ДПИ Э(4)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО.01. УП.02.
«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
дополнительной общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства
нормативный срок обучения 1 год
«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»

Нижний Тагил
2022

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

Формы и методы контроля. Система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

учебного

предмета

«Основы

декоративно-прикладного

творчества» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства
Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ)
Учебный

предмет

«Основы

декоративно-прикладного

творчества»

входит в состав предметной области «Учебные предметы художественнотворческой подготовки» учебного плана общеразвивающей программы в
области декоративно-прикладного искусства для учащихся в возрасте 8-10 лет.
Программа

учебного

предмета

«Основы

декоративно-прикладного

творчества» направлена на создание условий для познания учащимися приемов
работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие
потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование
основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение
интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной
темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из
возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В
заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении
всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость,
сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание
на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с
традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче
традиций из поколения в поколение.
4

Учитывая
использование

возраст
разных

детей,

форм

программа

проведения

предполагает

занятий:

просмотр

тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых
приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий
учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности
исполнительского

мастерства

профессионалов,

знакомятся

со

специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного
творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебных
занятий составляет 34 недели.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме,
численность группы – от 11. Для развития навыков творческой работы
учащихся,

программой

предусмотрены

методы

дифференциации

и

индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.
Цели учебного предмета:
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного
творчества;
-

формирование

понимания

художественной

культуры,

как

неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи

обучающие:
−

научить основам художественной грамоты;

5

−

сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

−

овладеть различными техниками декоративно-прикладного

творчества и основами художественного мастерства;
−

научить практическим навыкам создания объектов в разных видах

декоративно-прикладного творчества;
−

научить приемам составления и использования композиции в

различных материалах и техниках;
−

научить

творчески

использовать

полученные

умения

и

практические навыки;
−
действий

научить

планировать

последовательность

выполнения

и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

воспитательно-развивающие:
−

пробудить интерес к изобразительному и декоративно-

прикладному творчеству;
−

раскрыть и развить потенциальные творческие способности

каждого ребенка;
−

формировать творческое отношение к художественной

деятельности; развивать

художественный вкус, фантазию,

пространственное
−

воображение;

−

приобщить к народным традициям;

−

воспитать внимание, аккуратность,

трудолюбие,

доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

6

Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные

(демонстрация

методических

пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала
и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1.

Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

2.

Освоение приемов работы в материале.

3.

Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Каждый

обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел,
техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных
умельцах.
Библиотечный

фонд

укомплектован

печатными

и

электронными

изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
7

литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству. Кабинет оборудован удобной

мебелью,

наглядными пособиями.

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторн
ое
задание

Наименование темы

Максимал
ьная
учебная
нагрузка
Задание
для
самостоят
ельной
работы

№

Вид
учебного
занятия

«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»
(нечетный год поступления)

I полугодие
1.

Вводная беседа. Способы

6

2

4

создания различных объемов из
бумаги. Осенняя композиция.
2.

Мозаичная аппликация из бумаги.

9

3

6

3.

Объемная аппликация.

9

3

6

4.

Коллаж из различных материалов.

9

3

6

5.

Фактурная бумага.

6

2

4

6.

Декоративная маска. Повторение

10

4

6

49

17

32

пройденных приемов
декорирования.
Итого:
II полугодие
7.

Текстильная аппликация.

12

4

8

8.

Русская матрешка. Аппликация.

9

3

6

9.

Монотипия.

9

3

6

9

3

6

14

4

10

Итого:

53

17

36

Итого общее:

102

34

68

10. Декоративные приемы. Мое
любимое животное.
11. Итоговая работа. Декоративная
композиция.

9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятель
ной работы

Наименование темы

Вид
учебного
занятия

№

Максимальн
ая учебная
нагрузка

«Эстетическое развитие детей 7-10 лет»
(четный год поступления)

I полугодие
1.

Вводная беседа. Способы

6

2

4

12

4

8

создания различных объемов из
бумаги. Осенняя композиция.
2.

Квиллинг. Технологические
приемы квиллинга.

3.

Фактурная бумага.

6

2

4

4.

Монотипия.

8

2

6

5.

