Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа № 2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО.01.УП. 04 «РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ» (художественная керамика) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» Нижний Тагил 2022г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программы разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество». Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия декоративноприкладным искусством в детской художественной школе, детской школе искусств - это путь приобщения учащихся к истокам культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона. Глина – уникальный природный материал, который меняет свои физические свойства на разных этапах работы. Данная работа – познавательное и увлекательное приключение. Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративной скульптуры и изделий любого вида и направлений. Богатые качества глины определяют и различные подходы к формообразованию декоративных изделий. Дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах. На занятиях ребята развивают навык ручной лепки, происходит развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительно– пространственной ориентировки, а также формирование неречевых психических функций (аналитическое восприятие, наглядно– образное, словесно-логическое мышление). В процессе работы расширяется представление о мире, культуре. Каждый, кто работал с глиной, отмечает ее положительное влияние на психическое состояние. Материал идеально подходит для передачи эмоционального состояния человека, его переживаний, для работы с ними. Процесс обработки глины доставляет много положительных эмоций. На конечном же этапе керамическое изделие – несомненное подтверждение того, что ребенок может сделать своими руками красивую и полезную вещь, а это уже вклад в повышение самооценки. Предмет «Работа в материале» тесно связан с предметами: «Рисунок», «Живопись», «Композиция прикладная», «История народной культуры и изобразительного искусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества, гармонично объединяя функциональный и эстетический компоненты в текстильных и керамических изделиях. Данная программа не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ. Построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным. Содержание тематического плана программы может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в конкурсах по объявленным темам, по изменению в материально-технической базе, по социальным запросам учащихся, при появлении новой технологии. Программой обозначен общий объём знаний, умений навыков для каждого. Срок реализации учебного предмета «Работа в материале. Художественная керамика» реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1 – 5 классах. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям. Срок освоения образовательной программы по учебному предмету «Работа в материале. Художественная керамика» 3-й год 3 класс 5 6 49 50 4-й год 4 класс 7 8 49 50 5-й год 5 класс 9 10 49 50 429 16 17 16 17 17 17 17 198 49 50 49 50 66 66 66 66 66 66 зачет Экзамен зачет экзамен зачет Итоговая аттестация зачет 1-й год 2-й год 1 класс 2 класс 1 2 3 4 33 33 33 33 экзамен Всего часов экзамен Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации зачет Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Годы обучения (классы) Полугодия Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация 16 16 16 627 Форма проведения учебных занятий по предмету «Работа в материале. Художественная керамика» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель программы: создание условий для творческого развития детей и самовыражения. Овладение знаниями и представлениями об искусстве художественной керамики, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю. Задачи программы: Обучающие задачи: - дать понятие о направлениях и видах керамики. - научить различным методам и технологиям лепки из глины; - научить работать с натурой и по воображению. Развивающие задачи: - развивать наблюдательность, зрительную память, внимание; - сформировать творческо-композиционные способности, чувство цвета; - развивать чувство вкуса, фантазию. Воспитательные задачи: - воспитывать любовь к природе. - воспитывать уважение к другим культурам. - воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Наименование раздела, темы: Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия Общий объем времени в часах 1 класс. Первое полугодие. Вводная беседа о предмете, инструментах, Теория, материалах. Инструктаж по технике практика. 