снежинка. Изучение
типов снежинок, шестигранная, восьмигранная. Особенности вырезания
снежинки. Вырезка декоративного узора.
Самостоятельная

работа.

Вырезать

2-3

штуки

шестигранных

и

восьмигранных снежинок.
Раздел 2. Работа с тканью
2.1 Тема: Виды тканей, их свойства и применение. Техника
безопасности при работе с тканью. Основные приемы работы с тканью.
Изучить виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы
обработка различных поверхностей тканей.
Самостоятельная работа. Подготовить альбом с разными видами тканей.
2.2 Тема: Клеевая плоская лоскутная аппликация. Изучить виды
аппликации, применение, назначение и способы выполнения накладной и
13

клеевой аппликации. Заготовить цветные кусочки ткани для оформления
композиции.
Самостоятельная работа. Изготовление образцов лоскутных узоров в
технике аппликация.
2.3 Тема: Отработка навыков резания по ткани. Изготовление куклызакрутки. Познакомиться с историей развития лоскутного шитья в России и в
других странах мира, с его значением в жизни людей и применение в быту.
Современное искусство лоскутного шитья.
Самостоятельная работа. Изучить видеоматериал и литературу по данной
теме. Изготовить куклу-закрутку.
Раздел 3. Плетение.
3.1 Тема: Плетение. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Изучить

теоретические

сведения.

Основные

приемы

бисероплетения:

простое низание (цепочка). Параллельное низание (техника параллельного
плетения). Низание петлями. Игольчатое плетение или низание столбиком.
Круговое, или французское, плетение. Плетение крестом.
Самостоятельная работа. Выполнить основные приемы плетения.
3.2

Тема:

Плетение

на

проволоке.

Знакомство

со

схемами.

Изготовление плоских фигурок насекомых, животных и птиц. Изучить
основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления изделий на
плоской основе. Познакомиться со схемами. Выполнение отдельных элементов
на основе изученных приёмов.
Самостоятельная работа. Изготовить плоскую фигуру в технике плетения
из бисера.
3.3 Тема: Макраме. История возникновения макраме. Изучить
историю возникновения развития макраме. Инструменты, материалы

и

приспособления, которые понадобятся при работе. Правила их хранения.
Безопасность работы.

14

Самостоятельная работа. Изучить литературу и видеоматериал по данной
теме. Освоить основные техники макраме.
3.4 Тема: Знакомство с нитями. Кукла из ниток (куколкиталисманчики).

Познакомиться с историей создания куклы на Руси,

некоторыми видами обрядовых кукол и с изготовлением куклы. Изучить
технологию создания куклы, подобрать цвета, которые сочетаются между
собой.
Самостоятельная работа. Изготовление «Куколок-талисманчиков»
3.5 Тема: Основные узлы макраме: плоские узлы, левосторонние,
правосторонние,

цепочки

из

них.

Плетение

браслета.

Изучить

классификацию узлов. Узелковая и рабочая нити. Плоские

узлы:

левосторонние, правосторонние, двойные, узор «хамелеон», выполнение
образцов этих узлов. Цепочки витые, плоские. Условные обозначения на
схемах.
Самостоятельная

работа.

Плетение

браслета

левосторонним

и

правосторонним узлом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(нечётный год поступления)
Раздел 1. Работа с бумагой.
1.1 Тема: Виды бумаги. Пластические и художественные свойства
бумаги.

Своеобразие

видов

бумаги.

Познакомить

с

физическими,

пластическими и художественными возможностями бумаги в декоративноприкладном творчестве.
Самостоятельная работа. Создать коллекции различных видов бумаги.
1.2 Тема: Приемы и виды аппликации из бумаги. Технология
мозаичной аппликации. Особенности и приемы выполнения аппликации из
бумаги. Ознакомить с видами аппликации из бумаги. Технология выполнения
мозаики из бумаги.
15

