Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №2» ПРОГРАММА по учебному предмету В.01. «СКУЛЬПТУРА» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет (возраст поступающих 10-13 лет) Нижний Тагил 2022 год 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Содержание учебного предмета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» и составляет вариативную часть данной предпрофессиональной общеобразовательной программы. Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус учащихся, и если рисунок и живопись воздействуют на эстетическое восприятие посредством линий и красочности цвета, то в скульптуре на первое место выступает способность восприятия объёмной формы предмета, пластики, ритма. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует у детей умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, способность ориентироваться в пространстве, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Кроме того, занятия скульптурой в большей мере, чем рисунок или живопись, развивают и совершенствуют природное чувство обеих рук, активное действие которых ведёт к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее осваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. 4 Срок реализации учебного предмета II. Учебный предмет «Скульптура» при 5-летнем сроке обучения реализуется 4 года – с 1 по 4 класс. При реализации программы «Живопись» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-4 классах – один час. III. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета «Скульптура» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Воспитание человека, способного к самореализации и саморазвитию. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачи учебного предмета: • развитие у детей интереса к предмету; • формирование навыков работы в объеме; • познакомить с видами и жанрами скульптуры, а также с материалами и оборудованием; • изучение, анализ и применение в творчестве знаний мировой художественной культуры; • развитие образно-логического мышления, общей ручной умелости, мелкой моторики, синхронизации обеих рук; • обучение детей работе профессиональными скульптурными приемами; 5 • формирование навыков работы с натуры: умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму. IV. Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Скульптура» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме урока. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. V. Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 6 VI. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. VII. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся. Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «Скульптура», должна быть оснащена видеооборудованием, учебной 7 мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями. 8 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения Общий объём времени в часах № Наименование Вид учебного Максимальная раздела, темы занятия учебная Самостоятельная Аудиторные работа занятия 12 - 12 8 - 8 3 - 3 10 - 10 33 - 33 нагрузка Вводный урок. 1. Формообразование. Беседа. Лепка куба, конуса, Практическая цилиндра с натуры. работа Круглая скульптура. 2. Геометрический Беседа. орнамент в квадрате. Практическая Рельеф. работа Лепка животных по памяти 3. конструктивным способом. Круглая Практическая работа скульптура. Растительный 4. орнамент Практическая «Восьмилистник». работа Рельеф. Итого: 9 Второй год обучения Общий объём времени в часах № Наименование Вид учебного Максимальная раздела, темы занятия учебная Самостоятельная Аудиторные работа занятия 6 - 6 4 - 4 6 - 6 7 - 7 10 - 10 33 - 33 нагрузка 1. Орнамент «Лилия». Практическая Рельеф. работа Лепка животных по 2. памяти различными Практическая способами. Круглая работа скульптура. 3. 4. Растительный Практическая орнамент в квадрате. работа Сюжетная Беседа. анималистическая Практическая композиция работа Орнамент 5. «Пятилистник». Практическая (простой формы) работа Рельеф. Итого: 10 Третий год обучения Общий объём времени в часах № Наименование Вид учебного Максимальная раздела, темы занятия учебная Самостоятельная Аудиторные работа занятия 6 - 6 6 - 6 4 - 4 7 - 7 10 - 10 33 - 33 нагрузка Этюды с натуры птиц Беседа. 1. 2. 3. и животных. Круглая Практическая скульптура. работа «Театральная маска». Практическая Рельеф. работа. Розетка «Лист лопуха Практическая в движении». Рельеф. работа Сюжетная 4. композиция «Человек и его животное». Круглая скульптура. Беседа. Практическая работа Орнамент 5. «Пятилистник» (сложной Практическая формы). работа Рельеф. Итого: 11 Четвёртый год обучения Общий объём времени в часах № Наименование Вид учебного Максимальная раздела, темы занятия учебная Самостоятельная Аудиторные работа занятия 6 - 6 5 - 5 5 - 5 6 - 6 11 - 11 Итого: 33 - 33 Всего: 132 - 132 нагрузка Тематическая композиция в 1. прямоугольнике на свободную тему. Практическая работа Рельеф. 