3 безопасности. Основы материаловедения по керамике. Изучение формы «Цилиндрический жгут» в Теория, плоскости. Понятие рельеф. Цветочная практика. 3 композиция. Изучение метода кругового налепа. Теория, 6 Изделие: «Цветочный горшок». практика. Закрепление навыков метода кругового Теория, налепа. Принцип пустотелого изделия. практика. 6 «Домашнее животное». Изучение метода из пласта. Теория, Панно «Подводный мир» из пласта. практика. 3 Понятие отделка, декор: налепы, оттиски. «Рыба» из пласта. Круглая скульптура. Теория, Принцип пустотелого изделия. Понятие практика. 6 окончательной обработки изделия. Закрепление навыков лепки объемной Теория, 6 скульптуры из пласта. «Насекомое» практика. Сравнение метода кругового налепа и Теория, метода из пласта. Изделие: «Дикое практика. 9 животное» Копирование изразца. Рельеф. Теория, 9 практика. Итого: 49 1 класс. Второе полугодие. «Рождественская сказка». Метод лепки по Теория, 9 выбору учащихся. практика. Создание формы (пластилин/гипс) под Теория, 3 набивку. «Декоративное блюдо» практика. Набивка формы. Метод кругового налепа. Теория, 3 Декоративное блюдо «Ажурное». практика. Фигура человека. Основные пропорции. Теория, 6 Копирование позы человека с натуры. практика. Фигура человека в рельефе. Теория, 9 практика. 1 2 1 2 2 4 2 4 1 2 2 4 2 4 3 6 4 5 16 33 3 6 1 2 1 2 2 4 3 6 15. Сказочный персонаж. Круглая скульптура. Теория, практика. Итого: Всего: 19 50 99 6 17 33 Материально-техническое обеспечение: - хорошо освещенный кабинет; - столы (стол), стулья – моющийся или покрытый клеенкой - шкаф, помещение для хранения материалов и инструментов; - полки (стеллаж) с отдельными зонами для хранения незаконченных поделок; просушки поделок; хранения поделок, ожидающих обжига; готовых поделок; - раковина - место для хранения глины - муфельная печь - стеки, шпатели; - деревянные(пластиковые) доски для лепки; - ткань для раскатки (бельтинг); - пленка пищевая; - леска для резки глины и снятия изделий; - таз для глины, воды, шликера; - стаканчики/пластиковые ванночки для воды и шликера; - кисточки для нанесения ангобов и глазурей (щетина); - гипсовые формы для отминки и отливки, а также любая посуда; - инструменты для выемки (петли), фигурной резки; - формочки для печенья или пластилина; - деревянные скалки; - штампы (годятся самодельные, любая рельефная поверхность, например, колпачки от фломастеров); - губки; - тряпки для уборки глины с рабочего места, - полотенца для рук, - фартуки, халаты, - роликовые ножи, - глиняная масса беложгущаяся и красножгущаяся, - вода - ангобы, цветные глазури (бессвинцовые, боросиликатные), - карандаши, пастель, бумага, - гипс, - стеклянные шарики или смальта, - наглядные пособия по темам, литература для обучающихся. 13 33 66 Второй класс. Первое полугодие. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. Панно из пласта: «Архитектура» Теория, практик а. Этюд по сказам П.П.Бажева. Теория, Изучение техники «Лощение» практик а. Виды старинного транспорта. Круглая Теория, скульпура. практик а. Предания Уральской земли. Теория, практик а. Фигура человека. Круглая скульптура: Теория, «Человек труда». Техника нанесения практик ангобов. а. Итого: Второй класс. Второе полугодие. «Музыканты» из пласта. Круглая Теория, скульптура. Стилизация. практик а. Пермский - звериный стиль. Рельеф. Теория, практик а. Двухфигурная композиция. Тема по Теория, выбору. практик а. «Зима недаром злится». Диптих. Рельеф. Теория, Роспись ангобами. практик а. Итого: Всего: Третий класс. Первое полугодие. Лепка фигуры человека в рельефе. Теория, Жанровая композиция «Счастливое практик детство» а. Двухфигурная композиция. Костюмы Теория, народов мира. практик а. Предмет интерьера. Стилевое направление Теория, по выбору. Декорирование. практик а. Итого: 6 2 4 9 3 6 9 3 6 9 3 7 15 5 10 49 16 33 13 4 9 9 3 6 21 7 14 6 2 4 50 99 17 33 33 66 18 6 