Скульптура Подготовка к получению предпрофессионального образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО. 01. УП. 03.

«СКУЛЬПТУРА»
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства
нормативный срок обучения 1 год
«ПОДГОТОВКА К ПОЛУЧЕНИЮ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
(возраст поступающих 10-11 лет)

Нижний Тагил
2022

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

Требования к уровню подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

Формы и методы контроля, система оценок. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .

10

Методическое обеспечение учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе
и с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации
образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06ГИ).
Данная программа входит в учебный план общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства для учащихся в
возрасте 10-11 лет и представляет собой пропедевтический курс к изучению
предмета изобразительного искусства «Скульптура» для учащихся ДХШ.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе
обучения по данной программе, являются базовыми для освоения предмета
«Скульптура».
Для учащихся в младшем школьном возрасте занятия скульптурой
представляют собой активное развивающее начало. Трехмерное изображение
предметов помогает ученикам познать объемы в реальной полноте их формы.
В дальнейшем данный предмет поможет успешному освоению не только
скульптуры, но и освоению академического рисунка.
Задания связаны с развитием мелкой моторики пальцев: осязая,
ребенок познает структуру предметов. В занятиях скульптурой заложены
большие возможности для эстетического и художественного воспитания
учащихся, а также для общего их развития. Для детей этого возраста,
характерен не столько результат, сколько сам процесс лепки. От младших
школьников нельзя требовать соблюдения абсолютной точности. В этом
возрасте дети обычно начинают лепить от частности к целому. Поэтому с
первых же шагов обучения задача учителя – дать установку лепить от целого
к частному. Задания рассчитаны на освоение

различных

способов

формообразования. На уроках скульптуры учащиеся постигают язык
изобразительных видов искусства. Осваивают различные технологии работы
с пластилином, лепят рельефы, круглую пластику знакомятся со способами
4

стилизации и декорирования.

Формируют навыки умения изображения

предметов в объеме и пространстве, учитывая их пропорции и назначение,
умение создавать художественный образ.
Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно
– пространственных свойств действительности.
Занятия приводятся в группах (в среднем – 10 учащихся) по 2 учебных
часа в неделю, 68 часа в год.
Обучение основам скульптуры опирается на следующие принципы:
- связь с реальной жизнью, с традициями скульптуры, народного
искусства.
- развитие умения воспринимать трехмерную форму предметов
окружающей действительности и искусства;
- формирование понятия о соотношении форма, массы, пропорций и
фактуры;
- формирование посильного умения создавать художественный
объем;
- знакомство с разнообразными приемами лепки.
Задачи данной программы:
- формирование художественно – эстетического вкуса;
- приобретение детьми некоторых профессиональных умений,
навыков и знаний в области пространственного мышления;
- развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности,
фантазии, воображения;
- освоение начальных сведений об изобразительном искусстве и
скульптуре, его художественном языке.
- освоение навыков работы с пластилином;
- раскрытие уникальных способностей каждого, радость от
созидания, формирование своего собственного пути.
- подготовка к изучению предмета «Скульптура».

5

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятельно
й работы

Наименование темы

Максимальная
учебная
нагрузка

№

Вид учебного
занятия

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Подготовка к получению предпрофессионального образования»

I полугодие

1.

Вводная беседа. «Листопад» (рельеф).

2.

«Детская площадка в аквапарке»
(круглая скульптура, пластилиновая
живопись).
Пластилиновая живопись. Осенний
пейзаж.
«Парад геометрических фигур»
(рельеф).
Домашние животные. Круглая
скульптура.
Дикие животные. Круглая скульптура.

3.
4.
5.
6.
7.

Новогодний сувенир. Круглая
скульптура.
Итого:

6

2

4

4

1

3

5

2

3

9

3

6

8

3

5

8

3

5

9

3

6

43

17

32

6

2

4

9

3

6

9

3

6

II полугодие
8.

«Комната моей мечты». Освоение
пространства.

9.

Военная техника. Круглая скульптура.

10.

«Профессия мечты». Фигура человека.
Круглая скульптура.

11.

«Открытка». Рельеф.

3

1

2

12.

Сказочное животное из жгута. Круглая
скульптура.
«День космонавтики». Рельеф.

6

2

4

9

3

6

«По мотивам народных сказок». Итоговая
работа.

11

3

8

Итого:

53

17

36

Итого общее:

102

34

68

13.
14.

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводная беседа. «Листопад» (рельеф).
Вводная беседа о скульптуре. Знакомство с пластикой живого листа
(натурный материал). Эскизирование, ритмизация плоскости для создания
ощущения движения (по кругу, диагонали и т. д.).

Повторение знаний,

умений, навыков предыдущего года обучения. Создание рельефа из 3- 4
листьев. Самостоятельная работа: поиск интересной формы листочков.
Тема 2. «Детская площадка в аквапарке» (круглая скульптура,
пластилиновая живопись).
Создание детской площадки в аквапарке по памяти или воображению с
использованием

круглой

скульптуры

и

пластилиновой

живописи.

