1 2 общеразвивающих программ в области искусств с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Положение направлено на организационно-методическое, материальнотехническое, организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения в МБУ ДО «Детская художественная школа № 2» (далее - Школа). Для целей реализации настоящего Положения применяются следующие основные понятия: - электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников; - дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств (далее – образовательные программы) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Применение дистанционного обучения позволяет Школе расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы ДШИ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей. В периоды особых режимных условий Школа обеспечивает переход учащихся на дистанционное обучение. Видами использования дистанционного обучения являются: - реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - реализация образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как 3 вспомогательных средств обучения. По решению Школы реализация образовательных программ может осуществляться путем смешанных форм обучения. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа: - создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды (платформы), обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; - обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется Школой самостоятельно, и контроль соблюдения установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 1. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения 1.1. Переход на дистанционное обучение, объявляемое для всех обучающихся, устанавливается приказом руководителя Школы. Школа, обеспечивая дистанционное обучение: - формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут (расписание занятий в Школе устанавливается на основании приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут1). - информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и промежуточного контроля по учебным предметам, проведения консультаций; - организует ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме. Пункт 3.2. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04. 1 4 Школа размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия учащихся в строго определенное время. Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя (законного представителя). При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Школа обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или) учебные планы в части изменения календарных, календарнотематических планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения (лекция, онлайн консультация, онлайн конференция, вебинар и другие), использования технических средств обучения. В случае возможности дистанционного обучения в форме онлайн конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые) формы проведения занятий по соответствующим учебным предметам. Дистанционное обучение обеспечивается разработанным учебным, учебнометодическим материалом, позволяющим осуществить педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с реализуемыми образовательным программами. 1.2. Право на получение дополнительного образования в дистанционной форме может получить каждый обучающийся Школы в исключительных случаях (длительного заболевания, период реабилитации после травмы), имеющий физические способности самостоятельно выполнять задания под дистанционным контролем преподавателя, а также технические возможности выхода в Интернет, обладающий высокой степенью мотивации к обучению с использованием дистанционного обучения, активной самостоятельной познавательной деятельностью. Обучающийся также должен уверенно владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением (операционной системой, офисными приложениями и т.п.), базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). Перевод обучающихся, на обучение в дистанционной форме производится на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, решения Педагогического совета Школы, оценивающего возможность дистанционного обучения педагогическим коллективом, в течение трех последующих рабочих дней издается приказ директора Школы. 5 При переводе обучающегося на дистанционное обучение родители (законные представители) знакомятся с необходимыми дистанционными ресурсами. Необходимые для обучения и самостоятельной работы обучающихся учебные материалы, изготавливаются и передаются обучающимся в электронном виде, посредством сети Интернет. Материалы могут содержать: методические рекомендации для обучающегося по освоению учебного материала, особенностям и порядку работы с ним; систему открытого планирования всех тем и разделов урока; последовательное изложение учебного материала; интерактивные тесты; учебно-методический образовательный комплекс в электронном виде. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает: значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. 2. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, Школа обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой. Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе электронных ресурсов – платформы Скайп и других2. Для осуществления бесперебойного процесса разрабатывается инструкция по пошаговым действиям участников дистанционного обучения. Организация дистанционного обучения обеспечивается соответствующим техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся достаточным оборудованием решение об обеспечении дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по учебным предметам Школа обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) каждому обучающемуся. Выбор и использование бесплатной доступной платформы осуществляется Детской школой искусств самостоятельно. 2 6 3. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения При переходе на дистанционное обучение с педагогическими работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых устанавливаются: новые условия труда, права и обязанности, ответственность, определенные для работодателя и работника в условиях применения дистанционного обучения. При переходе на дистанционное обучение Школа через ответственных лиц: - актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов, - обеспечивает создание (при необходимости) тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор и обработку письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса. Школа разрабатывает и утверждает: - формы расписаний учебных занятий, проводимых в рамках дистанционного обучения, формы отчетов педагогических работников о проведенных занятиях, формы учета посещаемости и успеваемости обучающихся (при необходимости). Педагогические работники: - планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; - выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций. Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного обучения: 1. Видеоурок – урок в записи. 2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью видео коммуникаций преподавателя и группы обучающихся. 3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы обучающихся; ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до возможностей конференции. 4. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и 7 обучающимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем учащемуся по установленным каналам связи. 5. Индивидуальное занятие – урок с обучающимся в реальном времени. Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео общение преподавателя и обучающегося. 6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных форматах в установленный для обучающихся промежуток времени и по установленному Школой расписанию. 7. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего (промежуточного) контроля. При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы обучающихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: 1-2 классы ОУ - 15 минут, 3-4 классы ОУ - 15 минут, 5-7 классы ОУ - 20 минут, 8-11 классы ОУ - 25 минут. К другим способам использования дистанционных образовательных технологий в Школе относятся следующие: - дистанционная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - дистанционные консультации; - организация самостоятельной работы обучающихся в каникулярный период, период карантина; - организация реализации отдельных учебных предметов за пределами осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного обучения; - организация занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни; - реализация индивидуальных дистанционного обучения. учебных планов с использованием При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных материалов является решающим фактором успешности реализации образовательной программы в дистанционной форме. 8 Под разработкой учебных материалов понимается: использование и корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры. Учебные материалы: - разрабатываются с учетом поурочной подачи; - разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий; - обладают качествами, деятельность обучающихся; которые стимулируют самостоятельную - позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание выполнения заданий; - включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы; - разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов передачи учебного материала от преподавателя и результатов самостоятельной работы – от обучающегося. Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом комплексе является форма учебника, в структуре которого предусматривается наличие теоретических сведений, практических заданий, вопросов, направленных на освоение теоретических знаний. Наличие данного комплекса позволяет в ситуации установленного периода дистанционного обучения моделировать традиционный учебный процесс, максимально адаптируя его к новым условиям. Комплекс, созданный преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий, мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно заменить учебник. В целях разработки учебно-методических комплексов в Школе могут создаваться временные творческие коллективы. Коллективная работа позволит осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. Разработанные комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку школы, могут стать актуальным и полезным материалом для молодых преподавателей. 4. Организация рабочего времени. Трудовые действия преподавателя в период организации дистанционного обучения. 9 В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени)3. В период проведения дистанционного обучения установленная преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом: -проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, урокивебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся, консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание. В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного обучения включается: - проведение работ по корректировке календарных, календарнотематических планов, по внесению изменений в рабочую программу учебного предмета; - разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного поурочного плана); - разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы обучающихся, в том числе создание видеоуроков, анализ и подбор электронных ресурсов; - оперативное информирование обучающихся и родителей об особенностях организации учебного процесса; - рассылка необходимых учебных материалов; - организация самостоятельной работы учащихся; - контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга учащихся. 5. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет успеваемости и посещаемости учащихся Учет часов учебной работы педагогических работников осуществляется на основании ежедневных отчетов преподавателей по установленной Школой форме. Форма отчета преподавателя МБУ ДО «ДХШ № 2» о выполнении учебной нагрузки Дата___________________________ № Класс комплекта/ кол-во присутству ющих на уроке Препода ватель (ФИО) Учебный предмет, тема (как в рабочей программе) Форма урока Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Текущий контроль Форма (что и куда отправить в случае выполнения задания классом) Сроки (когда, дата, при необход имости время) Консультация Форма (viber, watsap p, vkonta kte и т.д.) Сроки (когда, дата, время проведения урока) Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" 3 10 (Видеоурок, урокконференция, уроквебинар,организац ия и сопровождение самост.раб. уч-ся, консультация,online-задания, skypeобщение) (Ссылка на прикрепленное задание и доп. материалы на официальных сайтах viber, watsapp, vkontakte и т.д.) Учет посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляется на основе форм учебной документации, применяемой в Школе. Для учета посещаемости и успеваемости обучающихся используется электронный журнал учета дистанционного обучения, разработанный Школой (Приложение 1). Журнал заполняется на весь период дистанционного обучения с применением электронных технологий. Предоставляется по требованию заместителя директора по учебной работе в электронном виде. По окончанию периода дистанционного обучения журнал предоставляется в печатном виде и подшивается к основным журналам.