2. Этюд с натуры. Губы. 3. Этюд с натуры. Нос. 4. Этюд с натуры. Глаз. «Портрет». Рельеф. 3. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Беседа. Практическая работа 12 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Первый год обучения 1.1. Тема: Вводный урок.. Формообразование. Лепка с натуры цилиндра, конуса, куба. Круглая скульптура. Предмет «Скульптура». Порядок работы в кабинете скульптуры. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами. Выполнение цилиндра, конуса, куба. Формирование умения наблюдать форму и передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение. Ввести понятие «вертикальная стенка», «сужение, расширение формы». Знакомство с разными способами формообразования в том числе лепка жгутами. Использование скульптурной доски, стеков, пластилина. 1.2. Тема: Геометрический орнамент в квадрате. Рельеф. Ввести понятие орнамент, симметрия, ритм, интервал. Развитие чувства ритма, фантазии, логического мышления. Изучить структуру квадрата. Формирование умения делать предварительный эскиз, выполнять геометрический орнамент, используя квадрат, полукруг, треугольник и производные от них формы. Использование скульптурной доски, стеков, пластилина. 1.3. Тема: Лепка животных по памяти конструктивным способом. Круглая скульптура. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, умения подмечать характерные и выразительные движения и позы животных. Освоение конструктивного способа лепки для реализации своего творческого замысла, грамотное и последовательное выполнение скульптурного пластилина. 13 работы. Использование 1.4. Тема: Растительный орнамент «Восьмилистник». Рельеф. Развитие наблюдательности, Формирование умения поверхностей, их зрительной передавать пластическое характер памяти, формы решение. воображения. предметов Соблюдение и строгой последовательности в работе «от целого к частному и от частного к обобщению». Использование скульптурной доски, стеков, пластилина. Второй год обучения 2.1. Тема: Растительный орнамент «Лилия». Рельеф. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления. Формирование умения передавать характер формы предметов и поверхностей, их пластическое решение. Развитие умения передавать глубину формы в рельефе. Соблюдение строгой последовательности в работе «от целого к частному и от частного к обобщению». Использование скульптурной доски, пластилина. 2.2. Тема: Лепка животных по памяти различными способами. Круглая скульптура. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения. Умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Изучение знаний о пропорциях животных. Освоение художественных приёмов декора. Освоение различных способов лепки для реализации своего творческого замысла. Использование скульптурного пластилина. 2.3. Тема: Растительный орнамент в квадрате. Развитие логического мышления, фантазии, воображения. Развитие чувства ритма, симметрии. Закрепить знания о структуре квадрата, о приемах изготовления плинта, плановости 14 в рельефе. Умение выполнять предварительный эскиз. Использование скульптурной доски, пластилина, стеков. 2. 4. Тема: Сюжетная анималистическая композиция с реалистическим решением. Круглая скульптура. Выполнение законченной сюжетной композиции с реалистическим решением одной фигуры или группы животных. Ведение работы от натурных зарисовок и эскиза до полной завершенности. Знакомство с пропорциями тела животных. Учащиеся должны учитывать осмотр композиции с разных сторон и подобрать соответствующее пластическое решение. Использование скульптурной доски, пластилина. 2.5. Тема: Орнамент «Пятилистник» (простой формы). Рельеф. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления. Формирование умения передавать характер формы предметов и поверхностей, их пластическое решение. Развитие умения передавать глубину формы в рельефе. Соблюдение строгой последовательности в работе «от целого к частному и от частного к обобщению». Использование скульптурной доски, пластилина. Третий год обучения 3.1. Тема: Этюды птицы с натуры. Круглая скульптура. Развитие наблюдательности, зрительной памяти. Умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Изучение знаний о пропорциях животных. Использование Освоение различных художественных способов лепки для приёмов передачи декора. состояния животного. Использование каркаса, стеков, скульптурного пластилина. 15 3.2. Тема: Театральная маска. Рельеф. Развитие наблюдательности, зрительной памяти. Формирование умения передавать с натуры характер предметов и поверхностей, их пластическое решение. Изучение пропорций головы человека. Изучение изменения маски лица человека в зависимости от его психологического состояния. Закрепление знаний о рельефе, плановость в рельефе. Использование скульптурной доски, пластилина. 