Самостоятельная работа. Выполнить плоскостную композицию в технике
аппликации («Пейзаж», «Осенний лист», «Натюрморт») из геометрических
фигур.
1.3 Тема: Способы создания различных объемов из бумаги. Оригами.
Познакомить с приемами создания различных объемов из бумаги
(сжимание, скручивание, тиснение и др.).
Самостоятельная работа. Выполнить упражнения по освоению приемов
создания различных объемов из бумаги. Оригами рыбка, лиса в технике
«Модульное оригами».
1.4 Тема: Приемы объемной аппликации. Разнообразие пластического
решения объемной аппликации. Познакомить с технологическими приемами
выполнения объемной аппликации.
Самостоятельная работа. Создать объемную аппликацию «Букет для
мамы».
1.5 Тема: Приемы вырезывания из бумаги. Вырезка – прием
художественной обработки бумаги. Ознакомить с историей бумажной вырезки.
Освоение техники вырезки из бумаги. Особенности бумажной вырезки.
Выполнить приемы вырезки из бумаги. Создать декоративную композицию в
технике вырезки.
Самостоятельная работа. Изучить литературу по данной теме.
Выполнить упражнения по освоению приемов бумажной вырезки. Создать
декоративную композицию «Веселые животные» в технике вырезки.
1.6 Тема: Фигурное вырезывание из бумаги. Снежинка. Изучение
типов снежинок, шестигранная, восьмигранная. Особенности вырезания
снежинки. Вырезка декоративного узора.
Самостоятельная работа. Вырезать 2-3 штуки объемных снежинок.
1.7 Тема: Квиллинг. Технология выполнения квиллинга. Понятие
квиллинга-«бумагокручения». Познакомить с историей появления данного
вида декоративного творчества. Квиллинг как хобби и искусство бумажной
16

пластики. Ознакомить с материалами и инструментами квиллинга. Освоить
основные технологические приемы квиллинга.
Самостоятельная работа. Просмотр видеоматериалов и литературы о
квиллинге. Выполнить различные декоративные элементы квиллинга (лист,
глаз, треугольник, луна, замкнутая спираль, конус, ролл) .
1.8 Тема: Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа,
его стили и декоративные эффекты.

Понятие техники "Декупаж".

Познакомить с историей декупажа. Продемонстрировать материалы и
инструменты, применяемые в декупаже, их свойства, способы использования и
методы работы с ними. Изучить виды и стили декупажа, декоративные
эффекты.
Самостоятельная работа. Просмотр видеоматериалов и литературы о
декупаже. Выполнение декорирования различных поверхностей. Создание
вазы под фрукты с элементами росписи.
1.9 Тема: Конструирование из бумаги. Технология конструирования из
бумаги. Ознакомить с основными приемами конструирования. Выполнить
упражнения по конструированию. Понятие овала. Ознакомить с приемами
деления окружности на равные части.
Самостоятельная работа. Выполнить различные упражнения по освоению
приемов конструирования из бумаги. Творческое занятие «Космическое
путешествие».

Раздел 2. Работа с тканью
2.1 Тема: Виды тканей, их свойства и применение. Техника
безопасности при работе с тканью. Основные приемы работы с тканью.
Изучить виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы
обработка различных поверхностей тканей.
Самостоятельная работа. Подготовить альбом с разными видами тканей,
подготовить рассказ «Из какой такни шьют вещи».
17

2.2 Тема: Клеевая плоская лоскутная аппликация. Изучить виды
аппликации, применение, назначение и способы выполнения накладной и
клеевой аппликации. Заготовить цветные кусочки ткани для оформления
композиции.
Самостоятельная работа. Изготовление образцов лоскутных узоров в
технике аппликация. Творческое задание: создать композицию из лоскутков
ткани.
2.3 Тема: Отработка навыков резания по ткани. Изготовление куклызакрутки. Познакомиться с историей развития лоскутного шитья в России и в
других странах мира, с его значением в жизни людей и применение в быту.
Современное искусство лоскутного шитья.
Самостоятельная работа. Изучить видеоматериал и литературу по данной
теме. Изготовить куклу-закрутку используя наполнитель (вата, синтепон)
Раздел 3. Плетение.
3.1 Тема: Плетение. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Изучить

теоретические

сведения.

Основные

приемы

бисероплетения:

простое низание (цепочка). Параллельное низание (техника параллельного
плетения). Низание петлями. Игольчатое плетение или низание столбиком..
Самостоятельная работа.

Выполнить основные приемы плетения.

Круговое или французское плетение. Плетение крестом
3.2

Тема:

Плетение

на

проволоке.

Знакомство

со

схемами.

Изготовление плоских фигурок насекомых, животных и птиц. Изучить
основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления изделий на
плоской основе. Познакомиться со схемами. Выполнение отдельных элементов
на основе изученных приёмов.
Самостоятельная работа. Изготовить плоскую фигуру.
3.3 Тема: Макраме. История возникновения макраме. Изучить
историю возникновения развития макраме. Инструменты, материалы

18

и

приспособления, которые понадобятся при работе. Правила их хранения.
Безопасность работы.
Самостоятельная работа. Изучить литературу и видеоматериал по данной
теме. Плетение фенечки с выполнением узора.
3.4 Тема: Знакомство с нитями. Кукла из ниток (кукла-игрушка).
Познакомиться с историей создания куклы на Руси, некоторыми видами
обрядовых кукол и с изготовлением куклы. Изучить технологию создания
куклы, подбор цветовой палитры нитей.
Самостоятельная работа. Изготовление «Куклы-игрушки»
3.5 Тема: Основные узлы макраме: плоские узлы, левосторонние,
правосторонние,

цепочки

из

них.