12 18 6 12 13 4 25 66 17 49 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Третий класс. Второе полугодие. Создание штампов. Теория, практик а. Нос. Копия с гипсовой модели. Теория, практик а. Глаз. Копия с гипсовой модели. Теория, практик а. Губы. Копия с гипсовой модели. Теория, практик а. Многофигурная композиция. Тема по Теория, выбору. практик а. Итого: Всего: Четвертый класс. Первое полугодие. Высечение скульптуры из цельного куска. Теория, практик а Этюд с натуры - слепок с гипсовый головы. Теория, практик а Многофигурная композиция. Теория, практик а Итого: Четвертый класс. Второе полугодие. Копия с археологической находки. Теория, практик а Создание штампов. Теория, практик а Двухфигурная композиция. Герои мифов и Теория, легенд. практик а Голова. Герой литературного произведения. Теория, практик а Итого: Всего: 5 3 2 9 3 6 9 3 6 9 3 6 37 7 30 66 132 16 33 12 2 10 22 7 15 32 8 24 66 50 99 17 49 9 3 6 5 1 4 20 6 14 32 6 26 66 132 16 33 50 99 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Пятый класс. Первое полугодие. Лекция. Выпускная работа. Теория Технологическая карта. Сбор информации, постановка задач, Теория, эскизирование. практик а Определение темы. Изучение теории. Теория, Подбор материалов и технологий. Подбор практик аналогов. Эскизирование. а Выполнение различных изделий в Теория, выбранных техниках. практик а Выводы и уточнения по ВР. Теория, практик а Итого: Пятый класс. Второе полугодие. Составление и утверждение Теория технологической карты. Практик а Выпускная работа. Практич еская работа Итого: Всего: 7 1 6 9 3 6 15 5 10 27 6 21 8 2 6 66 17 49 16 6 10 50 10 40 66 132 16 33 50 99 Содержание учебного предмета Первый год обучения. Первое полугодие. Тема 1.1. Вводная беседа о предмете, инструментах, материалах. Инструктаж по технике безопасности. Предмет «Художественная керамика». Цели и задачи обучения. Содержание предмета. Правила работы в учебном кабинете. Организация рабочего места, инструменты и приспособления. Правила безопасности труда и личной гигиены. Материалы и оборудование. Основы материаловедения по керамике. Механические упражнения на ознакомление с пластическими свойствами материала. Знакомство с видами и рабочим состоянием глины, способами приготовления и хранения глины. Обучение приемам лепки. Тема 1.2. Изучение формы «Цилиндрический жгут» в плоскости. Понятие рельеф. Возможности рельефа. Понятие формы «цилиндрический жгут», анализ формы, возможности использования. Создание цветочной композиции в рельефе при помощи цилиндрического жгута. Тема 1.3. Изучение метода кругового налепа. Создание изделия: «Цветочный горшок». Закрепление понятия «цилиндрический жгут». Изучение метода кругового налепа, новых понятий «шликер», «насечка», их применение. Понятие декор. Варианты декорирования. Актуальность использования метода в керамике. Тема 1.4. Закрепление навыков метода кругового налепа. Принцип пустотелого изделия. Понятие и принцип пустотелого изделия. Сохранения и удержания формы. Понятие обжиг. Создание пустотелого изделия на тему: «Домашнее животное». Тема 1.5. Изучение метода из пласта. Понятия «Пласт», «Раскатка пласта». Понимание возможности пласта и варианты его использования. Декор при помощи пласта. Понятие «фактура», использование фактуры. Понятие отделка, декор: налепы, оттиски. Панно «Подводный мир» из пласта. Тема 1.6. «Рыба» из пласта. Круглая скульптура. Принцип пустотелого изделия. Отличие от рельефа. Методы создания круглого изделия из пласта. Понятие окончательной обработки изделия. Нанесение декора: оттиски, налепы. «Рыба». Окончательная обработка изделия: понятие «кожетвердое состояние глины», использование губки, стеков и прочего инструментария для придания законченного вида. Заглаживание или нанесение «искусственной шероховатости», оттисков. Тема 1.7. Закрепление навыков лепки круглой скульптуры из пласта. «Насекомое» Закрепление полученных навыков и знаний – их практичное применение. Контроль за верным выполнением. Тема 1.8. Сравнение метода кругового налепа и метода из пласта. Изделие: «Дикое животное». Изготовление изделия одного вида разными методами лепки. Сравнение методов, понимание их различий. Логичность и аналогия в применении конкретного способа. Тема 