Положение о дистанционном обучении ДХШ № 2

1

2

общеразвивающих программ в области искусств с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение направлено на организационно-методическое, материальнотехническое, организационно-педагогическое обеспечение дистанционного
обучения в МБУ ДО «Детская художественная школа № 2» (далее - Школа).
Для целей реализации настоящего Положения применяются следующие
основные понятия:
- электронное обучение - организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
- дистанционные образовательные технологии - образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных
предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области
искусств в детских школах искусств (далее – образовательные программы) с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Применение дистанционного обучения позволяет Школе расширить свои
возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных
условиях, в том числе при изменении режимов работы ДШИ (по климатическим,
санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной
самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного времени, в
создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
В периоды особых режимных условий Школа обеспечивает переход
учащихся на дистанционное обучение.
Видами использования дистанционного обучения являются:
- реализация образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий;
- реализация образовательных программ или их частей с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как

3

вспомогательных средств обучения.
По решению Школы реализация образовательных программ может
осуществляться путем смешанных форм обучения.
При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий Школа:
- создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды (платформы), обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места
нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется Школой самостоятельно, и контроль соблюдения
установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка результатов
обучения.
1. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения
1.1. Переход на дистанционное обучение, объявляемое для всех
обучающихся, устанавливается приказом руководителя Школы.
Школа, обеспечивая дистанционное обучение:
- формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с
учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая
дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут
(расписание занятий в Школе устанавливается на основании приказа Минобрнауки
России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего
времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность», исходя из продолжительности
занятий – не более 30 минут1).
- информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных
программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том числе
знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и
промежуточного контроля по учебным предметам, проведения консультаций;
- организует ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме.

Пункт 3.2. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, направленных письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04.
1

4

Школа размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих
присутствия учащихся в строго определенное время.
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на организацию
учебного процесса в форме дистанционного обучения подтверждается
документально (наличие письменного заявления родителя (законного
представителя).
При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий Школа обеспечивает
внесение соответствующих корректировок в рабочие программы учебных
предметов и (или) учебные планы в части изменения календарных, календарнотематических планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения (лекция,
онлайн консультация, онлайн конференция, вебинар и другие), использования
технических средств обучения. В случае возможности дистанционного обучения в
форме онлайн конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые)
формы проведения занятий по соответствующим учебным предметам.
Дистанционное обучение обеспечивается разработанным учебным, учебнометодическим материалом, позволяющим осуществить педагогический процесс в
дистанционном формате в соответствии с реализуемыми образовательным
программами.
1.2. Право на получение дополнительного образования в дистанционной
форме может получить каждый обучающийся Школы в исключительных случаях
(длительного заболевания, период реабилитации после травмы), имеющий
физические способности самостоятельно выполнять задания под дистанционным
контролем
преподавателя,
а
также
технические
возможности выхода в Интернет, обладающий высокой степенью мотивации
к обучению с использованием дистанционного обучения, активной
самостоятельной познавательной деятельностью. Обучающийся также должен
уверенно владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и
программным
обеспечением
(операционной
системой,
офисными
приложениями и т.п.), базовыми навыками работы со средствами
телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска
информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.).
Перевод обучающихся, на обучение в дистанционной форме производится на
основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, решения Педагогического
совета Школы, оценивающего возможность дистанционного обучения
педагогическим коллективом, в течение трех последующих рабочих дней издается
приказ директора Школы.

5

При переводе обучающегося на дистанционное обучение родители (законные
представители) знакомятся с необходимыми дистанционными ресурсами.
Необходимые для обучения и самостоятельной работы обучающихся учебные
материалы, изготавливаются и передаются обучающимся в электронном виде,
посредством сети Интернет.
Материалы
могут
содержать:
методические
рекомендации
для обучающегося по освоению учебного материала, особенностям и порядку
работы с ним; систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
последовательное изложение учебного материала; интерактивные тесты;
учебно-методический образовательный комплекс в электронном виде.
Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме,
предусматривает:
значительную
долю
самостоятельных
занятий
обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий;
регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся.

2. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения
При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, Школа обеспечивает
доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде,
представляющей
собой
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств,
необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии)
взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой.
Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе
электронных ресурсов – платформы Скайп и других2. Для осуществления
бесперебойного процесса разрабатывается инструкция по пошаговым действиям
участников дистанционного обучения.
Организация дистанционного обучения обеспечивается соответствующим
техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся
достаточным оборудованием решение об обеспечении дистанционного обучения
для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.
В случае временного перевода всех обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по учебным предметам Школа
обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы
(электронной библиотеке) каждому обучающемуся.
Выбор и использование бесплатной доступной платформы осуществляется Детской школой искусств
самостоятельно.
2