Плетение

браслета.

Изучить

классификацию узлов. Узелковая и рабочая нити. Плоские

узлы:

левосторонние, правосторонние, двойные, узор «хамелеон», выполнение
образцов этих узлов. Цепочки витые, плоские. Условные обозначения на
схемах.
Самостоятельная работа. Чертеж схемы браслета. Плетение браслета со
своим именем, выполнение геометрического узора.

19

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых

обеспечивает

программа

«Основы

декоративно-прикладного

творчества».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства.
2.

Знание

основных

видов

и

техник

декоративно-прикладной

деятельности.
3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность
изображения,

выразительность

силуэта,

локальный

цвет,

симметрия-

асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения
художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11.

Навыки

проведения

объемно-декоративных

работ

рельефного

изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности
цветового и композиционного решения.
15.

Умение

анализировать

и

оценивать

творческой деятельности.

20

результаты

собственной

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий

контроль

знаний

учащихся

осуществляется

педагогом

практически на всех занятиях.
В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости,

учащихся

программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров
работ, учащихся во 2-м, 4-м, полугодиях за счет аудиторного времени. На
просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм
текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих
работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может
проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических
кроссвордов, тестирования.

Итоговая аттестация в форме творческого

просмотра работ учащихся предусмотрена в 6 полугодии. Оценка итоговой
аттестации выставляется в свидетельство об окончании ДХШ № 2 по
общеразвивающей программе в области декоративно-прикладного искусства.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.

21

«5» (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением

необходимой

последовательности,

составил

композицию,

учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
«4» (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
«3»

(удовлетворительно)

ставится,

если

работа

выполнена

под

неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

22

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для

развития

навыков

творческих

способностей

обучающихся

программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на
различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать
индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) Разработка заданий различной трудности и объема;
б) Разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) Вариативность темпа освоения учебного материала;
г) Индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников применять полученные
ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
– тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
– частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
– творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик

должен

осмыслить,

самостоятельно

определить

связь

между

неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
23

Рекомендации по организации самостоятельной работы.
Для

полноценного

усвоения

программы

предусмотрено

введение

самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится до 50%
времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних
заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с
применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны
экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и
образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы
все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог

ознакомить

учащихся

со

способами

изготовления

изделий,

с

инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над
заданием. Типы пособий:
• Образец – это конкретный предмет, который при его рассмотрении
будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший
анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для
изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно
на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых
для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
• Устное описание внешнего вида предмета и его конструкции –
способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
• Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
• Аудиовизуальные-видеофильмы;
24

• Материальные – для полноценного усвоения заданий каждого раздела
программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика),
бумагой разных видов, гелиевыми ручки, материалами для изготовления
кукол и др.

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова М.Г. Гжель [Текст] / М.Г. Аверьянова // Российская
жемчужина – М., 1993.
2. Бесчастнов Н.П. [Текст] / Н.П. Бесчастнов // Основы изображения
растительных мотивов – М., 1989.
3. Бесчастнов Н.П. [Текст] / Н.П. Бесчастнов // Художественный язык
орнамента – М., 2010.
4. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность
[Текст] / Н. Божьева // Северный паломник – М., 2008.
5. В. Шульце. Украшения из бумаги [Текст] / В. Шульце – Арт-Родник,
2007.
6. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия [Текст] / С. Давыдов –
Аст-пресс, 2005.
7. Ефимова Л.В., Русская вышивка и кружево [Текст] / Л.В. Ефимова ,
Р.М. Белогорская – М.: «Изобразительное искусство»,1984.
8. Жегалова С.О. О русском народном искусстве [Текст] / С.О. Жегалова –
Юный художник, 1994.
9. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / сост.
Теличко А.А. [Текст] / А.А. Теличко, В.И. Рыженко – М.; Оникс, 2008.
10. Русские художественные промыслы [Текст] / М.: Мир энциклопедий
Аванта+, Астрель, 2010.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».