1.9. Копирование изразца. Рельеф. Понятие изразец. История появления изразцов. Воспроизведение с натуры, самостоятельный подбор учащимися логичной техники выполнения. Первый год обучения. Второе полугодие. Тема 1.10. «Рождественская сказка». Метод лепки по выбору учащихся. Развитие фантазии, воображения. Формирование умения создавать выразительный образ по теме, используя изученные приемы лепки. Тема 1.11. Создание формы (пластилин/гипс) под набивку. «Декоративное блюдо». Понятие отливки и отминки формы в гипсе(пластилине). Возможности использования. Метод тиражирования. Тема 1.12. Набивка формы. Метод кругового налепа. Декоративное блюдо «Ажурное». Метод набивки формы. Равномерность нанесения глины. Принцип гигроскопичности. Тема 1.13. Фигура человека. Основные пропорции. Вытягивание фигуры человека из цельного куска глины. Изучение основных пропорции человеческого тела. Принципы лепки человека из глины. Создание заготовки «модели» человека. Копирование позы человека с натуры. Использование заготовки «модели» человека. Поочередное позирование учащихся. Придание различных поз фигуре с натуры. Понимание пропорций человека. Понимание возможностей глины. Тема 1.14. Фигура человека в рельефе. Создание рельефного изображение с использованием фигуры человека. Соблюдение основных пропорций. Отделка и декор. Тема для рельефа может определяться: темой ближайшего конкурсного задания или по задумке педагога/учащегося. Тема 1.15. Тематическая скульптура. «Сказочный персонаж» Создание объемной скульптуры. Соблюдение основных принципов лепки. Развитие творческого воображения. Тема выбирается обучающимся. Второй год обучения. Первое полугодие. Тема 2.1. Вводное занятие. Горельеф. Создание панно из пласта: «Архитектура». Работа с источниками и наглядным материалом. Тема 2.2. Этюд по сказам П.П.Бажева. Изучение техники «Лощение». Изучение теоретической составляющей. Знакомство с автором и его произведениями. Выбор сюжетной линии. Воспроизведение в объеме композиционной скульптуры. Изучение и применение техники «Лощение». Тема 2.3. Виды старинного транспорта. Круглая скульптура. Изучение теоретической составляющей. Знакомство с исторической составляющей. Выполнение копии существующей модели старинного транспорта. Подбор технологического процесса в соответствии с видом выполняемого изделия. Тема 2.4. «Предания Уральской земли». Свободный выбор метода лепки. Знакомство с теоретической составляющей: предания и история об Уральском крае. Выбор обучающимся наиболее интересного сложного сюжета (многофигурная композиция или одна фигура со сложным решением окружающее среды). Выбор обучающимся метод исполнения в соответствии с идеей работы. Тема 2.5. Фигура человека. Круглая скульптура: «Человек труда». Техника нанесения ангобов. Изучение теоретической составляющей. Знакомство с рядом профессий тяжелого умственного и физического труда. Закрепление знаний о пропорциях человеческой фигуры. Понятие ангоб. Сфера использования. Технология. Второй год обучения. Второе полугодие. Тема 2.6. Изделие «Музыканты» из пласта. Круглая скульптура. Стилизация. Понятие термина «стилизация», ее использование. Создание двухфигурной объемной композиции из пласта. Отделка и декорирование. Тема 2.7. Пермский - звериный стиль. Рельеф. Изучение теоретической составляющей: Пермский звериный стиль. Составление композиции на основе данного стиля. Виды рельефа. Отделка и декорирование. Лощение. Тема 2.8. Двухфигурная композиция. Тема по выбору. Двухфигурная сложная композиция. Принцип пустотелости. Тема для скульптуры может определяться: темой ближайшего конкурсного задания или по задумке педагога/учащегося. Тема 2.8. «Зима недаром злится». Диптих. Рельеф. Роспись ангобами. Понятие термина «Диптих», создание сюжета для данного вида композиции. Подбор колористического решения. Роспись ангобами. Третий год обучения. Первое полугодие. Тема 3.1. Лепка фигуры человека в рельефе. Жанровая композиция «Счастливое детство» Дизайн композиции по теме «Счастливое детство», задумка обучающего. Использование рельефа разных видов. Декорирование оттисками, налепами. Тема 3.2. Двухфигурная композиция. Костюмы народов мира. Изучение теоретической составляющей по теме «Костюмы народов мира». Выбор