Декоративные рыбы.

9

3

6

6.

Декоративная маска. Повторение

10

4

6

49

17

32

пройденных приемов
декорирования.
Итого:
II полугодие
7.

Мозаичная аппликация из бумаги.

9

3

6

8.

Орнамент из бумаги. Аппликация.

9

3

6

9.

Хохломская роспись. Аппликация

12

4

8

10. Коллаж из различных материалов.

9

3

6

11. Итоговая работа. Декоративная

14

4

10

Итого:

53

17

36

Итого общее:

102

34

68

из бумаги.

композиция.

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(нечетный год поступления)
Тема 1. Вводная беседа. Способы создания различных объемов из
бумаги. Осенняя композиция.
Знакомство

с

физическими,

пластическими

и

художественными

возможностями бумаги в декоративно-прикладном творчестве, создание
осенней композиции.
Самостоятельная работа: поиск интересных форм.
Тема 2. Мозаичная аппликация из бумаги.
Особенности и приемы выполнения аппликации из бумаги. Технология
выполнения мозаики из бумаги. Создание натюрморта с помощью мозаики.
Эскизирование с натуры.
Самостоятельная работа: выполнить зарисовки домашнего натюрморта.
Тема 3. Объемная аппликация.
Знакомство с приемами создания различных объемов из бумаги
(сжимание, скручивание, тиснение и др.). Создать объемную аппликацию.
Самостоятельная работа: поиск идей.
Тема 4. Коллаж из различных материалов.
Знакомство с техникой коллаж, способами создания коллажа. Создание
композиции из кусочков журналов, ткани, бумаги и т.д.
Самостоятельная работа: поиск новых идей.
Тема 5. Фактурная бумага.
Знакомство с методами получения фактур. Изготовление текстурной
бумаги согласно цветовому эскизу творческой композиции. Создание горного
пейзажа с использованием различных фактур бумаги.
Самостоятельная работа: освоение приемов получения различной
фактурной бумаги.

11

Тема 6. Декоративная маска. Повторение пройденных приемов
декорирования.
Создание декоративной новогодней маски с использованием пройденных
приемов декорирования.
Самостоятельная работа: поиск идей.
Тема 7. Текстильная аппликация.
Знакомство с технологией создания текстильной аппликации. Создание
композиции с использованием текстильной аппликации.
Самостоятельная работа: поиск идей.
Тема 8. Русская матрешка. Аппликация.
Знакомство с видом народного творчества, с его особенностями,
создание матрешки с помощью аппликации.
Самостоятельная работа: поиск узоров.
Тема 9. Монотипия.
Знакомство с техникой монотипии, создание композиции из фрагментов
монотипии.
Самостоятельная работа: поиск идей.
Тема 10. Декоративные приемы. Мое любимое животное.
Эскизирование и создание декоративного образа любимого животного.
Самостоятельная работа: поиск идей узоров.
Тема 11. Итоговая работа. Декоративная композиция.
Создание декоративной итоговой композиции с использованием уже
известных приемов и техник.
Самостоятельная работа: поиск идей, эскизирование.

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(четный год поступления)
Тема 1. Вводная беседа. Способы создания различных объемов из
бумаги. Осенняя композиция.
Знакомство

с

физическими,

пластическими

и

художественными

возможностями бумаги в декоративно-прикладном творчестве, создание
осенней композиции.
Самостоятельная работа: поиск интересных форм.
Тема 2. Квиллинг. Технологические приемы квиллинга.
Понятие квиллинга-«бумагокручения». Знакомство с историей появления
данного вида декоративного творчества. Квиллинг как хобби и искусство
бумажной пластики. Ознакомить с материалами и инструментами квиллинга.
Освоить основные технологические приемы квиллинга. Создание композиции
или открытки в технике «квиллинг».
Самостоятельная работа: Просмотр видеоматериалов и литературы о
квиллинге.
Тема 3. Фактурная бумага.
Знакомство с методами получения фактур. Изготовление текстурной
бумаги согласно цветовому эскизу творческой композиции. Создание горного
пейзажа с использованием различных фактур бумаги.
Самостоятельная работа: освоение приемов получения различной
фактурной бумаги.
Тема 4. Монотипия.
Знакомство с техникой монотипии, создание композиции из фрагментов
монотипии.
Самостоятельная работа: поиск идей.
Тема 5. Декоративные рыбы.
Знакомство с декоративными приемами, создание декоративных рыб на
картонной основе.
Самостоятельная работа: поиск идей, узоров.
13