3.3. Тема: «Лист лопуха в движении». Рельеф. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления. Формирование умения передавать характер формы предметов и поверхностей, их пластическое решение. Развитие умения передавать глубину формы в рельефе. Соблюдение строгой последовательности в работе «от целого к частному и от частного к обобщению». Использование скульптурной доски, пластилина. 3.4. Тема: Сюжетная композиция «Человек и его животное». Круглая скульптура. Развитие фантазии, использовать творческого пластические мышления. средства Формирование скульптуры для умения передачи взаимоотношений персонажей в творческой композиции. Развитие умения делать предварительный эскиз. Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека и животного. Использование каркаса, скульптурного пластилина. 3.5. Тема: Орнамент «Пятилистник» (сложной формы). Рельеф. Продолжение формирования и закрепления знаний, умений и навыков при работе с натуры. Использование скульптурной доски, пластилина. Самостоятельная работа: выполнить с натуры наброски и зарисовки растительных форм и мотивов. Подбор иллюстративного материала. 16 Четвертый год обучения 4.1. Тема: тематическая композиция в прямоугольнике на свободную тему. Рельеф. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умения передавать характер предметов во взаимосвязи с другими предметами. Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции. Развитие умения составлять композицию из крупных и мелких форм с соблюдением пропорциональности и равновесия, умения использовать различные способы организации композиционного центра. Закрепление знаний о стилизации формы, деформации формы Развитие умения сохранять цельность формы при обработке её отдельных элементов. Применение художественных приёмов декора. Использование скульптурной доски, пластилина. 4.2. Тема: Этюд с натуры «Губы». Этюд слепка губ с гипсового образца («Давид» работы Микеланджело). Изучение анатомического строения. Работа ведется через конструктивный анализ формы. Использование скульптурной доски, пластилина. 4.3. Тема: Этюд с натуры «Нос». Этюд слепка носа с гипсового образца («Давид» работы Микеланджело). Изучение анатомического строения. Работа ведется через конструктивный анализ формы. Использование скульптурной доски, пластилина. 4.4. Тема: Этюд с натуры «Глаз». Этюд слепка глаза с гипсового образца («Давид» работы Микеланджело). Изучение анатомического строения. Работа ведется через конструктивный анализ формы. Использование скульптурной доски, пластилина. 17 4.5. Тема: Рельеф «Творческий портрет». Создание художественного образа героя. Пластическое решение должно соответствовать характеру героя. Соблюдение пропорций и симметрии, верная передача общего характера формы головы человека. Использование скульптурной доски, пластилина. 18 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Выпускник ДХШ должен иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной работы, сориентированные на требования, предъявляемые к абитуриентам средних специальных художественных заведений. Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать пластические и композиционные задачи. В работе показывать освоение ремесленной стороны искусства. Освоить сложности техники скульптуры, ее разнообразные приемы и возможности Первый год обучения 1. Знание понятий «Скульптура», «объёмность», «рельеф», «характер предметов», «пропорции», «круговой обзор», «композиция». 2. Знание понятий «Структура квадрата», «орнамент», «симметрия», «ритм», «интервал». 3. Знакомство с пропорциями животных. 4. Знание оборудования и инструментов в кабинете скульптуры. 5. Умение наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции. 6. Умение передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности предметов. 7. Умение работать с натуры и по памяти. 8. Выполнять предварительный эскиз. 9. Умение выполнять геометрический орнамент. 10.Умение компоновать предметы на плоскости. 11.Умение грамотно и последовательно вести работу. 12.Умение выполнять двухплановый рельеф. 13.Навыки владения конструктивным и пластическим способами лепки. 19 Второй год обучения 1. Знание понятий «стилизация формы», «декоративность», «композиционный центр». 2. Знание законов перспективы. 3. Знание различных видов рельефа. 4. Умение работать с натуры, по памяти и представлению. 5. Умение выполнять различные виды рельефов. 6. Умение передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности предметов. 7. Умение работать с натуры, по памяти и представлению. 8. Умение стилизовать природные формы в орнамент. 9. Умение выполнять характерные и выразительные движения, позы животных. 10.