обучающимся страны(народности) и эпохи(отрезок времени). Сбор информации. Принцип пустотелого изделия. Подбор технологии исполнения. Тема 3.3. Предмет интерьера. Понятия «Интерьер», «Стиль», «Декоративная вставка в интерьер». Работа на понимание «пространственности». Выбор обучающимся стилевого направления, изучение теоретической составляющей. Круглая скульптура или рельефное изображение – выбор учащихся. Самостоятельный подбор техники исполнения. Декор оттисками, налепами. Третий год обучения. Второе полугодие. Тема 3.4. Нос. Копия с гипсовой модели. Выполнение с натуры копии с гипсовой модели. Скульптура Давид. Нос. Основные пропорции. Принципы лепки. Передача характера. Тема 3.5. Глаз. Копия с гипсовой модели. Выполнение с натуры копии с гипсовой модели. Глаз. Основные пропорции. Принципы лепки. Передача характера. Тема 3.6. Губы. Копия с гипсовой модели. Выполнение с натуры копии с гипсовой модели. Губы. Основные пропорции. Принципы лепки. Передача характера. Тема 3.7. Многофигурная композиция. Тема по выбору. Работа на закрепление двух сложных пройденных тем: фигура человека и голова человека. Тема для скульптуры может определяться: темой ближайшего конкурсного задания или по задумке педагога/учащегося. Четвертый год обучения. Первое полугодие. Тема 4.1. Высечение скульптуры из цельного куска. Закрепление технологии резьбы из цельного куска. Подготовка обучающимися «куба» глины для резьбы. Выполнение изделия. Тема для скульптуры может определяться: темой ближайшего конкурсного задания или по задумке педагога/учащегося. Тема 4.2. Этюд с натуры – слепок с гипсовый головы. Закрепление знаний и навыков по теме лепка головы. Этюд с натуры античной головы. Использование каркасной системы. Закрепление темы пропорций головы, лица. Тема 4.3. Многофигурная композиция. Тема по выбору. Работа на закрепление двух сложных пройденных тем: фигура человека и голова человека. Тема для скульптуры может определяться: темой ближайшего конкурсного задания или по задумке педагога/учащегося. Четвертый год обучения. Второе полугодие. Тема 4.4. Копия с археологической находки. Сбор обучающимися исторической информации. Понятия «Археология», «Археологические раскопки», их значение. Выполнение копии с любой находки объемной скульптуры либо рельефной скульптуры. Тема 4.5. Создание штампов. Создание фактурных штампов для нанесения декора. Пополнение инструментария школы. Виды штампов, их использование. Тема 4.6. Двухфигурная композиция. Герои мифов и легенд. Сбор теоретического материала по теме: мифы и легенды. Вычленение наиболее интересных и качественных сюжетов для воспроизведения в глине. Создание сюжетной композиции. Принцип пустотелости. Тема 4.7. Голова. Герой литературного произведения. Творческая работа на основе изученной темы «Голова человека». Качественная, детальная проработка. Использование каркасной системы. Принцип пустотелости. Тема для скульптуры может определяться: темой ближайшего конкурсного задания или по задумке педагога/учащегося. Пятый год обучения. Первое полугодие. Тема 5.1. Лекция. Выпускная квалификационная работа. Технологическая карта. Понятие «Выпускная квалификационная работа», «технологическая карта». Принципы выбора темы. Правила составления технологической карты. Демонстрация работ предыдущих лет, демонстрация наглядного материала. Обсуждение идей и вариантов. Тема 5.2. Сбор информации, постановка задач, эскизирование. Обсуждение тем, идей. Постановка зада каждой, обсуждение материалов и этапов выполнения. Сбор теоретической составляющей: история, аналоги. Анализ. Тема 5.3. Определение темы. Изучение теории. Подбор материалов и технологий. Подбор аналогов. Эскизирование. Окончательное определение темы ВР. Создание эскизов(чертежей) в разных видах, подбор и уточнение материалов технологий, этапов работы. Тема 5.4. Выполнение различных изделий в выбранных техниках. Выполнение изделий в технологиях, выбранных для ВР. Тренировка в подборе материалов и исполнения. Уточнение этапов работы, оттачивание мастерства. Тема 5.5. Выводы и уточнения по ВР. Выводы и уточнения по ВР, уточнение эскизов на основе тренировки технологий. Оттачивание наименее удавшихся технологий, элементов. Пятый год обучения. Второе полугодие. Тема 