Тема 6. Декоративная маска. Повторение пройденных приемов
декорирования.
Создание декоративной новогодней маски с использованием пройденных
приемов декорирования.
Самостоятельная работа: поиск идей.
Тема 7. Мозаичная аппликация из бумаги.
Особенности и приемы выполнения аппликации из бумаги. Технология
выполнения мозаики из бумаги. Создание натюрморта с помощью мозаики.
Эскизирование с натуры.
Самостоятельная работа: выполнить зарисовки домашнего натюрморта.
Тема 8. Орнамент из бумаги. Аппликация.
Знакомство с видами орнаментов, выполнение орнамента в полосе в
технике мозаичной аппликации.
Самостоятельная работа: поиск идей.
Тема 9. Хохломская роспись. Аппликация из бумаги.
Знакомство с историей росписи, ее особенностями, деталями. Создание
аппликации в стиле хохломской росписи на посуде.
Самостоятельная работа: поиск идей, просмотр наглядного материала.
Тема 10. Коллаж из различных материалов.
Знакомство с техникой коллаж, способами создания коллажа. Создание
композиции из кусочков журналов, ткани, бумаги и т.д.
Самостоятельная работа: поиск новых идей.
Тема 11. Итоговая работа. Декоративная композиция.
Создание декоративной итоговой композиции с использованием уже
известных приемов и техник.
Самостоятельная работа: поиск идей, эскизирование.

14

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых

обеспечивает

программа

«Основы

декоративно-прикладного

творчества».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов.
2.

Знание

основных

видов

и

техник

декоративно-прикладной

деятельности.
3.

Знание

основных

признаков

декоративной

композиции

(плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет,
симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь
эскизом.
5.

Умение использовать техники

прикладного

творчества для

воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13.

Навыки

конструирования

и

моделирования

из

различных

материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности
цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной
творческой деятельности.
15

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий

контроль

знаний

учащихся

осуществляется

педагогом

практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию.
Промежуточная

аттестация

(зачет)

проводится

в

форме

творческих

просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, полугодиях за счет аудиторного
времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной
из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок
творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий
контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения
тематических кроссвордов, тестирования.

Итоговая аттестация в форме

творческого просмотра работ учащихся предусмотрена в 6 полугодии. Оценка
итоговой аттестации выставляется в свидетельство об окончании ДХШ № 2
по

общеразвивающей

программе

в

области

декоративно-прикладного

искусства.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.

16

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под
неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

17

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной

задачей

дифференциации

и

индивидуализации

при

объяснении материала является формирование умения у учеников применять
полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может
оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности,
поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной известный им способ изображения предметов;
18

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение
самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится до 50%
времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних
заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с
применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны
экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и
образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней
работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних
заданий».
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог

ознакомить

учащихся

со

способами

изготовления

изделий,

с

инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы
над заданием. Типы пособий:
•

натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого

предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты,
применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала
используются

детали увеличенного размера. Возможно использование

предметно-технологической карты;
•

образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении

будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший
анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для
19

изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно
на

первом

этапе

обучения,

делает

выполнение

детьми

операций,

необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
•

устное описание внешнего вида предмета и его конструкции -

способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
•

электронные

учебники,

образовательные

мультимедийные

ресурсы

универсальные

-

мультимедийные

энциклопедии,

сетевые

образовательные ресурсы;
•

аудиовизуальные - видеофильмы;

•

материальные - для полноценного усвоения заданий каждого

раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны
всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для
батика), бумагой разных видов, материалами для изготовления кукол и др.

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная
кукла своими руками. Белый город, 2010
5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
7. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
8. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
9. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:
10.«Изобразительное
искусство»,1984
11.Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
12.Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
13.Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова
И.И., 2007
14.Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
15.Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».