6

3. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения
При переходе на дистанционное обучение с педагогическими работниками
заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых
устанавливаются: новые условия труда, права и обязанности, ответственность,
определенные для работодателя и работника в условиях применения
дистанционного обучения.
При переходе на дистанционное обучение Школа через ответственных лиц:
- актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и методические
материалы по использованию электронного обучения и дистанционных
образовательных
технологий
для
обучающихся,
педагогических
и
административных работников, ответственных за организацию учебной
деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов,
- обеспечивает создание (при необходимости) тестовых заданий,
публикацию объявлений, сбор и обработку письменных работ обучающихся, а
также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода
образовательного процесса.
Школа разрабатывает и утверждает:
- формы расписаний учебных занятий, проводимых в рамках дистанционного
обучения, формы отчетов педагогических работников о проведенных занятиях,
формы учета посещаемости и успеваемости обучающихся (при необходимости).
Педагогические работники:
- планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного обучения,
создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
- выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или
аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного
обучения:
1. Видеоурок – урок в записи.
2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью видео
коммуникаций преподавателя и группы обучающихся.
3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы обучающихся;
ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися могут
осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в «вебинарной
комнате» функционала: от коммуникации через чат – до возможностей
конференции.
4. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся –
учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и

7

обучающимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем
учащемуся по установленным каналам связи.
5. Индивидуальное занятие – урок с обучающимся в реальном времени.
Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео общение
преподавателя и обучающегося.
6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных
форматах в установленный для обучающихся промежуток времени и по
установленному Школой расписанию.
7. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего (промежуточного)
контроля.
При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы
обучающихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с
изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях»:
1-2 классы ОУ - 15 минут,
3-4 классы ОУ - 15 минут,
5-7 классы ОУ - 20 минут,
8-11 классы ОУ - 25 минут.
К другим способам использования дистанционных образовательных
технологий в Школе относятся следующие:
- дистанционная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
- дистанционные консультации;
- организация самостоятельной работы обучающихся в каникулярный
период, период карантина;
- организация реализации отдельных учебных предметов за пределами
осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного
обучения;
- организация занятий с использованием дистанционных образовательных
технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни;
- реализация индивидуальных
дистанционного обучения.

учебных

планов

с

использованием

При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных
материалов
является
решающим
фактором
успешности
реализации
образовательной программы в дистанционной форме.

8

Под разработкой учебных материалов понимается: использование и
корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка
тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка
материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а
также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств,
библиотек, других учреждений культуры.
Учебные материалы:
- разрабатываются с учетом поурочной подачи;
- разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий;
- обладают качествами,
деятельность обучающихся;

которые

стимулируют

самостоятельную

- позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание выполнения
заданий;
- включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы;
- разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов
передачи учебного материала от преподавателя и результатов самостоятельной
работы – от обучающегося.
Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом
комплексе является форма учебника, в структуре которого предусматривается
наличие теоретических сведений, практических заданий, вопросов, направленных
на освоение теоретических знаний. Наличие данного комплекса позволяет в
ситуации установленного периода дистанционного обучения моделировать
традиционный учебный процесс, максимально адаптируя его к новым условиям.
Комплекс, созданный преподавателем самостоятельно, составленный на основе
собственных разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий,
мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно заменить
учебник.
В целях разработки учебно-методических комплексов в Школе могут
создаваться временные творческие коллективы. Коллективная работа позволит
осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в наиболее короткие
сроки. Разработанные комплексы будут успешно применяться в дальнейшем,
пополнят библиотеку школы, могут стать актуальным и полезным материалом для
молодых преподавателей.
4. Организация рабочего времени. Трудовые действия преподавателя в
период организации дистанционного обучения.

9

В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время
преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая часть
рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего
времени)3.
В период проведения дистанционного обучения установленная
преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом:
-проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, урокивебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся,
консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание.
В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного
обучения включается:
- проведение работ по корректировке календарных, календарнотематических планов, по внесению изменений в рабочую программу учебного
предмета;
- разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного
поурочного плана);
- разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы
обучающихся, в том числе создание видеоуроков, анализ и подбор электронных
ресурсов;
- оперативное информирование обучающихся и родителей об особенностях
организации учебного процесса;
- рассылка необходимых учебных материалов;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся, проведение
консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга
учащихся.
5. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет
успеваемости и посещаемости учащихся
Учет часов учебной работы педагогических работников осуществляется на
основании ежедневных отчетов преподавателей по установленной Школой форме.
Форма отчета преподавателя МБУ ДО «ДХШ № 2»
о выполнении учебной нагрузки
Дата___________________________
№ Класс
комплекта/
кол-во
присутству
ющих на
уроке

Препода
ватель
(ФИО)

Учебный
предмет,
тема
(как в рабочей
программе)

Форма урока

Электронные
образовательные
ресурсы (ЭОР)

Текущий контроль

Форма
(что и куда
отправить в
случае
выполнения
задания
классом)

Сроки
(когда,
дата, при
необход
имости
время)

Консультация

Форма
(viber,
watsap
p,
vkonta
kte и
т.д.)

Сроки
(когда, дата,
время
проведения
урока)

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и
времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
3

10
(Видеоурок, урокконференция,
уроквебинар,организац
ия и
сопровождение
самост.раб. уч-ся,
консультация,online-задания, skypeобщение)

(Ссылка на
прикрепленное
задание и доп.
материалы на
официальных
сайтах viber,
watsapp,
vkontakte и т.д.)

Учет посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляется на основе
форм учебной документации, применяемой в Школе. Для учета посещаемости и
успеваемости обучающихся используется электронный журнал
учета
дистанционного обучения, разработанный Школой (Приложение 1).
Журнал заполняется на весь период дистанционного обучения с
применением электронных технологий. Предоставляется
по требованию
заместителя директора по учебной работе в электронном виде. По окончанию
периода дистанционного обучения журнал предоставляется в печатном виде и
подшивается к основным журналам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».