5.6. Составление и утверждение технологической карты. Обобщение всех тем первого полугодия. Оформление технологической карты. Утверждение ВКР. Тема 5.7. Выпускная работа. Разработка и изготовление ВР, на основе всех полученных знаний за годы обучения. Творческая работа, призванная показать уровень обучения, творческий потенциал, развитость воображения, приобретенные навыки. Требования к уровню подготовки Учащие на момент окончания обучения в результате должны: • Знать и выполнять правила техники безопасности. • Знать оборудования рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы. • Знать и понимать технологическую последовательность выполняемой работы. • Знать и уметь использовать различные способы и метода лепки. • Знать и уметь использовать методы декорирования изделий. • Творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности. • Знать историческую составляющую предмета. • Уметь находить сведения из различных информационных источников, • Систематизировать, анализировать и представлять информацию различными способами. • Уметь работать с информацией • Уметь ставить цели и формулировать задачи для их достижения; • Уметь планировать последовательность действий и прогнозировать итоги работы. • Уметь анализировать полученные результаты. • Иметь уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; • Иметь сформированные духовные и эстетические потребности. • Знать различные художественные материалы: глина, шликер, ангобы, краски для надглазурной росписи и др. • Создавать формы предметов из комбинаций объемов, уметь передавать форму различными способами; • Создавать предметы сложной конфигурации силуэтным способом, передавая на глаз сложные особенности линии контура предмета • Уметь при создании формы предмета использовать комбинированный и скульптурный способы лепка, передавать пластику движения; • Знать и уметь применять основные принципы композиции. • Уметь приготовить и применить керамические красители; Формы и методы контроля, критерии оценок Аттестация: цели, виды, форма и содержание Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам текущей программы (текущий контроль). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра(выставки) по окончании каждого полугодия. Тематика контрольных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. На последнем году обучения предусмотрена выпускная квалификационная работа. Работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой. Критерии оценок Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика. 5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом. 4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. 3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. Список рекомендуемой литературы 1. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики (теоретические основы формообразования). Учебник – М.: Высшая школа. 1979. 2. Боголюбов Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар.: 1992. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: 1991. 4.Поверен А. И. Гончарное дело. М.: Культура и традиции 2002. 5. Кузин В. С. Психология. М.: 1982. 6.Логвиненко Г. Н. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: 2005. 7. Иоаким Чаварра. Ручная лепка. М.: Астрель 2003. 8.Левин С. Б. Ваш ребёнок рисует. М.: 1979. 9.Неменский Б. Н. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: 1980. 10.Полунина В. Н. Искусство и дети. М.: 1982. 11.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: 1974. 12. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства. М.: 1974. 13.Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002 14.Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998 15.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. –М.: Просвещение, 1979 16.Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.:Искусство, Ленинградское отделение, 1975 17.Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. –М.: «Сварог и К», 1999 18.Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982 19.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985 20.Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 21.Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002 22.Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997