Самостоятельная работа: поиск интересной формы горок.
Тема 3. Пластилиновая живопись. Осенний пейзаж.
Пластилиновая живопись. Эскизирование и создание осеннего пейзажа
путем смешивания пластилина, получения новых оттенков. Самостоятельная
работа: поиск идей для пейзажа.
Тема 4. «Парад геометрических фигур» (рельеф).
Эскизирование и создание композиции

с

помощью

шаблонов

(квадрат, круг, треугольник) трехуровневого рельефа. Самостоятельная
работа: доработка задания.
Тема 5. Домашние животные. Круглая скульптура.
Эскизирование

и

создание

домашнего

животного

с

помощью

геометрических фигур. Декорирование формы. Самостоятельная работа:
просмотр наглядного материала.
Тема 6. Дикие животные. Круглая скульптура.
Эскизирование

и

создание

дикого

животного

с

помощью

геометрических фигур. Декорирование формы. Самостоятельная работа:
просмотр наглядного материала.

7

Тема 7. Новогодний сувенир. Круглая скульптура.
Знакомство с сувенирной продукцией. Разработка сувенира по мотивам
символов восточного календаря. Стилизация формы и ее декорирование.
(круглая

скульптура).

Самостоятельная

работа:

просмотр

наглядного

материала.
Тема 8. «Комната моей мечты». Освоение пространства.
Создание интерьера (угол комнаты). Создание мебели, предметов быта.
Правильно заполнить пространство. Самостоятельная работа: просмотр
наглядного материала.
Тема 9. Военная техника. Круглая скульптура.
Эскизирование и создание круглой скульптуры военной техники.
Самостоятельная работа: просмотр наглядного материала.
Тема

10.

«Профессия

мечты».

Фигура

человека.

Круглая

скульптура.
Знакомство с пластикой человеческого тела. Эскизирование и создание
фигурки человека по замыслу учащегося с использованием формы шара,
конуса, цилиндра, жгутов. Декорирование образа. Самостоятельная работа:
просмотр наглядного материала.
Тема 11. «Открытка». Рельеф.
Эскизирование и создание рельефной открытки на 8 Марта с
использованием

декора

(жгуты,

налепы,

процарапывание

и

т.д.).

Самостоятельная работа: поиск поздравления.
Тема 12. Сказочное животное из жгута. Круглая скульптура.
Эскизирование и создание круглой скульптуры сказочного животного
по замыслу учащегося из жгута, декорирование. Самостоятельная работа:
поиск интересной формы.
Тема 13. «День космонавтики». Рельеф.
Эскизирование

и

создание

рельефной

композиции

ко

Дню

Космонавтики с использованием декора (жгуты, налепы, процарапывание и

8

т.д.). Самостоятельная работа: поиск информации по празднику, доработка
задания.
Тема 14. «По мотивам народных сказок».
Итоговая работа. Выполнение рельефа по мотивам народных сказок.
Самостоятельно выбрать отдельного героя или сюжет, определить способы
и приёмы лепки, в зависимости от характера образа придать персонажам
сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма).
Выставка работ, на которой демонстрируются знание умение и навыки,
полученные

учащимися

при

изучении

предмета

«Скульптура».

Самостоятельная работа: поиск информации, поиск форм, выбор темы.

9

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся, освоившие программу «Скульптура», должны:
• свободно владеть лепным материалом (пластилин);
• знать исходные формы и уметь выполнять их в любых размерах и
пропорциях;
• знать и правильно использовать приемы декорирования;
• уметь использовать плоские рисованные изображения для создания
объемных форм;
• знать терминологию скульптуры в рамках программы;
• уметь выполнять работы в барельефе, горельефе, контррельефе;
• сформировать пространственное мышление.

10

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценивание

работ

осуществляется

по

двум

направлениям:

практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием
оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов,
оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и
раскрытие

темы

задания.

Это

обеспечивает

стимул

к

творческой

деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения в
работе с пластилином.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть
небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под
неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и учебно-наглядные пособия:
• Столы, стулья;
• Натюрмортные столики;
• Демонстрационные полки;
• Доска ученическая;
• Лучшие работы учащихся прошлых лет;
• Работы тагильских скульпторов (подлинники);
• Ножи, стеки;
• Гипсовые образцы рельефов и круглой скульптуры;
• Доски для создания рельефов;
11

• Инструменты для декорирования;
• Демонстрационные пособия.

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронова О. П. Искусство скульптуры (нар. университет, факультета
литер. и искусства) – М.: Знание, 1981
2. Глазова М. газета «Начальная школа» Учителю на заметку Я леплю из
пластилина. № 27 – 28 2003 с. 1 – 64.
3. Горяева Н. А. Островская Декоративно прикладное искусство в жизни
человека М. 2000
4. Горичева В. С. Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Ярославль 1998
5. Кнабе Г. Искусство № 11 – 2003; с 2 – 3
6. Конышева Н. М. Чудесная мастерская Ассоциация XXI века 2001
7. Конышева Н. М. Наш рукотворный мир Ассоциация XXI века 2001
8. Конышева Н. М. Секреты мастеров Ассоциация XXI века М. 2001
9. Левин В. А. Воспитание творчества № 12 – 2003, с 5 – 20; № 13 – 2003
с. 9 – 16
10. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное
пособие 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство 1982.
11. Петров В. Ф. Юрий Чернов. Скульптор и его герои. – М.: Советский
художник, 1988.
12.Скульптура малых форм. Альбом. Бабурина Надежда. – М.: Советский
художник, 1982
13.Скульптура. История искусств для детей. - М.: 2002
14.Эпельбаум- Марченко Б. Реальность и фантазия. Скульптура Альбом –
М.: Советский художник, 1986

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».