Умение выполнять композицию в рельефе с соблюдением пропорциональности и равновесия. 11.Умение использовать художественные приёмы декора. 12.Умение выполнять предварительный эскиз. Третий год обучения 1. Знакомство с пропорциями фигуры человека. 2. Знакомство с пропорциями животных. 3. Знание художественных приёмов декора. 4. Умение работать с натуры. 5. Знание понятий «Сюжетная композиция». 6. Умение в большой теме находить конкретный сюжет. 7. Умение выполнять предварительный эскиз. 8. Умение видеть в основе сложных форм простые геометрические формы. 20 9. Умение составлять замысел будущей композиции. 10.Умение использовать выразительные средства скульптуры для передачи взаимоотношений персонажей будущей композиции. 11.Умение находить цельную форму будущей композиции. 12.Умение наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции. 13.Умение передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности предметов. 14.Умение работать с натуры, по памяти и представлению. 15.Умение выполнять характерные и выразительные движения, позы животных. 16.Умение цельно воспринимать форму. 17.Умение детально прорабатывать форму. 18.Умение обобщать форму. 19.Умение передавать характер маски лица человека в зависимости от его эмоционального состояния. 20.Умение передавать плановость в рельефе. 21.Грамотно и последовательно вести работу. 22.Навыки владения конструктивным и пластическим способами лепки. Четвёртый год обучения 1. Умение работать с натуры. 2. Знакомство с пропорциями головы человека. 3. Изучение анатомического строения человека. 4. Умение работать с натуры по памяти и представлению. 5. Умение выполнять предварительный эскиз. 6. Умение переводить предварительный эскиз в круглую скульптуру. 7. Умение форматировать эскиз и переносить его на плоскость. 8. Умение выполнять композицию пропорциональности и равновесия. 21 в рельефе с соблюдением 9. Умение сохранять цельность формы при обработке её отдельных элементов. 10.Грамотно и последовательно вести работу. 11.Навыки владения различными способами лепки. 22 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формы промежуточной аттестации: • зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени); • контрольная работа Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). 23 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по скульптуре следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные задания. Применение различных методов и форм (теоретических практических занятий, самостоятельной работы по сбору и натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание эскизов, работа в материале, индивидуальная работа с каждым учеником. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные работы по скульптуре просматриваются преподавателем еженедельно. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Дидактически материалы Для успешного результата в освоении программы по скульптуре необходимы следующие учебно-методические пособия: − наглядные пособия по различным темам программы; − репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из методического фонда школы; 24 − интернет-ресурсы; − презентационные материалы по тематике разделов. Оборудование кабинета скульптуры: − Учебные наглядные пособия в графике и в объёме с указанием последовательности выполнения заданий в рельефе и круглой скульптуре. − Учебное наглядное пособие на тему урока. − Гипсовые модели: части лица, античные маски. − Различные виды рельефов. − Гипсовые орнаменты и розетки. − Демонстрационная модель для изучения движения фигуры человека. − Каркасы для лепки фигуры человека − Каркасы для лепки драпировки в рельефе и круглой скульптуре. − Гипсовые модели: части лица человека. − Экспозиционный фонд учебных и творческих работ. − Натюрмортный фонд. − Доска ученическая. − Стеки и доски для лепки 25 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Боголюбов Н. С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей. М., 2003. 2. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: пособие для учителя. М., 2001. 3. Боголюбов Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар., 1992. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве. М., 1991. 5. Глубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора. М., 1960. 6. Конышев Н. М. Лепка в начальных классах. М., 2009. 7. Кузин В. С. Психология. М., 1982. 8. Логвиненко Г. Н. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2005. 9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М., 1980. 10. Левин С. Б. Ваш ребёнок рисует. М., 1979. 11. Неменский Б. Н. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М., 2006. 12. Полунина В. Н. Искусство и дети. М., 1982. 13. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974. 14. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства. М., 1974. 26